«Духи летают в воздухе»
Феофан Затворник
Существует мнение, что у каждого интересного персонажа обязательно должен быть прототип. Обычно писатель не столько придумывает своего героя, как берет черты в человека чем-то очаровавшего его, завладевшего воображением, заставившего думать и мечтать. И в этом плане Воланд из романа Михаила Булгакова не исключение. И это не удивительно, ведь Воланд является в романе не в адском пламени с рогами и хвостом, а оказывается на Патриарших прудах в Москве в образе иностранца прибывшего в Советский союз и теперь с удовольствием наблюдающих за тем, как изменился город и его жители. Не без удовольствия и любования, автор дает его приметы, и даже акцент у князя тьмы то появляется, то исчезает, как у увлекшегося и забывшего про маскировку человека. То есть, Воланд Булгакова проявляет вполне человеческие качества.
Но, не буду вас томить и дальше, и скажу одним из прототипов Воланда был – Роберт (Роберто) Людвигович Бартини (настоящее имя – Роберто Орос ди Бартини 14 мая 1897, Фиуме, Австро‑Венгрия – 6 декабря 1974, Москва).
Бартини – итальянская аристократическая семья, отец Роберта имел наследственный титул барона. Тем не менее Роберто Бартини вошел в историю как убежденный коммунист, уехавший из фашистской Италии в СССР, где вскоре стал известным авиаконструктором. Впрочем, слово «известный» мало подходит человеку, большую часть жизни проведшему под грифом «секретно». Но давайте обо всем по порядку.
Согласно официальной версии, Роберто – сын садовника, которого однажды увидела жена барона Лодовико Ороса ди Бартини, вице‑губернатора Фиуме (ныне – г. Риека в Хорватии) и решила взять на воспитание. Мальчику в ту пору исполнилось три года. На самом деле, все было спланировано заранее, Роберто – побочный сын барона и его любовницы, мальчика специально подбросили садовнику, чтобы рано или поздно малютка попался на глаза бездетной баронессы[1].
В 1912 году будучи гимназистом, Роберто увидел в Фиуме демонстрационные полеты русского авиатора Харитона Славороссова. После этого мальчик твердо решил стать авиаконструктором. Бартини владел несколькими европейскими языками, в 1916 г. окончил офицерскую школу, после чего отправлен на Восточный фронт и в ходе Брусиловского прорыва пленен в числе 417 тысяч солдат и офицеров центральных держав. Находился в лагере для пленных под Хабаровском, где, как предполагается, впервые встретился с большевиками.
В 1920 г. Роберто вернулся в Италию, но не для того, чтобы делать карьеру чиновника или тратить отцовские деньги пополняя ряды золотой молодежи. Роберто отправляется на миланский завод «Изотта‑Фраскини», где работает сначала разнорабочим, затем разметчиком, шофером, в то же время сдает экстерном экзамены в авиационное отделение Миланского политехнического института и в результате уже в 1921 г. получает диплом авиационного инженера. С того же года он член Итальянской коммунистической партии (ИКП), которой после смерти отца он и передал все свое наследство (10 млн долларов).
Как бывший фронтовик Бартини был сразу же поставлен в охрану руководителей коммунистической партии от фашистов. Группа Бартини также опекала советскую делегацию во главе с наркомом иностранных дел Г.В. Чичериным на Генуэзской конференции 1922 г.
После фашистского переворота в 1922 г. Бартини был направлен партией в Советский Союз. Так что с 1923 г. он жил и работал в СССР.
Работал на Научно‑опытном аэродроме ВВС (ныне – Чкаловский, ранее – Ходынское летное поле) лаборантом‑фото‑граммистом, экспертом технического бюро и одновременно военным летчиком. С сентября 1928 г., после ареста Д.П. Григоровича, наш герой возглавил экспериментальную группу ОПО‑3 ЦКБ по проектированию гидросамолетов в Севастополе. Начинал как инженер‑механик авиаминоносной эскадры, затем старшим инспектором по эксплуатации материальной части, то есть боевых самолетов, после чего получил «ромбы» комбрига (ныне не существующее звание, между полковником и генерал‑майором). С 1929 г. назначен начальником отдела морского опытного самолетостроения, а в 1930 г. Бартини уволили из ЦКБ за подачу в ЦК ВКП(б) докладной записки о бесперспективности создания объединения, подобного ЦКБ.
В том же году Бартини становится начальником вооружений РККА и после главным конструктором СНИИ (завод № 240) ГВФ (Гражданского воздушного флота).
В 1932 г. в СНИИ начаты проектные работы по самолету «Сталь‑6», на котором в 1933 г. установлен мировой рекорд скорости – 420 км/ч. Осенью 1935 г. создан 12‑местный пассажирский самолет «Сталь‑7» с крылом «обратная чайка». В 1936 г. самолет представлялся на Международной выставке в Париже, а в августе 1939 г. на нем установлен международный рекорд скорости на дистанции 5000 км – 405 км/ч.
На базе этого самолета по проекту Бартини создавался дальний бомбардировщик ДБ‑240 (позже классифицирован как Ер‑2), в связи с арестом Бартини разработку которого завершил главный конструктор В.Г. Ермолаев. Самолет назвали по его имени.
14 февраля 1938 г. Роберто Бартини был арестован НКВД по обвинению в связях с «врагом народа» Тухачевским, а также в шпионаже в пользу Муссолини. Последнее обвинение вообще абсурдно, Бартини уехал из Италии, как раз после того как к власти пришли фашисты. Итальянца судил суд «тройки» и приговорил к 10 годам лишения свободы. Оказавшись в заключении, Бартини разумеется сразу же попал в «шарашку» ЦКБ‑29, все-таки начальство понимало, что такой блестящий инженер принесет больше пользы в научном институте нежели, если станет махать киркой или рыть канавы. В шарашке он где работал до 1947 г. (с сентября 1946 г. – по совместительству с должностью главного конструктора ОКБ‑86 МВД). Бартини принимал участие в работе над бомбардировщиком Ту‑2 под руководством А.Н. Туполева, также находившегося в заключении. Туполев попросил перевести Бартини в группу заключенного Д.Л. Томашевича («бюро 101»), где проектировали истребитель. Бартини был счастлив хотя бы ценой потери свободы продолжать заниматься любимым делом, но в результате в 1941 г. всю группу Туполева освободили, Бартини же остался в заключении вместе с Томашевичем до конца войны.
В 1944‑1946 гг. Бартини строит транспортные самолеты. Итальянца освободили только после смерти Сталина, и только в 1956 г. его наконец-то реабилитировали.
Бартини уже трудился над большим самолетом‑амфибией вертикального взлета и посадки, который позволил бы охватить транспортными операциями большую часть поверхности Земли, включая вечные льды и пустыни, моря и океаны.
В 1967 г. нашего героя даже наградили орденом Ленина. «Бартини сделал доклад в сентябре 1974 года, в котором он предложил авианосцы на подводных крыльях. На скоростях 600‑700 км/ч шел авианосец, так что самолет мог садиться без гашения скорости. Когда Бартини сделал свой доклад, то Алексеев из Сормова отказался делать свой доклад, сославшись на то, что его доклад хуже», – вспоминал о нем П.Г. Кузнецов[2].
Так почему мы называем Бартини Воландом? Во‑первых, посмотрите на его портрет и сравните с описанием Воланда, который дает Булгаков: «Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой‑то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему‑то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец».
В «шарашках» заключенный Бартини выглядел совсем по‑другому. По воспоминаниям он носил обувь с деревянными подошвами, которые гремели по железным лестницам, оповещая всех и каждого о его приближении, на шее вместо шарфа итальянский барон и бывший миллионер носил вафельное полотенце, и, разумеется, на голове – старый берет, или шапочку, надетую, как берет.
Булгаков познакомился с Бартини, возможно, сразу после его приезда, когда Бартини предстал перед ним заграничным франтом. Природный аристократ, барон, красавец… добавьте к этому, ученый, работающий над какими‑то сверхсекретными проектами… умеющий делать нечто такое, что современники даже не способны себе представить, обладающий оригинальным и свободным мышлением, – ну чем не модель для Воланда, хотя лично я сравнила бы его с великим Леонардо. С Леонардо из шарашки.
Полагаю, первым признал сходство Бартини с Воландом Н.В. Якубович в книге «Великий Бартини. „Воланд“ советской авиации», вышедшей в 2013 г. в издательстве «Эксмо».
[1] Чутко И.Э.
Красные самолеты. М., 1978.
[2] Никаноров С.П., Кузнецов П.Г. и др. Инженер истории. Побиск Георгиевич Кузнецов // Восток: альманах. Вып. 1‑2 (25‑26). 2005. Янв.‑февр.