Найти в Дзене
Хронопортация

Зачем во время Второй мировой войны англичане и немцы сбрасывали на военные аэродромы деревянные бомбы

В 1946 г. на экраны СССР вышел замечательный фильм "Беспокойное хозяйство", в котором главные роли исполнили кумиры публики Михаил Жаров и Людмила Целиковская. Он моментально стал хитом. События в картине происходят на ложном аэродроме. Их в годы ВОВ повсеместно создавали недалеко от фронта, чтобы отвлечь авиацию вермахта от основных целей. Аналогичные аэродромы сооружали и другие участники ВМВ, в частности немцы. К делу они подходили очень серьезно и все рассчитывали до мелочей. Строили "подделки" специально обученные подразделения инженерных войск. В масштабе один к одному они сооружали ВПП (взлетно-посадочную полосу), КП (командный пункт), рулежные дорожки, землянки, вышки и т.д.; собирали 8-10 самолетов из фанеры, бензовозы, грузовики, зенитные орудия. Кроме того, прокладывали дорогу, рыли окопы. Располагались ложные аэродромы в 3-10 километрах от основных. Обслуживали их 10-15 человек, которые перемещали макеты самолетов, вели радиоигру. Все делалось настолько качественно, что пил

В 1946 г. на экраны СССР вышел замечательный фильм "Беспокойное хозяйство", в котором главные роли исполнили кумиры публики Михаил Жаров и Людмила Целиковская. Он моментально стал хитом. События в картине происходят на ложном аэродроме. Их в годы ВОВ повсеместно создавали недалеко от фронта, чтобы отвлечь авиацию вермахта от основных целей. Аналогичные аэродромы сооружали и другие участники ВМВ, в частности немцы. К делу они подходили очень серьезно и все рассчитывали до мелочей.

Строили "подделки" специально обученные подразделения инженерных войск. В масштабе один к одному они сооружали ВПП (взлетно-посадочную полосу), КП (командный пункт), рулежные дорожки, землянки, вышки и т.д.; собирали 8-10 самолетов из фанеры, бензовозы, грузовики, зенитные орудия. Кроме того, прокладывали дорогу, рыли окопы. Располагались ложные аэродромы в 3-10 километрах от основных. Обслуживали их 10-15 человек, которые перемещали макеты самолетов, вели радиоигру. Все делалось настолько качественно, что пилоты-новички и те, что недавно вернулись из госпиталя, часто по ошибке садились на фиктивные аэродромы. Порой случались курьезы и с генералами.

Строительство фиктивного объекта в годы ВМВ.
Строительство фиктивного объекта в годы ВМВ.

Авиация союзников и ВВС РККА намного чаще бомбили ложные аэродромы фрицев, чем настоящие. Но все же случались и проколы, когда "подделки" разоблачали. Порой дело даже доходило до подковырок, особенно их любили англичане. К примеру, однажды британские летчики сбросили на ложный аэродром люфтваффе деревянную бомбу в знак того, что раскрыли обман.

Когда я первый раз прочитал о деревянной бомбе, то засомневался, а было ли подобное на самом деле. Ведь сбросить муляж, значит помочь врагу, показав ему, что обман раскрыт. Это чревато трибуналом, поэтому я решил немного разобраться в данном вопросе. В итоге мне удалось обнаружить исследование француза Пьера-Антуана Кубурле.

Ложный аэродром гитлеровцев был расположен возле деревни, в которой жил его отец. Союзники раскусили обман и однажды ночью "ударили" по нему муляжами бомб, на которых было написано издевательское: "Wood for wood". В переводе на русский: "Дерево для дерева". Об этом Пьеру поведал Кубурле-старший. Пьер не поверил и изучил тему.

Гитлеровцы устанавливают макеты, имитирующие бомбардировщики у границы с Францией, фото: 1939 г.
Гитлеровцы устанавливают макеты, имитирующие бомбардировщики у границы с Францией, фото: 1939 г.

В результате в 2009 г. вышла его книга "Wood for wood". В ней рассказано, что деревянные бомбы британцы сбрасывали несколько раз, как с надписями, так и без них. Такой вот английский юмор. В Красной армии за подобное грозил трибунал, а в Британской армии свободы было намного больше. Для сравнения, в годы войны в РККА по приговору трибуналов расстреляли 157 тыс. солдат и офицеров, а в Британской армии по решению трибуналов приговорили к ВМН лишь 40 человек.

Кубурле даже удалось собрать небольшую коллекцию деревянных бомб, сброшенных на аэродромы, некоторые из них сохранились до наших дней. Также француз выяснил, что муляжи производила английская промышленность. С их помощью курсанты авиашкол отрабатывали точность бомбометания. После выхода книги версию Пьера подтвердил Вернер Тиль (1923 г.р.) – лейтенант вермахта, который служил в годы ВМВ на фальшивом аэродроме Боркхайде, под Берлином.

Он вспомнил, что однажды ночью над Боркхайде прошли британские самолеты, но взрывов не последовало, а утром на взлетной полосе обнаружили 6-8 муляжей бомб с ехидной надписью "Wood for wood". Мне стало интересно, а сбрасывали ли немцы деревянные бомбы на ложные аэродромы РККА? Потратил много времени, но оно того стоило. Сбрасывали! Об этом написано в мемуарах легенды авиации – генерал-полковника Решетникова.

У страха глаза велики!
У страха глаза велики!
"Ложных аэродромов в то время развелось немало – в каждой дивизии по штуке. Немцы эту навязчивость заметили и, еще не утратив чувства юмора, в одну из ночей прошли небольшой, но плотной группой через "подделку" у наших соседей, сбросили на нее деревянную бомбу и с ходу по всем правилам бомбометания разделали боевыми действующий".
Герой СССР, генерал Рещетников, мемуары "Что было - то было".

Не были немцы простаками. И последнее. "Что было - то было" – одна из лучших книг о ВОВ. Прочтите её, не пожалеете...

Делитесь своим мнением в комментариях, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Скоро будет много новых интересных статей, поэтому порекомендуйте его друзьям и знакомым.