Уважаемые подписчики и гости канала! Приветствую Вас! В этом посте мы будем знакомиться с очередным бывшим доходным домом, возведённом в 1903 году на Подольской улице, под № 34, по заказу купца 2-ой гильдии Петра Фомича Пантелеева, торговавшего золотыми и серебряными изделиями.
Исследуемый нами дом - шестиэтажный, с фасадом, решённым в стиле "Модерн".
Боковые оси постройки выделены ризалитами, а в её центре расположен 3-х этажный, со 2-го по 4-й этажи, эркер.
Единственный парадный вход, размещён прямо по центру здания. Проездная, ведущая во внутренний двор, арка устроена правее от единственного парадного входа.
Жаль, что не сохранилось ни подлинные двери, ни их фотографии. В общем, установлены железки, которых мы не заслужили.
Фасад первого этажа декорирован гранитной шубой, а цоколь - гидрофобным материалом.
Оконные проёмы первого этажа украшены широкими наличниками.
Вряд ли ещё служат эти вентиляционные отверстия, защищённые решётками.
Перейдём к осмотру убранства второго этажа.
Площадь фасада второго этажа рустована панелями гладкой штукатурки.
К сожалению, часть декора обвалилась. Дом срочно нуждается в реставрации. Интересно, оконные заполнения советские или подлинные, дореволюционные?
Проёмы окон формы неправильной арки сверху украшены замковыми камнями.
Вид на пространство ризалита на уровне второго этажа.
Не теряя времени, осмотрим фасад одного из боковых ризалитов, сегодня затянутых защитной сеткой. Увы, все оконные заполнения в ризалитной части здания заняты современными пластиковыми заполнениями.
На уровне третьего этажа окна со скруглёнными углами, сверху украшенные тремя выемчатыми вертикальными полосками и замковым камнем в виде кнопки.
Пространство между окнами 4-го и 5-го этажей занято нишами, в которых размещены рельефные украшения в виде ветвей или кустарников.
Эти же украшение ближе.
Проём окна в ризалите на уровне пятого этажа. Подоконники сверху и снизу отделанные пластично.
Осталось осмотреть оконный проём последнего, шестого этажа. Не устану повторять, что срочно нужны и ремонт и реставрация фасада. Штукатурка частично отсутствует и обнажён кирпич. Кровлю венчают милые ушки-щипцы.
Кратко осмотрим площадь фасада, расположенную между ризалитами. Взору представлен третий этаж. В этом месте простенки между окнами украшены декоративным кирпичом «кабанчиком» песочного цвета. Верхняя часть окон украшена круглыми кнопками и вертикальными выемчатыми полосками.
Оконные проёмы объединены широкими наличниками в вертикальные ленты, украшающие здание с 6-го по 3-й этаж.
Подоконники под проёмами четвёртого этажа и замковые камни над оконом третьего.
В оконном пространстве отмечаем деревянные советские заполнения.
Давайте перейдём к осмотру пятого этажа.
Уже знакомый нам флоральный декор между оконными проёмами четвертого и пятого этажей.
Общий вид фасада с 4 по 6 этажи. Обратите внимание на кронштейны, поддерживающие козырёк кровли.
Окна шестого этажа.
Подоконное пространство между 5-м и 6-м этажами. Смешение множества стилистических элементов. Замковые камни, кнопки, орнаменты на фоне гладкой штукатурки.
Общий план фасада 6-го этажа. Обратите внимание на вставки из керамической плитки жёлтого цвета, в простенках между оконными проёмами.
Так же на себя обращает внимание эркер, смонтированный в центральной части фасада, высотой со 2-го по 4-й этажи и шириной в две оси.
Эркер на уровне пятого этажа заканчивается балконом.
Роскошный козырёк в виде маркизы, укрывает балкон сверху.
Хмм. Подлинная ли это конструкция или?
Кованные украшения. Неужели оригинальные?
Осмотрев фасад здания, давайте заглянем во внутренний двор.
Вид на брандмауэр - угловую стену дома.
Кстати, эта брандмауэрная стенка в своё время была снята талантливым ленинградским фотографом Борисом Смеловым.
Итак, мы направляемся к арке, которая ведёт во внутренний двор! "Волнистые" потолки носят название "Своды Монье".
Двор скромный, повышен относительно Подольской улицы, так как внутри, на уровне цоколя когда-то располагался дровяной подвал.
Симпатичная форма двора-колодца.
Когда-то во дворе была возведена хозяйственная постройка. Я так и не понял её предназначения.
Склад или ретирадное место? Вряд ли автомобильный бокс. Вид на неё сверху вниз.
Генеральный план с указанной постройкой.
Визуализация постройки.
Всё-таки это одноэтажное каменное здание выполняло роль небольшого склада.
Покидаем внутренний двор.
Довольно богатый на отделку экстерьер, очень нуждающийся в реставрации. Познакомившись с наружным оформлением данного строения, перейдём к исследованию истории его появления.
План 1738 года показывает нам в интересующем нас месте ещё необжитую территорию, но скорее всего это было не так. Как раз в эти годы происходит становление слобод Лейб-гвардии полков Семёновского и Измайловского.
Следующий, более информативный план, датированный 1753-м годом, показывает зрителю уже зарегулированную местность, поделённую на линии. Малодетскосельский проспект в то время носил название Семёновской улицы, Семёновских светлиц. Постройки на всех участках расположены в шахматном порядке. Дом-огород, огород-дом.
Хочу сразу отметить, что поначалу мы будем следить за ходом развития двух участков, так как впоследствии они будут находиться продолжительное время в собственности нескольких домовладельцев. На фото особняк и доходный дом!
Примерно вот здесь, а может быть и точно на этом месте, в Сенатском атласе Санкт-Петербурга на 1798 год находилось одно из интересующих нас домовладений.
На 1804 год владельцами одного из участков представлены наследники канцеляриста Александра Егорова. Второй же участок находился в пользовании вдовы-лейтенантши Анны Тишиной.
В справочнике на 1809 год Александр Егоров указывается копеистом.
Соседний участок всё так же записан за генерал-лейтенантшей Тишиной.
К 1822 году оба они уже принадлежали титулярной советнице Чернявской.
План Санкт-Петербурга 1828 года. Все постройки на обоих участках - деревянные.
В справочнике 1836 года домовладельцем с фамилией Чернявский указана уже не женщина, а мужчина. Титулярный советник Чернявский.
Вероятно, речь идёт о Фёдоре Григорьевиче Чернявском, скончавшемся в 1835-м году и похороненном на Смоленском православном кладбище.
На 1844 год семейство Чернявских всё ещё являлось собственниками.
Через пять лет, к 1849 году, Чернявские расстанутся с имуществом, продав его следующему владельцу.
Очередным станет купец Федотов Ефим Федотович.
В справочнике 1854 года купец Федотов Е., видимо, Ефим, проживает в собственном доме в 4 квартале Московской части.
К 1862-му году участки вновь будут проданы и разным владельцам. Исследуемый нами, в том числе, под номером 32 находился в собственности Синелобова.
Купеческая книга 1865 года повествует нам об Алексее Ивановиче Синелобове, 73-х летнем купце, торгующему суровским товаром, то есть тканями, в Апраксином дворе. Купец также содержал ткацкое заведение в собственном доме на Верейской улице.
Справочник, датируемый 1868-м годом.
К этому времени Алексей Иванович указывается купцом 1-ой гильдии.
В справочнике 1869 года, Алексей Иванович владел двумя соседними участкам. Тот, что под номером 32, нас интересует больше, так как вскоре он получит свой постоянный номер - 34.
Согласно справочнику "Петербургский Некрополь", купец и потомственный почётный гражданин Алексей Иванович Синелобов скончается 31 декабря 1876-го года, в возрасте 85 лет.
Справочник 1875 года возвещает нам о новом домовладельце по фамилии Верещагин.
В том же, 1875-м году, участки вновь сменят своих владельцев. Наш, за старым номером 32, ныне 34, к 1888 году находился в собственности какого-то Гаврилова.
Участком под старым номером 34, нынешним 36, перейдёт в собственность некоего Слупского. Иван Блажеевич Слупский на 1886 год служил техником для освидетельствования торговых, ремесленных и прочих заведений и проживал в собственном доме на Подольской улице..
В 1889-м году произойдёт последняя смена нумерации домов, которая сохранится и до наших дней. К этому времени оба участка будут находиться в собственности семейства Слупских.
Академик, архитектор, статский советник Иван Блажеевич Слупский скончался в 1891 году.
Всё имущество, в том числе и домовладение перейдёт его супруге, вдове Слупской Екатерине Антоновне.
Справочник "Весь Петербург" на 1902 год. Слупские Екатерина Антоновна и её сын Дарий Иванович.
В 1902 году Екатерина Антоновна продаст, вероятно вынужденно, а может быть и из-за небольшой прибыли, участок под номером 34 купцу 2-й гильдии Пантелееву Петру Фомичу, который наймёт гражданского инженера Алексей Григорьевича Голубкова для проектирование и строительства доходного дома. Правда, в журнале "Зодчий" и только за 1903 год, представлено ходатайство о постройке на Подольской улице, 34 каменной одноэтажной постройки.
Визуализация одного из проектов дома купца П.Ф. Пантелеева.
Выдержка из купеческой книги 1904 года. Пётр Фомич - Санкт-Петербургский, 2-ой гильдии купец, проживающий на Верейской улице, содержащий магазин золотых и серебряных вещей в Гостином дворе, а также типографию в собственном доме . При нём состоит только жена Мария Ильинична.
Выдержка из справочника 1906-го года.
Но, в декабре 1905 года Пётр Фомич умирает в возрасте 48 лет.
После кончины мужа, его супруга и вдова Мария Ильинична, становится полноправной владелицей имущества. В 1907 году она продолжила бизнес умершего мужа по торговле серебряными и бриллиантовыми изделиями. В собственности Марии Ильиничны находились три дома.
В 1912 году Мария Ильинична Пантелеева продала свой дом на Подольской улице Глафире Ивановне Шмельцер, которая проживала на Троицкой улице (сейчас это улица Рубинштейна). В 1913 году у Глафиры Ивановны во владении находилось четыре дома.
В купеческой книге за 1913 год я обнаружил информацию о прусском подданном по имени Шмельцер Луи, который содержал ренсковый погреб, то есть винный склад.
Справочник "Весь Петроград" за 1915 год. Шмельцеров указано четверо. Все они являются одной семьёй. В 1915-м году семейство проживает на Таврической улице.
С 1916 года и до самой национализации частной собственности в пределах города, последними, а для кого-то крайними, владельцами представлены Гельфман Фёдор Николаевич и Шумилов Николай Петрович.
На 1917 год Фёдор Николаевич Гельфман представлен купцом 1-ой гильдии, проживающем на набережной реки Фонтанки, в доме 145. Жаль, что в купеческих книгах обнаружить записи о нём не удалось. На тот момент купец владел шестью домами.
Шумилов Николай Петрович на тот же 1917 год проживает на бывшей Знаменской улице, сегодня улице Восстания. Был ли он просто домовладельцем или занимался чем-то иным, увы неизвестно.
Вот так, изучив историю развития участка и его построек, переходим к осмотру единственной парадной лестницы.
Ещё раз повторюсь - категорически жаль, что входные уличные двери не сохранились в натуре или хотя бы на фото. Сам проём зажат широкими, светлого цвета, наличниками. Под ногами- выщербленное временем крыльцо.
Открываем уличную дверь и заходим внутрь.
Вид на сохранившийся исторический тамбур. Деревянная отделка стен и двустворчатые, филёнчатые двери.
Дверные филёнки уже давно забиты досками, а когда-то были расстеклованы.
Вид на тамбур и уличные железные двери изнутри.
Одна из створок тамбурных дверей.
Дверь, спрятанная за тамбурной, когда-то вела в рядом устроенную воротную арку.
Общий вид двери.
Осмотрев тамбур, проходим к лестнице и поднимаемся на площадку второго этажа. Жилые квартиры располагаются со второго по шестой этажи.
Парадный вестибюль просторный, подъём по лестнице сильно крутой. Стена и потолок обильно декорированы. Обратите внимание на центр потолочной панели. Видите тень от крюка?
Крюк для люстры для рассмотрения ближе.
Стены вестибюля поделены на панели.
Углы стеновых панелей украшены флоральными мотивами.
Общий план на парадный вестибюль с площадки второго этажа в сторону входных дверей.
На данном снимке необходимо обратить внимание на заглушенный оконный проём, выходящий на парадную лестницу. Неизвестно, что располагалось за данным проёмом, так как проектные поэтажные планы не совпадают с фактическими.
При входе на квартирную площадку второго этажа квартиросъёмщиков их гостей встречала дверь. Скорее всего все проёмы когда-то были остеклованы.
Вид на дверное заполнение со стороны лестницы.
Вид на дверное заполнение со стороны квартирной площадки.
Вид на лестницу с выключенным светом. Мистичненько.
На первой квартирной площадке, впрочем как и на всех остальных, располагается по две квартиры. На втором этаже, то есть первой квартирной площадке, сохранились оригинальные дверные заполнения.
Двустворчатые двери одной из коммунальных квартир.
Квартирные звонки.
К сожалению, тех людей, чьи фамилии указаны около звонков уже нет в живых.
В углу под лестницей прячется скромная, облицованная изразцами белого цвета, печь.
Дверь у печи ведёт, как выражаются местные, в колясочную.
Вид на печь сверху вниз.
За двери этой квартиры, благодаря доброму жильцу, удалось заглянуть и сделать фотографию прихожей.
Прихожая просторная.
У одного из звонков висит табличка с фамилией "Родионов".
Следуем на верхние этажи.
Вестибюль просторный и светлый, благодаря большому оконному проёму.
Поднимаемся на третий этаж.
Обратите внимание на изящные перильные ограждения.
К сожалению, они сохранились с существенными утратами.
В качестве декора ограждений выстпали изящные кованные листья.
Видимо утраченные кованные листочки со стеблями были выломаны и сданы в металлоприёмку.
Вид на оригинальные двустворчатые двери третьего этажа.
Красота! Привести их в порядок не составит особого труда. Нужны только желание и активность жителей квартиры.
Звонки коммунальной квартиры.
Старинная табличка с номером квартиры.
Поднимаемся на четвертый этаж.
И здесь, как и на предыдущей площадке, одна квартира коммунальная, а вторая вероятная частная. Не могу утверждать.
Декор на лестнице представлен в виде стеновых и потолочных панелей.
Вид на лестничную площадку жилого пятого этажа.
На уровне пятого этажа снова знакомые элементы. Одна из квартирных дверей относится к частной собственности, вторая квартирная дверь - к коммунальному жилью. Забыл обратить ваше внимание на пластичные рельефы на дверями - десюдепорты.
Нам осталось осмотреть последний шестой этаж.
Потолочная панель визуально поделена на три части, с лепными розетками во внутреннем пространстве. В самой большой, центральной части, когда-то свисала, вероятно на длинной подвеске, электрическая люстра.
Центральная лепная розетка более ближе к рассмотрению.
Поднимаемся с помощью лестницы на последний этаж.
Общий план вестибюля.
По-моему личному, но ничего не значащему мнению, это самый интересный этаж.
На одной из створок представленной на снимке двери, с советского времени сохранилась табличка "Квартира высокой культуры и образцового быта." И плюс ко всему ещё старинная табличка с номером квартиры.
А ещё дореволюционный механический звонок, но без надписи "Прошу повернуть".
Общий план на квартирную площадку последнего, шестого этажа.
Вход во вторую квартиру.
Двери квартиры под номером 12.
Здесь, так же как и на дверях напротив, сохранился старинный механический звонок.
Общий план площадки с квартирными дверями в сторону оконного проёма. Пришло время заканчивать осмотр парадной и вообще пост.
Лично мне очень понравился данный дом. И снаружи и внутри он великолепен.
Уважаемые подписчики и гости канала! Мы с вами закончили осмотр ещё одного значительного по внешнему виду дома, построенного в эпоху стиля "Модерн".
Очень Вас благодарю за интерес к истории Петербурга и тем более моему каналу!
До новой и надеюсь, скорой встречи, Друзья!