Найти тему

Плешивые «Леопарды», беззубые «Абрамсы»

Специалисты Минобороны России, изучившие образцы натовской военной техники, представленной на выставке трофеев в Москве, вынесли однозначный вердикт: так называемое превосходство западного вооружения на поверку оказалось дутым, фальшивым.

Уникальная экспозиция, открывшаяся в российской столице в первый день мая, вызвала немалый интерес у публики. По данным Минобороны России, количество посетителей, побывавших на площадках выставки за эти две с небольшим недели, превышает уже 600 тысяч человек. Символично, что экспозиция организована на площадке Музея Победы на Поклонной горе: как и восемь десятков лет назад, наша страна вновь демонстрирует, что пришедшие к нам с мечом от меча, от нашего праведного возмездия, и погибнут…

Вспоминается одиозный рекламный плакат, выложенный в одной из украинских соцсетей незадолго до начала поставок в ВСУ первых немецких танков «Леопард». Было это год или полтора назад. На той картинке настоящий леопард с хищным оскалом приготовился к прыжку. Авторы плаката будто бы намекали: уж этот-то зверь наведёт порядок на поле боя, от него пощады не жди…
И вот одноимённый танк с немецким флагом на борту застыл в жалком виде на выставке трофеев Российской армии в Москве. Облезлый, унылый, с потёртыми и кое-где прихваченными ржавчиной боками, с покорно опущенной пушкой…
– Я, возможно, кого-то разочарую, но каких-либо откровений при изучении этой техники мы не увидели, её состояние изначально было нам известно, – подчеркнул заместитель начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации генерал-майор Сергей Шалёный в ходе осмотра трофейной экспозиции, устроенного для группы российских и иностранных журналистов. – Никаких преимуществ у этих машин на том театре военных действий, где они сейчас применяются, в тех формах и методах ведения боевых действий, в которых они участвуют, по сравнению с нашей техникой нет.
Как отмечают в ГАБТУ Минобороны России, использование вооружения и военной техники НАТО в ходе нынешних событий в зоне спецоперации выявило очень много её слабых сторон. Например, западная пропаганда убеждала всех, что их школа танкостроения сделала упор на защищённость своих машин, на увеличение так называемого забронированного объёма. Однако это повлекло за собой очевидные проблемы, главная из которых – значительный рост массы танков, и как следствие, снижение манёвренности, проходимости.
Громоздкие, неповоротливые, но при этом якобы лучше защищённые танки НАТО в ряде случаев попросту превратились в удобные мишени для наших противотанкистов.
– Любая боевая машина – это баланс определённых качеств, прежде всего огневой мощи, подвижности, защищённости, – подчёркивает представитель ГАБТУ. – Улучшение одного показателя ведёт к неминуемому ухудшению другого. Как пример – увеличение массы машин крайне негативно повлияло на их подвижность, проходимость, на способность транспортировки по железной дороге, преодоления автомобильных мостов.
Кроме того, как поясняют специалисты, при современном уровне развития противотанкового оружия, артиллерии, других средств поражения увеличение массы бронированной техники, которое раньше ставилось в плюс, сейчас утратило своё значение. Есть мнение, что западными конструкторами в данное время достигнут предел возможностей в плане повышения объёма бронирования боевых танков, увеличения их массы. 65 тонн – куда ещё больше!
О неготовности натовской техники к реальному бою говорит также и исполнение ходовой части. Скажем, гусеницы того же «Леопарда» оказались зачем-то оснащены резиновыми башмаками.
– Это говорит о том, что машина в принципе не была предназначена для движения по бездорожью, на ней рассчитывали ездить только по трассам, в лучшем случае по просёлочным дорогам, – отмечает генерал-майор Сергей Шалёный. – Причём если на немецких танках хотя бы конструктивно предусмотрена замена этих резиновых башмаков на грунтозацепы, то на многих американских такой опции нет вовсе. Проходимость этих машин на местности, особенно в условиях украинских чернозёмов, оказалась крайне слабой.
Аналогичная ситуация вскрылась и при эксплуатации в зоне СВО тяжёлых бронированных колёсных машин производства США. Их когда-то в спешке создавали для операции «Буря в пустыне», причём строили на платформе обычных серийных гражданских грузовиков. В итоге какая-никакая защита у этих горе-броневиков присутствует, а вот вес оказался запредельным, из-за этого снизилась проходимость, упали скоростные характеристики. Эвакуировать в силу веса и громоздкости эти машины тоже оказалось делом практически невозможным. Машина застряла – приходилось её бросать. Кроме того, пробить «броню» такой техники оказалось несложно даже из нашей 30-мм пушки.

Никаких преимуществ у танков НАТО на том театре военных действий, где они сейчас применяются, в тех формах и методах ведения боевых действий, в которых они участвуют, по сравнению с российской
техникой нет

– Пока по итогам изучения трофейных образцов выявлены весьма незначительные инженерные и технические решения, способные представлять для нас интерес, – подчёркивает заместитель начальника Главного автобронетанкового управления Минобороны России генерал-майор Сергей Шалёный. – Наши машины превосходят западные по всем показателям. Что говорить – все танки, которые проектировались и выпускались у нас в стране с конца 1960-х годов, оснащены автоматическим механизмом заряжания. Натовская же техника такого устройства в полноценном виде не имеет до сих пор.
Ещё одна серьёзная проблема с поставленным Украине западным оружием вскрылась у ВСУ и после того, как возникла необходимость в проведении ремонта и обслуживании. Оказывается, такие манипуляции в силу их сложности реально выполнять только на стационарных производственных базах. Войсковой ремонт, как это принято в Российской армии, с быстрым возвращением техники в строй оказался невозможным.
– Именно поэтому мы сейчас очень мало видим натовских машин на линии боевого соприкосновения. Техника получила повреждения, оперативно устранить которые у противника не получается, – говорит Сергей Шалёный.
Трудности у ВСУ вызвала и подготовка экипажей для переданных Западом машин. В силу всё той же сложности техники такое обучение потребовало больше времени. В результате если наших специалистов можно подготовить за 3,5 месяца, то в ВСУ этот срок растянулся до 6,5 месяца. То есть даже в этом техника НАТО объективно проиграла нашей.
Широко разрекламированное чудо-оружие – танковые снаряды с сердечником из обеднённого урана, которыми Запад пугал нас некоторое время назад, оказались в условиях реального боя почти бесполезными.
– Надо понимать, что противоборство сейчас ведётся на достаточно больших дистанциях, превышающих дальность прямого выстрела из танка. Так называемая танковая дуэль – ситуация нетипичная, а следовательно, применение упомянутых снарядов против танковой брони (а эти боеприпасы разрабатывались именно для этого) зачастую бессмысленно, – отмечает замначальника ГАБТУ Минобороны России генерал-майор Сергей Шалёный. – Да и танк в целом предназначен не для этого, его используют для взлома укреплённых позиций, друг с другом на поле боя эти машины не сражаются, для этого есть противотанковые подразделения.
Это видно хотя бы по характеру нынешних повреждений боевых машин: если раньше они фиксировались в лобовой и боковых проекциях, то теперь поражение наносится в верхнюю полусферу, наименее защищённую, а это результат воздействия не снарядов, а FPV-дронов или ПТРК 4-го поколения, например Jawelin или NLAW.
К слову, именно защита верхней части боевых машин стала для наших проектировщиков, конструкторов, производителей в последнее время первостепенной задачей. Многое подсказывает и практика СВО, в результате появляются такие решения, как защитные козырьки или другие дополнительные средства прикрытия, прозванные армейскими острословами «мангалами».
При этом, надо сказать, что российские специалисты предлагают и куда более высокотехнологичные приёмы и методы прикрытия боевых машин. В частности, речь идёт о средствах РЭБ, выступающих в роли активной защиты, которой уже оснащаются современные танки Вооружённых Сил России, такие как Т-90М, Т-72Б3 и Т-80БВМ.
Возвращаясь к теме выставки на Поклонной горе, стоит сказать, что в Минобороны России предложили интересное организационное решение: об обстоятельствах поражения того или иного образца натовского вооружения рассказывают сами участники боёв в зоне СВО, выступающие в данном случае в качестве экскурсоводов. Отдельный рассказ – как эту технику вытаскивали с поля боя, как её доставляли в тыл.
– Эвакуация – всегда сложный процесс, каждая ситуация особенная, – говорит генерал-майор Сергей Шалёный. – Практически всегда наши военнослужащие выполняют эту задачу с риском для жизни.
К тому же надо иметь в виду, что эвакуированная техника часто повреждена, а это добавляет трудностей. Например, представленный на выставке в Москве «Леопард» оказался не на ходу – у него была повреждена трансмиссия, не вращались гусеничные ленты.
– Пришлось подойти к решению задачи креативно: демонтировать гусеницы, машину вытащить на опорных катках, а ленту транспортировать отдельно, – рассказал представитель ГАБТУ.
Ещё сложнее было с «Абрамсом». У него ходовая часть была уничтожена практически полностью. При этом машина весит более 60 тонн, в итоге, чтобы её вытащить, пришлось подцеплять трофей сразу двумя тягачами.
– Ещё раз скажу: каждая такая работа – это целая операция, – отмечает генерал-майор Сергей Шалёный.
По словам заместителя начальника Главного автобронетанкового управления Минобороны России, в настоящее время продолжается изучение конструкции, устройства трофейных боевых машин, технологий их производства. Этим заняты профильные институты, конструкторские бюро предприятий нашей промышленности. Надо понимать, что на выставке в столице представлены далеко не захваченные в ходе боёв машины – это лишь единичные экземпляры каждого вида, остальное сейчас передано в руки специалистов российской оборонки.

Дмитрий СЕМЁНОВ, «Красная звезда»