Часть 1
Прежде чем писать о том, какие будут школы в России, возрождающейся и развивающейся, в стране Общего Блага, духовной опоре и надежде всего человечества, необходимо кратко упомянуть о следующем. Если у кого-то теплится надежда на гладкое, мирное и неразрушительное решение текущего положения дел, то таковую надежду стоит отставить. Люди чувствительные в духовном плане уже понимают, что по-простому не будет. Даже статистика поисковых запросов в Яндекс, по словам «апокалипсис» и «конец света» (за миллион каждый месяц или близко к тому), показывает это общественное предчуствие. Что же это будет: выброс солнечного вещества, взбунтовавшееся ядро Земли или обещанная невидимая планета? Полагаю, что на этот вопрос нет ни у кого ответа. Но общее чувство того, что мы летим на огромной скорости, свернув с правильного пути, и впереди обязательно будет стена – это чувство есть, и оно достаточно распространено. Есть надежда, малая, но живая, что катастрофу эту мы переживем под знаком, и не будет массовой гибели людей, и на краю пропасти добрая рука остановит. Однако свои мечты о том, какими будут школы России, я отношу на время, которое наступит после.
Нравственная основа школы
Основой новой школы, школы Общего Блага будет гармоничное сочетание духовного и научного развития. Духовный путь и духовная сторона жизни будет изучаема наукой, а наука обретет свое полезное основание в понимании направления человеческой эволюции. Общее Благо обеспечит высокое качество синтеза этих двух начал.
В новых школах основным критерием будет польза для развития индивидуальности каждого учащегося. И этот подход устранит деление на классы по возрасту, надуманные оценки по формальным критериям, экзамены по формальным билетам и вопросам. Кто-то идет вперед быстро, кто-то усваивает знания медленнее, но идет широким фронтом. Нет смысла удерживать одних, или погонять и ущемлять других. Каждый должен будет получить от школы максимальную пользу для своего индивидуального развития. Будут забыты принятые ныне школьные правила, стремящиеся из классов создать прямоугольники, в которых одинаковые, как картонные коробки, ученики имеют одинаковые достижения и содержание. Этот фабричный способ массового производства человеков будет забыт и изъят из синтеза образовательных усилий. Вместо этого каждое доброе свойство в ученике будет заботливо выращиваться учителем, подобно ростку чудесного цветка. И духовный бриллиант каждого получит свою уникальную огранку. Нынешние учителя, хлебнувшие полной чашей от этих «бриллиантов» могут воскликнуть: «утопия!» - однако в будущем и семья будет соответствующей полноценной второй стороной воспитания и образования.
Урусвати знает великое значение воспитания. Оно есть питание всем возвышенным и утонченным. Люди могут понять, что бережное воспитание открывает возможность правильному образованию. Но одно образование еще не восполнит воспитания. Каждый ребенок приходит в земную жизнь с уже сложенным характером. Можно облагородить и возвысить сущность человека, но нельзя изменить ее. Нужно, чтобы наставники опознали эту истину. Они должны прежде всего распознать неизменную сущность ребенка и уже по этой мерке прилагать все остальное.
Живая Этика. Надземное, Книга 2
Основное внимание в школах будет отдано науке о мысли. Качество мышления будет одним из важнейших понятий и школьных предметов. Скажем точнее: мышление станет основой для всех остальных образовательных предметов, включая и предмет физической культуры.
Даже на самых простых физических действиях можно замечать влияние мысли. Например, можно бросать мяч с одинаковым физическим усилием, но сопровождая различными мыслями, и, конечно, сила удара будет различна. Так можно видеть сколько мы сами препятствуем или усиливаем даже обычные наши действия. Нужно вводить в школах подобные опыты, чтобы на простых физических аппаратах показывать силу мысли. Витамины сами принадлежат к области психической энергии, иначе говоря, относятся к сфере огненной, значит их объединение с огненной мыслью даст самое мощное сочетание.
Живая Этика. Мир Огненный, Книга 1
И, конечно же, главным движителем школьного образования будут учителя. Духовно просветленные и научно образованные, обладающие синтетическими знаниями и горящими идеалами Общего Блага, учителя станут золотым фондом страны. Пропасть будет между тем положением, в котором учителя находятся сегодня, и тем, какое заслуженное положение займут они в Новом Мире.
Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но знак невежества. Можно ли поручать детей человеку удрученному? Можно ли забыть какое излучение дает горе? Можно ли не знать, что дух подавленный не вызовет восторга? Можно ли считать учительство ничтожным занятием? Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обиды? Можно ли ощущать построение при скрежете зубовном? Можно ли ждать огней сердца, когда молчит дух? Так говорю, так повторяю, что народ, забыв учителя, забыл свое будущее. Не упустим часа, чтобы устремить мысль к радости будущего. Но позаботимся, чтобы учитель был самым ценным лицом среди установлений страны. Приходит время, когда дух должен быть образован и обрадован истинным познанием. Огонь у порога.
Живая Этика. Мир Огненный, Книга 1
Школа будет давать не только знания, основным назначением школы будущего станет развитие и воспитание качеств и возможностей юного человека, в первую очередь нравственных качеств, которые будут залогом успешности и личной, и общественной.
…требуется особое человеколюбие. Нужно воспитывать это качество наряду с чистотою тела и духа. Пусть гигиена духа займет свое место в школах, тогда Высокие Собеседования будут лучшими часами.
Живая Этика. АУМ
Не следует понимать жестокость, как болезнь, она, так же как и сквернословие, будет лишь выражением низшей природы.
В государстве оба эти мрачные исчадия должны быть изъяты законом. В начальных школах уже должны быть заложены принципы, поясняющие недопустимость двух низших пороков.
Живая Этика. Братство
Продолжение в следующей части.