Медленное стагнирование итальянского кино случилось так же резко, как и осовременивание мотивов самых известных режиссёров его "новой волны": Феллини, Антониони, Пазолини и Бертолуччи. Атмосферу, гиперболизированный эмоциональный окрас и красочную визуальную стилистику самых культовых работ своей родины смог совместить в одном авангардном флаконе провокатор Лука Гуаданьино: за двадцать пять лет с момента отсчёта кинематографической карьеры постановщик свернул с тропы итальянского авторского кино и перебрался в Голливуд, чтобы уже там совместить привычные тропы рафинированного американского кино и родного, приземлённого искусства Италии. Так широкой массе и открылось имя Гуаданьино: его трилогия "Желания", ремейк "Суспирии" (самого яркого представителя жанра джалло) и недавний "Целиком и полностью" заслужили всеобщий мировой почёт. Лука стал известен в народе, как самый открытый и готовый к экспериментам итальянец, воскресивший эпоху "новой волны". От того следующий его проект, "Претенденты", и превратился в одно из самых ожидаемых откровений нового года
С самого своего начала "Претенденты" говорят своему зрителю, что это не показушное американское кино со смазливым хэппи-ендом, мотивы которого будут проглядываться невооружённым взглядом сквозь экран. Гуаданьино сразу же оборачивает эстетические теннисные состязания в оболочку в чём-то неряшливого и, в иной момент, откровенного ромкома, объединяющего линии трёх главных героев фильма: подающей надежды молодой теннисистки Таши и двоих закадычных друзей, Арта и Патрика, пытающихся добраться до сердца желаемой девушки. "Претенденты" - кино о спорте с точки зрения любви, и о любви - с точки зрения спорта. Спортивные состязания превращаются в моральные исповеди, а сам теннис - в подобие романтического высказывания персонажей, которое они передают на зрителей
Гуаданьино часто представлял аудитории простую историю, завёрнутую в стильную и визуально отточенную оболочку, но в "Претендентах" же ставка идёт на меланхоличный роман, где режиссёр медленно раскрывает подноготную каждого из представленных ранее героев: многочисленные флэшбеки тринадцатилетней давности перекликаются с событиями настоящего, а сам Лука показывает моральное взросление своих персонажей через призму их действий в неопытной юности. В одной сцене героиня Зендаи предстаёт импульсивной и чересчур энергичной теннисисткой, а следующей за прошлым линии настоящего Гуаданьино передаёт Таше порцию внутренних метаморфоз, делая персонажа одновременно и привлекающим, и отталкивающим. Подобный приём постановщик проворачивает и с остальными героями
Да, в "Претендентах" нет протагониста и антагониста в полноценном понимании этого слова: Гуаданьино не разделят своих героев на хороших и плохих, не проводит черту между "белым" и "чёрным". Через многочисленные флэшбеки и запутанные линии прошлого режиссёр показывает внутренние тараканы в голове каждого из персонажей: в прошлом, например эмоционально доставалось Таше, в исполнении Зендаи, чьё сердце пытались захватить эгоистичные Арт и Патрик. А в настоящем уже повзрослевшая Таша манипулирует мужем и бывшим любовником, сталкивая парней лбами во время финального состязания, сокрушительная развязка которого не оставляет после себя какого-либо равнодушия
Дух спортивных поединков подаётся сквозь любовные перипетии, а сам теннис превращается для персонажей в способ личного высказывания (что и определяет собой выстрелившее в финале чеховское ружьё): элегантные и откровенные движения телом героев во время состязаний превращают "Претендентов" в подобие откровенного эротического кино, где Гуаданьино в очередной для своей карьеры раз показывает аудитории всю красоту и утончённость человеческого тела. Камера часто фокусируется на движениях, лицевой мимике персонажей и их тазовых вращениях: Лука не перестаёт восхищаться красотой, найденной в самых обыденных и бытовых мелочах
Но при общем анализе "Претендентов" язык не может обойти стороной его потрясающую визуальную оболочку (впрочем, с технической частью у Гуаданьино никогда не было особых проблем). Последний фильм режиссёра по праву можно назвать самым ритмичным и отточенным во всей его длинной фильмографии: подобно эротическим сценам, теннис в ленте показан настолько откровенно и ритмично, что любая спортивная сцена сможет оставить в экстазе даже самого прожжённого и консервативного зрителя. Нелинейный монтаж, объёмная цветокоррекция, виртуозная операторская работа (достигшая своего пика в развязке картины), все эти качества оборачиваются в по праву революционный техно-саундтрек рокеров Трента Резнора и Аттикуса Росса, подводящий героев к сокрушительной кульминации
Музыка - одна из движимых сил "Претендентов", как в буквальном, так и в переносном смысле. Резнор и Росс подгоняют динамику картины и создают практически непрерывный темп повествования: даже мелочные и обыденные диалоги между властной Зендаей и подчинённым Майком Фестом превращаются для Гуаданьино в подобие кровавой психологической войны, победитель в которой отсутствует, а сокрушительные последствия влияют на всё немногочисленное окружение персонажей. Трио героев, куда входит и Джош О`Коннор (недавняя звезда "Химеры" Аличе Рорвахер), так и не понимает конечную концепцию выигрыша: для каждого теннисиста победа означает определённое смысловое преображение. От того открытая концовка "Претендентов" и может трактоваться по-разному: в зависимости от того, какой персонаж пришёлся по душе конкретно вам
В конечном счёте Гуаданьино уводит историю своей новой картины из граблей американизированного кино, включив в "Претендентах" эстетику, внезапно, итальянской "глубинки": многоуровневый и сложный любовный треугольник оборачивается в визуально прекрасную спортивную оболочку, где балом правят откровенные чувства, находящие олицетворение на теннисном корте. Итальянский постановщик в очередной по счёту раз доказал, что способен разворачивать на просторах приземлённого и, казалось бы, рутинного сценария особую нелинейную историю, балом в которой будут править не герои, а их чувства, сталкивающие самые подлые человеческие качества (зависть, похоть, эгоизм) в кровопролитной психологической схватке. Надеемся, что в дальнейшем Гуаданьино не растеряет былую схватку и ещё докажет академикам, что его работы имеют право номинироваться на самые престижные кинопремии мира. А до того времени "Претенденты" так и останутся одним из лучших и самых незамеченных фильмов 2024-го, место для которого в подведении итогов года не найдётся у большинства зрителей
- Вы не знаете, что такое теннис.
- Что это?
- Это отношения.
- Это то, что было сегодня у вас с Анной Мюллер?
- На самом деле, так оно и есть. Секунд пятнадцать мы играли в теннис. И мы полностью понимали друг друга. Как и все остальные зрители. Мы как будто были влюблены друг в друга. Или как будто нас не существовало. Будто мы вместе отправились в какое-то по-настоящему красивое место.