Найти в Дзене
Политически несерьёзно

Скажи мне, деревня, поШто "умираешь"? Родное село Решёты...

"Про то, что род исчез, если деревянный крест не восстанавливают. Познавательно. Может, даже верно...". /Сергей/ Недавно побывал в родном селе Решёты, что в Новосибирской области, и наблюдал, как трактор пашет огород. А в голове крутились строки: "Скажи мне, деревня, родное село. Мне скажи:
Где ваши поля пшеницы? И пошто умираешь...". Слова чуток изменил. Поля, конечно, частью вспаханы и частью сейчас пашутся. Летом они заколосятся пшеницей, а луга покроются травой. Но эти поля и луга принадлежат неизвестно кому, но только не сельчанам... Так вот, наблюдая вспашку огорода, вспоминал, как упластывались на этом самом огороде теща с тестем и роднёй, высаживая картофель. Принимал участие в этом и автор, если оказывался весной в очередном военном отпуске с окраин империи. Потом прополка и окучивание. А осенью выкопанные многие десятки мешков картошки надо опустить в погреб. Работка ещё та... Ныне этот же распахиваемый под картофель огород уменьшился раз в пять. Остальное заняла трава и по
"Про то, что род исчез, если деревянный крест не восстанавливают. Познавательно. Может, даже верно...".
/Сергей/
На родном погосте... Май 2024 года.
На родном погосте... Май 2024 года.

Недавно побывал в родном селе Решёты, что в Новосибирской области, и наблюдал, как трактор пашет огород. А в голове крутились строки:

"Скажи мне, деревня, родное село. Мне скажи:
Где ваши поля пшеницы? И пошто умираешь...".

Слова чуток изменил.

Поля, конечно, частью вспаханы и частью сейчас пашутся. Летом они заколосятся пшеницей, а луга покроются травой. Но эти поля и луга принадлежат неизвестно кому, но только не сельчанам...

Так вот, наблюдая вспашку огорода, вспоминал, как упластывались на этом самом огороде теща с тестем и роднёй, высаживая картофель.

Принимал участие в этом и автор, если оказывался весной в очередном военном отпуске с окраин империи. Потом прополка и окучивание. А осенью выкопанные многие десятки мешков картошки надо опустить в погреб. Работка ещё та...

Ныне этот же распахиваемый под картофель огород уменьшился раз в пять. Остальное заняла трава и постройки.

Почему уменьшилась площадь посадки картофеля?

"Первое и главное- семьи уменьшились.
Второе - рацион питания изменился...
Третье- подворное хозяйство, (которому скармливали излишки) уменьшается, даже исчезает...
И в четвертых, в магазине всё можно купить и не заморачиваться".

Вообще на селе прошло сплошное уменьшение, если не сказать отмирание, многого.

Например, в 1926 года в родном селе проживало 7 426 человек, из которых 3 592 - мужского пола и 3 834 - женского.

"Как пишут, большинство было по национальности украинцы".

Хотя, если посмотреть сельхозперепись 1917 года села пофамильно, то не меньше половины фамилии русские...

Прошло 98 лет, и ныне на селе проживает 1 865 человек (дети до 17 лет – 406, в трудоспособном возрасте - 1026, старшего возраста от 60 лет - 407), долгожителей -  26).

Национальный состав: 74% - русские; 12 % - немцы; 9% - украинцы; 5 % - другие.

4-х кратное уменьшение числа проживающих...

Зато выходцев из села можно встретить везде. Автор встречал односельчан и в Европах, и в Москве и Туркестане. Однажды даже встретил односельчан в Московском Кремле. Улыбаюсь.

В 1928 году сельским хозяйством занималось 1362 хозяина (подворья), то ныне 7 крестьянских (фермерских) хозяйств и ОАО "Решетовское"с 3 сотнями работников.

Если считать ещё 696 дворов имеют личное подсобное хозяйство, то дворов (домов) ныне на селе 703... Как вариант, меньше дворов, есть пара двухэтажных домов.

2-х кратное уменьшение...

К слову. Был сильно удивлен количеству лошадей в родном селе в 1917 году. Точно не знаю количество, но предполагаю, что от 7 000 до 8 000 голов. Редко у кого в хозяйстве не было лошадей. А так от 1 лошадки до 20 и более голов. В частности, у моих предков:

"У прадеда по маме - 9 лошадей, а у второго по отцу, основное занятие которого - плотничество - 5 голов".

Ныне же редкий гость конь в частном подворье. А в ОАО и сотни их не наберется. Понятно, что механизация сельского хозяйства вытеснила лошадей, но грустно...

Такая же картина и по КРС. Всё меньше и меньше держат коров сельчане. Правды ради, в "ОАО" пара тысяч крупнорогатого скота есть.

-2

И с овцами также. Добавлю: если в совхозе было до 15 000 овец, то ныне в "ОАО" не одной...

В юности автора, рабочих в совхозе было до 1000, сейчас же - 327 человек.

3-х кратное уменьшение.

Приведу ещё сравнение. В моей юности в школе училось до 1 000 человек. Ныне и 200 учеников не набирается...

5-ти кратное уменьшение.

В 1977 году в Советскую армию вместе автором призвали 59 рекрутов. А ровно через 20 лет, когда призывали племянника автора- 8!

7-ми кратное уменьшение.

Как вариант, ныне ещё меньше рекрутов дает село.

Факт истории. Со школьной скамьи в 1941 году ушли на фронт 16 выпускников вместе с директором школы. Погибли 8! А всего с полей битв Великой Отечественной войны не вернулись 351 односельчанин... И из фронтовиков, вернувшихся с фронта, в живых уже нет ни одного...

Память...

И в размерах село уменьшается. Многие окраинные улицы вообще исчезли. И напоминанием о том, что здесь ранее жили люди, служат заросли кустов и дворовых деревьев. Но и сейчас село размером приличное:

"8 х 3,5 километра раскинулось вдоль речки нашего детства Карасук".

Из хорошего. Несмотря на уменьшение всего и вся, село живет. Все поля распаханы и засаживаются. Хлеб нужен всегда, и крестьяне выдают его на-гора. Как и молоко и мясо. Вместо совхоза работает ОАО. Зарплаты небольшие, но стабильные. Работает дом культуры с кружками и библиотекой, детсад. Есть даже частный аэроклуб.

В среднюю школу детей возит школьный автобус, чего в нашем советском детстве не было. А идти в школу приходилось с расстояния до 4 километров.

Считаю это неправильным. Детям нужно движение и закалка... Чего ныне нет...

Много магазинов с ассортиментом не хуже городского.

Сельский магазин...
Сельский магазин...

Недавно заасфальтировали несколько улиц.

Конечно, сельчане бурчат, что и зарплаты малые, и пенсии небольшие, и в магазинах продукты: одно ГМО. Однако живут неплохо. Например, у многих дворе личные автомобили, а то и два.

Идет постоянное обустройство. В половине домов, если не больше, и вода из собственных скважин, в том числе горячая от электрокотлов, и туалетные комнаты. И, конечно, интернет и 20-ти канальное, плюсом у большинства спутниковое телевидение.

Так что, село живет и будет жить...

Что скажете, друзья?

Смотреть в тему:

PS: Для подписчиков. Раньше я считал и писал здесь, что мои предки по маме из кулаков. Есть такая поговорка:

"Врет как очевидец".

Родной дядя Алексей подшофе сказал мне, что их Чхало, выслали в 30-х годах прошлого века как кулаков, за две ветряных мельницы из нынешней Незалежной. А вы, Паршиковы, (5-ю лошадями?) голодранцы!

Действительно, поискав, я нашел село (бывший казачий хутор) Стритовка Кагарлыкского района на Незалежной, и две ветряных мельницы (одну спалили немцы, а вторую разобрали в 70-х) и целых две улицы с Чхало.

Однако, подняв архивы, я убедился, что прадед по маме уже в 1907 году проживал в Решётах.

А слова дяди? Как вариант, у прапрадеда Лаврентия Чхало были эти две мельницы. А его сын, мой прадед Савелий Лаврентьевич Чхало, отпочковался от семьи и по Столыпинской реформе зажил в Сибири. С женой, 4 сыновьями и дочерью. И неплохо зажил. По сельхозпереписи 1917 года имел в хозяйстве:

"9 лошадей, 7 голов крупнорогатого скота, 23 овцы и несколько свиней...".

По этой же переписи 1917 года я узнал национальность моих прадедов. Гаврила Назарович Паршиков -великоросс, а Чхало Савелий Лаврентьевич - украинец.

"Заметьте в 1917 году никаких большевиков в Сибири не было".

А два старших сына моих прадедов: мой родной дед Иван Паршиков и старший сын прадеда Иван Чхало, воевали в тот год на Германском фронте. А когда Германский фронт развалился, мой дед Иван Паршиков вместе с трехлинейкой привез в Сибирь "трофей": 17-летнюю белоруску, себе в невесты, будущую мою бабушку Анну.

Интересная наука - генеалогия!

===

👍 "фи" 👎