Китайская культура богата различными формами искусства, но, пожалуй, самыми выдающимися из них являются каллиграфия, живопись и керамика. В этой статье мы рассмотрим их историю и значимость в современном мире.
Мы отправились в “Музей традиционной китайской каллиграфии и живописи” – один из крупнейших в мире частных музеев, посвященных китайскому традиционному искусству, такому как китайская каллиграфия (шуфа) и живопись (гохуа).
Нам была предоставлена возможность увидеть всё разнообразие стилей китайского традиционного искусства, познать его философию и, самое главное, открыть для себя новый и интересный Китай
керамика!
Символика китайской керамики имеет глубокие исторические корни и часто отражает древние китайские верования, традиции и культурные ценности.
Для примера можно взять иероглифы "излишество" и "рыба". Они произносятся одинаково - "юй", поэтому рыба получила значение изобилия, сопровождающегося большой избыточностью. Если более глубоко погрузиться в символизм и созвучность, то особенно любима у китайцев рыба карп.
Произнося карп, человек говорит "ли", точно также звучит слово "сила", что придает этой рыбе особенные, исключительные качества.
- Дракон: Дракон в китайской культуре символизирует силу, мощь, удачу и благосостояние. Изображения дракона на керамике часто ассоциируются с императорской властью.
- Феникс: Феникс считается символом благополучия, возвышенности, величия и вечной жизни. Изображения феникса на керамике могут символизировать счастье и гармонию.
- Цветы: Различные цветы, такие как пионы, хризантемы и лотосы, также имеют свою символику в китайской культуре. Например, пионы символизируют богатство и процветание, а хризантемы — долголетие.
- Геометрические узоры: Некоторые геометрические узоры на китайской керамике могут иметь символическое значение. Например, восьмерка может символизировать бесконечность или удачу.
Эти символы и узоры добавляют глубину и значение китайской керамике, делая её не только предметом украшения, но и носителем древних культурных ценностей.
живопись!
Этот вид искусства имеет глубокие корни, уходящие в древние времена, но свои основные каноны он получил в период с V по VIII век, когда китайские художники перешли на использование туши.
Традиционные материалы:
Китайская живопись часто создается на бумаге или шёлке с использованием кисти и чернил. Чернила бывают двух видов: чёрные (изготовленные из сажи) и цветные.
Четыре благородных предмета:
В китайской культуре есть понятие "четыре благородных предмета" (сицзын), которые включают в себя каллиграфию, живопись, игру в шахматы и игру на цине. Живопись и каллиграфия считаются высшими формами искусства, требующими большого мастерства и концентрации.
Традиционные темы: Обычные темы в китайской живописи включают пейзажи (шаньшуйшуй), цветы и птицы (хуаняо), персонажей (жэньу) и монументальные картины (бихуа).
Техника "моментального изображения":
В китайской живописи широко используется техника "моментального изображения" (мочжа), которая предполагает быстрое, но точное воспроизведение сцены или объекта, что требует высокой концентрации и навыков.
Известные художники:
Ван Вэй
У Дао-цзы
Чжао Мэнфу
“Главные особенности живописного произведения — это гармония энергий Инь и Ян, символизм и духовный смысл рисунка, связь с каллиграфией и доминирующее положение изысканной линии.”- Светлана Плакасова, художник
Связь живописи и каллиграфии
В искусстве Китая живопись и каллиграфия тесно переплетены, будто две «родные сестры», неотъемлемые друг от друга элементы. Каллиграфия, как искусство написания иероглифов, считается неотъемлемой частью восточной живописи, а каждый китайский художник является каллиграфом.
Часто в живописи встречаются строки стихов, написанные каллиграфическим почерком, а личная печать художника становится неотъемлемой частью общей композиции, создавая уникальное единство искусства.
История китайской письменности
История китайской письменности началась с использования идеографических символов, представляющих изображения объектов или понятий, которые со временем эволюционировали. От оракулярных костей до более утонченных систем письма, включая запись на кости, бамбуке и шелковых тканях, китайская письменность претерпела много изменений. Создание стандартизированной системы письма и китайских иероглифов стало важным моментом в истории, сделав ее универсальной и используемой.
Каллиграфы используют кисти и чернила, чтобы создавать красивые иероглифические символы, которые не только являются формой искусства, но и считаются важной частью образования в Китае. Ученики учатся писать иероглифы, развивая свои навыки письма и эстетическую чувствительность.
Влияние каллиграфии на человека
Китайская каллиграфия, как искусство написания иероглифов, оказывает значительное влияние на психоэмоциональное состояние человека.
Вот некоторые факты, подтвержденные исследованиями:
Успокоение и концентрация:
Исследования показали, что практика китайской каллиграфии способствует снижению уровня стресса и повышению концентрации. Например, в исследовании, опубликованном в журнале "Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts" в 2015 году, было обнаружено, что учащиеся, которые регулярно практиковали каллиграфию, демонстрировали более высокий уровень концентрации и меньший уровень тревожности по сравнению с теми, кто не практиковал каллиграфию.
Улучшение когнитивных функций:
Некоторые исследования также показали, что практика китайской каллиграфии может улучшить когнитивные функции, такие как память и внимание. Например, в исследовании, опубликованном в "Journal of Alzheimer's Disease" в 2017 году, было обнаружено, что пожилые люди, которые регулярно практиковали каллиграфию, демонстрировали более высокие показатели в когнитивных тестах по сравнению с теми, кто не практиковал каллиграфию.
Подводя итоги, хочется сказать о том, что данная статья была создана с целью углубить ваше понимание истории и развития китайского искусства. “Музей традиционной китайской каллиграфии и живописи” предоставил нам уникальную возможность погрузиться в историю и культуру Китая.
Традиционное искусство этой невероятной страны продолжает вдохновлять и завораживать своей красотой и глубоким культурным наследием!
Статью подготовили студенты НИТУ МИСИС
Авторы статьи: Бабынина Елизавета, Бизова Валентина (БЛГ-23-6)