Найти в Дзене

Мир спасёт красота? Опера «Турандот» в Геликон-опере

Почему я поставила вопрос, когда у Достоевского утверждение (роман «Идиот»). Хотя и там это высказывание неоднозначно. «Красота – это страшная и ужасная вещь!» – говорит другой герой Достоевского Митя Карамазов. Как и обещала, сегодня рассказ об опере «Турандот». Так спасёт ли мир красота или это «страшная и ужасная вещь»? Мы опять с вами в Геликон-опере. «Турандот». Для меня была неожиданность: опера шла на итальянском языке. В первый момент растерялась, но перевод на перед сценой спас положение. Кстати, многое понятно по либретто и игре актёров. Я знала содержание по пьесе Карло Гоцци и весёлому спектаклю театра Вахтангова (смотрела спектакль в записи 1971 г.) Но опера Пуччини – это совершенно другое произведение. Здесь трагедия. Китайская принцесса Турандот даёт обещание, что выйдет замуж за того, кто отгадает три загадки. Если он потерпит поражение, то будет казнён. Смерть ждёт принца из Персии: не справился с заданиями Турандот. Толпа горожан пришла посмотреть на это. Как раз

Почему я поставила вопрос, когда у Достоевского утверждение (роман «Идиот»). Хотя и там это высказывание неоднозначно.

«Красота – это страшная и ужасная вещь!» – говорит другой герой Достоевского Митя Карамазов.

Как и обещала, сегодня рассказ об опере «Турандот».

Так спасёт ли мир красота или это «страшная и ужасная вещь»?

Мы опять с вами в Геликон-опере. «Турандот».

Для меня была неожиданность: опера шла на итальянском языке. В первый момент растерялась, но перевод на перед сценой спас положение. Кстати, многое понятно по либретто и игре актёров. Я знала содержание по пьесе Карло Гоцци и весёлому спектаклю театра Вахтангова (смотрела спектакль в записи 1971 г.) Но опера Пуччини – это совершенно другое произведение. Здесь трагедия.

Китайская принцесса Турандот даёт обещание, что выйдет замуж за того, кто отгадает три загадки. Если он потерпит поражение, то будет казнён. Смерть ждёт принца из Персии: не справился с заданиями Турандот. Толпа горожан пришла посмотреть на это. Как раз здесь и встречаются принц Калаф со своим отцом, свергнутым татарским царём Тимуром и преданной рабыней Лиу. Казалось бы, нужно помочь друг другу. Самые близкие люди увиделись на чужбине, в изгнании. Но нет: здесь-то и происходит встреча Калафа и Турандот. Он поражён красотой китайской принцессы. Калаф принимает вызов. И побеждает. Вроде бы всё идёт по сказочному сценарию: герой прошёл испытание, победил, должен быть вознаграждён!

«Турандот». Сцена из спектакля. Фото из свободных источников.
«Турандот». Сцена из спектакля. Фото из свободных источников.

Нет, Турандот не горела желанием выходить замуж. Она ненавидит мужчин (когда-то её бабушку Лоу-Линь убили захватчики) и клянётся, что никто её не получит. Калаф надеется пробудить любовь в сердце красавицы и обещает: если она узнает его имя (принц в изгнании), то готов умереть. Кровожадная толпа бросается на поиски того, кто может раскрыть правду о герое. И находит отца и рабыню Лиу. Лиу любит Калафа и говорит, что только она знает имя, отводя смерть от отца принца. Но из любви к Калафу не скажет и убивает себя.

Сцена из спектакля. Фото из свободных источников.
Сцена из спектакля. Фото из свободных источников.

Калаф ничего не замечает, он видит только Турандот. Пуччини не успел дописать окончание оперы, умер. Поэтому есть несколько версий концовки. Одна традиционная: Турандот влюбляется в Калафа, всё хорошо, хэппи-энд.

Но существует другая, менее известная. Та, которой воспользовался режиссёр Геликон-оперы Дмитрий Бергман.

Вот здесь и встаёт вопрос о красоте. Что она такое: спасение или гибель. Геликон – театр-эксперимент. Я слушала здесь «Золушку», «Арлекин». Обе эти постановки нестандартны: по современной подаче, костюмам, сценическим решениям. «Турандот» не исключение. Я не буду здесь говорить об оформлении сцены, костюмах и многом другом.

Меня поразило, как решена роль Турандот. Она красива. Настолько, что многие, не обращая внимания на смертельную опасность, пытаются добиться её расположения. Калаф не один такой (помним принца из Персии). Это та красота, что должна спасти мир? Наверно, мир какой-то неправильный. И спасать его что-то не хочется (помним о кровожадной толпе).

Турандот играют две актрисы. Первая: красавица – это лицо принцессы. Лицо, в которое влюбляются все. Она молчит. Это – идеальная картинка, внешняя оболочка. Красивые позы, выразительные жесты, балетная пластика. Девушка завораживает. Но молчит.

Сцена из спектакля. Фото из свободных источников.
Сцена из спектакля. Фото из свободных источников.

А вторая актриса – душа Турандот. Вся какая-то несоразмерная, нет ни капли обаяния первой и уродливое лицо. Вот ей-то режиссёр дал голос. И то, что этот голос произносит – страшно. Но душу Калаф увидит только в конце. Когда он весь – единое движение к ней, весь – мольба о любви, протягивает руки, думая, что он сделал всё… Турандот поворачивается к нему не своим прекрасным лицом, а страшной душой, принца охватывает ужас.

Он предатель и такой же убийца. Предал своего отца, и из-за него мертва Лиу.

Сцена из спектакля. Фото из свободных источников.
Сцена из спектакля. Фото из свободных источников.

В этот момент страшно было и мне. Такое окончание оперы – редкость, но оно более логично, чем первый вариант. Чёрная душа не может преобразиться в один момент. Это то, о чём говорил Митя Карамазов «страшная и ужасная вещь». О спасении мира здесь речь не идёт.

Об этой опере можно говорить много и долго. Я рассказала об одной режиссёрской находке, которая для меня стала главной.