В анатолийском городе Изник издавна делали глиняную посуду, а в конце XV века наступила новая эпоха керамического искусства османской империи.
Изделия изникских мастеров выделялись четкостью рисунка и насыщенным цветом. Это объяснялось уникальным составом материалов, использованных при их создании, и способом обработки. По сравнению с керамическим производством в других частях Ближнего Востока, где плитку делали из глины, мастера в Изнике стали смешивать глину с кварцем или измельченным стеклом, так что при обжиге она становилась белой. На плитку с помощью перфорированных трафаретов наносились узоры, предоставленные императорским ателье, а затем она раскрашивалась различными красками. Для окончательного закрепления рисунка наносилась глазурь.
Кроме того, эта керамика обжигалась при очень высокой температуре, что гарантировало особое качество изделий.
Их дизайн сильно отличались от гончарных традиций турков-сельджуков, что объясняется влиянием Китая, а именно фарфора династии Мин XV века, который очень ценили при османском дворе. Глазурь была прозрачная, без потеков, основным цветом был кобальтовый синий различных оттенков, а позже появляются и небольшие штрихи бирюзы.
Однако турецкие гончары не просто копировали китайские оригиналы, а адаптировали производство под местные запросы. Декор изделий включал стилизованную листву, восточные арабески и китайские облака как отдельно, так и в искусно выполненных композициях. Если в ранний османский период преобладала «сине-белая» посуда, то с производством настенной плитки расширилась и палитра изникских мастеров. Такие цвета, как оливково-зеленый, серый и марганцево-фиолетовый были разработаны недавно и активно стали применяться, когда производство плитки вышло на промышленные масштабы. В этот период начинает использоваться и оригинальный кораллово-красный цвет.
Обычный ранее абстрактный узор эволюционировал в сторону цветочных изображений, причем чаще всего встречались популярные и выращиваемые в Турции тюльпаны и гвоздики.
В период Османской империи изникская керамика изготавливалась только для строительства дворцов и мечетей и только по заказу правящей династии.
Султан Мехмед II высоко ценил мастерство художников и ремесленников в различных областях творчества. Гончары Изника стали снабжать страну декоративной плиткой для мечетей, дворцовых залов, памятников и других официальных сооружений.
К тому времени, когда Сулейман Великолепный начал свое правление в 1520 году, качество керамики значительно улучшилось. Во 2-ой половине XVI века традиционные приемы изготовления плитки больше вообще не использовались, осталась только так называемая подглазурная техника: плитку сначала прорисовывают грунтовкой, затем контурными линиями рисуют нужный образец и окрашивают в нужные цвета. Подготовленный изразец погружают в глазурь, сушат, а затем загружают в печь. Под прозрачной глазурью, которая в печи становится тонким слоем стекла, все цвета проявляются особенно ярко.В это время знаменитый архитектор Мимар Синан начал создавать свои архитектурные шедевры, используя в своих работах плитку из Изника.
В интерьере знаменитой мечети Сулеймание, спроектированной Синаном, впервые использована плитка красного цвета. Отделка плиткой здесь ограничивается поверхностями вокруг михраба - нишей арочной формы в стене мечети, указывающей направление на Мекку (киблу).
Прямоугольные плитки имеют трафаретный цветочный узор на белом фоне, причем цветы - разной формы и разного цвета, например красного, зеленого или синего. Также по разные стороны михраба находятся большие каллиграфические плитки с текстом суры аль-Фатиха, начальной главы Корана.
В обнесенном стеной укромном уголке за стеной Сулеймании находятся гробницы султана Сулеймана I и его жены Хюррем Султан. Семь прямоугольных окон перекрыты изразцовыми люнетами и досками с надписями. Под колоннадой по обе стороны прохода находятся изникские изразцовые плитки светло-зеленого оттенка. Также плитка со строфами из Корана используется вокруг комнаты над окнами.
Более масштабно плитка использовалась в облицовке мечети Рустем-паши, где керамический декор стал самым эффектным элементом интерьера.
Плиткой покрыты подвески купола, небольшие цветочные панели украшают пространство под галереями, а прямоугольные и круглые каллиграфические панели — поверхности над окнами и между ними. Южная же стена михраба полностью покрыта цветочной и каллиграфической керамикой вплоть до основания купола. Даже конический шпиль минбара украшен этой плиткой.
Здесь, под портиком слева от входа, используется красный цвет — в сочетании с популярным еще в окрашивании посуды фиолетовым.
Во дворце Топкапы изникские изразцовые панели с изящными цветочными формами украшают стены Императорского совета, Палаты прошений и Двора Черного евнуха.
В изразцовом павильоне внутри внешних стен дворца Топкапы, входящим в комплекс Стамбульских археологических музеев, вход и часть интерьера украшены мозаичной плиткой.
Преимущественные цвета - белый, коричневый, темно-синий и бирюзовый. В самом же музее хранятся образцы керамики и различные изделия из фарфора сельджукского и османского периодов.
Центр южной стены мечети Соколлу Мехмет-паши представляет собой одну из самых изысканных стен михраба в османской архитектуре.
Здесь узоры из цветов и листьев саза на плитке перемежаются эффектными бело-синими надписями. Основным оттенком композиции является кобальтовый синий.
В мечети Селимие в Эдирне большие плиточные панели, используемые по обе стороны стены михраба, украшены красными и синими цветами и листьями.
Видовой диапазон уже значительно расширен — здесь тюльпаны, гиацинты, гвоздики, розы, ирисы и нарциссы, виноградные грозди, кипарисы и даже яблони.
В мечети Пияле-Паша, известной своей шестикупольной структурой, кобальтово-синяя плитка покрывает три стены интерьера. А выставленные в Лувре и в Музее Виктории и Альберта образцы плитки также предположительно принадлежат этой мечети.
Плитка из Изника украшает памятники и религиозные сооружения не только в Турции, но и в Каире , Дамаске, Иерусалиме и многих других городах и экспонируется в музеях и частных коллекциях по всему миру.
Примерно в середине XVII века качество керамики в Изнике стало ухудшаться в связи с политическими и, главное, экономическими потрясениями в Османской империи того времени. Даже знаменитый насыщенный красный цвет сначала был заменен коричнево-красным, а потом и вовсе исчез. Ввиду падения качества изготовления потеряла свою привлекательность и текстура плитки. В результате к XVIII веку керамическая промышленность в Изнике полностью вымерла, и только недавно искусство керамики Изника стало возрождаться. Сегодня предприятия города производят плитку ручной работы, где традиции сочетаются с инновациями в каждом тщательно созданном изделии.
Современные коллекции изникских мастеров представляют собой гармоничное сочетание традиционных узоров и актуального сегодня дизайна, привнося элегантность этой плитки в современную эпоху.
При использовании изникской посуды и плитки отмечают ее особую тактильную привлекательность, помимо внешней декоративности: к поверхности этой керамики приятно прикасаться.
Изникской плиткой, кстати, была отделана турецкая баня знаменитого «Титаника», причем, по результатам исследований, проведенных в 2005 году, она до сих пор цела и сохранила свои эксплуатационные свойства.
В 2014 году керамические тарелки османского периода из Изника были проданы на аукционе Christie's в Лондоне за 1 миллион 426 тысяч 500 фунтов стерлингов. Тарелка, относящаяся к 1510-м годам, покрыта узором с изображением кипариса в тонах синего цвета. А в 2020 году изникскую плитку производства 16 века размером 22 x 21,5 см купили за 90 000 фунтов стерлингов.