Пропаганда - распространение взглядов и фактов, даже намеренно искаженных, с целью формирования общественного мнения.
- «промывание мозгов»
- «манипуляция массовым сознанием»
Главная задача пропаганды — манипулирование массовым сознанием, манипулирование толпой.
Управляя сознанием, легко и просто внушить людям необходимую систему ценностей и идеалов, лишая их при этом возможности сопротивляться. Создание «общественного мнения» и изменение системы ценностей - вот главная задача пропаганды.
Пропаганда всегда носит неявный, скрытый характер. Высший пилотаж — подтолкнуть аудиторию к чему-то, чтобы у нее создавалось ощущение, что она сама к этому пришла.
Пропаганда и СМИ неразлучны
Без прессы пропаганда была бы невозможной. Безусловно, средства массовой информации играют большую роль в определении того, какое мнение является доминирующим. Мы ограничены только своим кругом общения и не можем объективно понимать, что происходит в нашей стране и во всем мире. СМИ оказывают огромное влияние на то, как изображается общественное мнение. И зачастую совсем не важно, соответствует ли это действительности.
Всю технологию пропаганды можно свести к трем ключевым фазам:
- Отключить рациональное восприятие и критическое мышление.
- Вызвать страх у населения с помощью угрозы, зачастую мнимой.
- Предложить выход из сложившейся трудной ситуации.
Главная задача пропаганды состоит в воздействии на чувства и только в последнюю очередь - на разум.
- Главная задача пропаганды — подготовить человека к некритичному восприятию подаваемой информации. Ведь люди инстинктивно сопротивляются новому, обычно ничего не принимая на веру.
- Здесь нет места логике, нет места конструктивным аргументам.
- Пропаганда обращается лишь к нашим чувствам, стереотипам, предрассудкам, установкам и инстинктам.
Пропаганда и эмоции — понятия неразделимые.
Задача промывания мозгов — давить на низменные чувства и инстинкты и вызывать знакомые всем эмоциональные состояния: экзальтация, националистическая истерия, религиозный экстаз, ненависть к чему-либо или кому-либо, политический психоз. Отключая «рацио», нас превращают в испуганных возбужденных детей. Высокая эмоциональность человека, его внутренняя напряженность приводит к поспешным и необоснованным выводам, решениям и импульсивным поступкам. Пропаганда избегает логики, не заботится об аргументации, а вместо этого обращается к чувствам и инстинктам.
Пропаганда не дает места для размышления, льется сплошным истерически-пафосным потоком и просто топит в эмоциях страха, отчаяния и агрессии.
Задача любой пропаганды — заставить бояться. Страх — базовый инстинкт, который помогал, помогает и будет помогать выжить любому живому существу. Под действием страха мы согласны на все, даже на то, что нам не выгодно. Каждая отдельная история агитпропа апеллирует к своим страхам и ощущениям угрозы, свойственным тому или иному народу, играет на четко определенных национальных стереотипах и установках.
Задача пропаганды - ввести в состояние аффекта.
Безусловно, существуют специальные условия, при которых эффективность пропаганды и внушения увеличивается. Прежде всего используется авторитетный и доверительный источник информации. Нужные послания и сообщения вы будете читать не на сомнительном сайте-однодневке, а видеть на экране федеральных СМИ. Кроме того, чем меньше человек проинформирован, тем более он будет склонен с доверием относиться к поступающей информации. Поэтому дозировка и последовательность донесения информации тщательно планируются и контролируются. К тому же если в определенной информации есть моменты, затрагивающие личные интересы человека или определенной группы (апелляция к безопасности, базовым потребностям), то степень воздействия увеличивается многократно.
Правильное донесение информации до масс - главная задача пропаганды.
Основные приёмы:
- Умолчание — утаивание информации. Формально никто не лжет, но в целом вводят в заблуждение.
- Селекция — отсев только «нужной» информации.
- Искажение — даже легкое преувеличение или преуменьшение способно полностью исказить информацию. Самая опасная ложь — это слегка искаженная истина. Ведь она выглядит намного правдоподобнее.
- Конструирование — придумывание, явная ложь, в которой нет ни капли правды.
Правдоподобие важнее правды.
Чем неправдивее, тем правдоподобнее.
Ложь должна быть чудовищной - только тогда люди в нее безоговорочно поверят.
«Большая ложь»: чем чудовищнее солжешь, тем быстрее поверят. Люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой.
Индоктринация
многократное повторение одного и того же тезиса, мысли или идеи внутри какой-либо группы приводит к принятию этого утверждения за истину.
Люди принимают на веру любые групповые ценности, идеи, доктрины, если идентифицируют себя с этой группой и не хотят прослыть изгоями.
Принимают без всякой критической оценки.
Человеку кажется более убедительным то, что он запомнил. Значит, такая информация должна:
- Быть изложена в простой форме;
- «Зацепить», «заякорить» наше сознание с помощью эмоций.
Пропаганда и язык
Даже выбор грамматической формы, активной или пассивной, влияет на восприятие информации.
Изменение формы приводит к переосмыслению ситуации: кто же был главным действующим лицом, кто виноват, кто начал первый.
Просто несколько примеров:
- «Кризис в стране» —> «Мировой кризис», или «Время перемен», или «Экономическая нестабильность»
- «Война» —> «Конфликт»
- «Девальвация» —> «Недооценённость рубля возрастёт»
- «Стагнация» —> «Некоторое незначительное замедление темпов роста экономики»
- «Очередной банк разорился» —> «Оптимизация банковской системы»
- «Предприятия обанкротились» —> «Собственники компании избавились от неликвидных и убыточных активов»
- «Доллар растёт» —> «Европейская валюта демонстрирует отрицательную динамику»
- «Денег нет» —> «Ликвидность снизилась»
- «Воровство» —> «Нецелевое использование денежных средств»
- «Пытки» —> «Усиленные способы дознания»
- «Высокий курс евро» —> «Спекулятивный курс падающей европейской валюты»
- «Задержки выплаты зарплаты» —> «Оптимизация расходования денежных средств»
- «Бегство капитала» —> «Частные инвестиции в мировую экономику»
- «Валюта в обменниках кончилась» —> «Банки предпочитают надёжную российскую валюту»
- «Массовые увольнения» —> «Плановая кадровая оптимизация», или «Создание кадрового резерва», или «Смена курса предприятия на подбор более квалифицированных сотрудников»
- «Паническая скупка валюты» —> «Постоянно растущее благосостояние граждан позволяет им приобретать денежные средства иностранных государств»
Министерство правды: искусство заголовков в СМИ
Среднестатистический пользователь интернета прочитывает только 20% текста той или иной статьи. А в 60-80% случаев не читает дальше заголовка, листая газету или журнал, видя заголовки на страницах поисковых систем, почты, социальных сетей.
Все привыкли, что в заголовке изложена основная суть, голый факт, что-то самое важное. Ведь заголовок — самое главное в новости, думают многие, а журналисты с ними охотно соглашаются. Хочется быть в курсе всего, а не забивать голову лишней информацией. Этого достаточно, остальное можно до-думать, ведь подобное уже «читали сто раз».
Заглавие начинает жить своей собственной жизнью. И это несмотря на то, что основным текстом оно может быть полностью опровергнуто.