Екатерина Королюк – предприниматель, коллекционер, арт-дилер и основательница проекта культурных мероприятий CULT CLUB. Одно из последних ярких событий – выставка в Московском музее современного искусства, где участвовали работы из её коллекции. Мы попросили Екатерину поделиться деталями из жизни коллекционера.
Катя, расскажи, с чего вообще началась твоя любовь к искусству и как ты пришла к тому, что стала коллекционером?
Как у многих, всё из детства. Всплывает картинка: в возрасте 7-8 лет, я в гостях у прабабушки Дуси. Она наливает вкусный чай, достаёт альбомы с репродукциями известных полотен, мы вместе разглядываем и обсуждаем их.
Первые профессиональные шаги я начала делать 10 лет назад. Тогда я работала топ-менеджером в IT-компании и хотела сбалансировать жизнь чем-то творческим. Так сначала я прошла учёбу на арт-критика, завела арт-блог, стала много общаться с музеями и галереями, художниками. Коллекционирование, как естественное продолжение всего этого было только вопросом времени.
Из чего сегодня состоит твоя коллекция?
Много современных российских художников: Вова Перкин, Серёжа Фили, Николай Николаев, Михаил Рубанков. Я фанат яркого визуального языка и концептуального искусства. Особенно люблю, когда стритарт-художник переходит с уличных стен на холсты. Это всегда очень интересный опыт стиль.
Но есть в моей коллекции и другие, например, Юрий Злотников, Евгений Михнов-Войтенко – представитель советского неофициального искусства.
Влияет ли фигура художника на принятие решения о покупке его картины?
Мне импонирует, когда сам художник и его работы синхронизированы, когда произведения – естественное продолжение его создателя. Но в целом это влияет в меньшей степени на решение о покупке. Потому что искусство – в первую очередь про эмоции. Если зацепило, то дальше уже не так важно, что скажет галерист, или что прочитаешь о художнике, что он из себя представляет.
Конечно, опытный и профессиональный коллекционер и арт-инвестор, уделит внимание биографии художника, познакомится с его портфолио, выставками, представленностью в музеях и других коллекциях. Потому что все эти факторы в итоге влияют на стоимость и перспективу художника. В этом и есть стратегия коллекционера – выбирать тех, в ком есть потенциал, и чьи работы будут расти в цене.
В твоей коллекции шесть работ Вовы Перкина. Как и когда ты познакомилась с ним?
Чтобы знать индустрию изнутри, я постоянно общалась с художниками, кураторами, посещала разные арт-пространства. Однажды я оказалась в галерее «Здесь на Таганке». Кажется, это был 2018 год. Тогда её директором и управляющим был Андрей Бартенев, мы лично познакомились, хотя за творчеством Андрея, конечно я следила давно. Перформансы и эпатажные костюмы – это было и остаётся ВАУ!
Но кроме того, что он художник и перформанс-артист, он также куратор, продюсер и арт-визионер. Много времени и ресурса Андрей вкладывает в поддержку начинающих художников. В тот момент он курировал Вову Перкина. Собственно так я о нём узнала и по рекомендации Андрея стала одним из первых людей, в чьи коллекции попали картины Вовы. И по сути, эти работы положили начало моей профессиональной коллекции.
А сегодня Вова супервостребован. Его работы находятся в музейных и частных коллекциях, он создаёт коллаборации с большими брендами и попал в проект Forbes «30 до 30».
А чем зацепили его работы?
Не влюбиться в позитивные картины Перкина было невозможно. Это особый стиль и творческая вселенная откликнулась во мне с первых увиденных картин. Это что-то яркое, запоминающееся, как глоток свежего воздуха. Любое его произведение можно рассматривать очень долго, и каждый раз замечать новые детали.
Что еще откликается – это смыслы. Каждый находит в этом потоке деталей что-то своё. И самое забавное это потом услышать, что Вова сам имел в виду, потому что в голове Перкина всегда невероятно широкого диапазона мир. Одновременно весёлый, яркий, как его картины, и в то же время глубокий.
И главное для меня, то о чём я говорила выше: это тот случай, когда творчество художника на 100% совпадает с личностью и является его органичным продолжением.
Какая картина в твоей коллекции самая любимая?
Как раз картина Вовы Перкина, «Парк культуры и отдыха им. Пчелы Лихача» созданная на заказ. Она огромная 2,2х1,6 метра. Находится картина в моей гостиной, и всегда является центром притяжения гостей. Здесь опять же сложно населённый яркий мир, который можно рассматривать бесконечно. Потому творчество Перкина очень любят и дети: эти вымышленные персонажи вызывают огромный интерес и веселье.
Как вышло, что картины из твоей коллекции оказались на выставке-ретроспективе Вовы Перкина в Московском музее современного искусства?
В моей коллекции одни из ранних работ Вовы, а это большая ценность для ретроспективной выставки. Ко мне обратились куратор выставки и попросили четыре картины. Это невероятное чувство, когда предметы из твоей коллекции участвуют в большом проекте. Это называется “отправить картину на гастроли”.
А ещё это увлекательный процесс с точки зрения организации и логистики: переговоры с кураторами, перевозка картин, составление акта-передачи, страховка объектов и так далее.
Это первый раз, когда твои картины принимали участие в выставке? Ставила ли ты как коллекционер подобную цель?
Да, это первое участие в масштабной выставке. Не могу сказать, что это было моей конкретной целью. Но я всегда знала, что когда твои объекты искусства принимают участие, в выставках, «гастролях» по музеям, галереям, собраниям, если они напечатаны в официальных каталогах, статьях, публикациях, если они становятся хедлайнерами мероприятия (например, фото работы оказывается на обложке или афише), это дополнительная доказательная база к финансовой части вашей коллекции.
Что ты почувствовала, увидев часть коллекции в стенах музея, ведь ММОМА — большая институция?
Это потрясающее чувство! Даже несмотря на то, что это не было для меня неожиданностью – я же знала, что эти картины будут там. Но присутствие их в стенах выставочного зала всё равно производит wow-эффект. Осознаешь ярче, что в твоей коллекции часть творческого пути такого интересного и важного для современного искусства художника.
Не скрою, что отдельное удовольствие – видеть свою фамилию, как коллекционера, на экспликациях (поясняющих табличках) к картинам. Тем более, что среди других поклонников творчества Вовы Перкина и его первых коллекционеров Алёна Долецкая, Светлана Бондарчук, Андрей Малахов и многие другие деятели культуры и предприниматели.
Хочется как можно большему числу людей рассказывать о талантливых художниках. Поэтому я очень рада, что эта выставка состоялась. В рамках моего проекта мероприятий CULT CLUB мы провели несколько авторских экскурсий от самого Вовы здесь, где гости лично знакомились с художником, его яркими работами и на 100% прониклись перкинизмом. Так сам Перкин называет своё творчество.
Что сегодня ты делаешь как коллекционер?
Сегодня я выступаю не только в роли коллекционера, но и арт-консультанта и арт-дилера. Провожу консультации для людей, помогаю с выбором искусства для интерьера или арт-инвестиций, помогаю проводить сделки.
А как коллекционер, я продолжаю развиваться. В первую очередь поддерживаю современных художников. Посещаю практически все ярмарки, маркеты и мероприятия в Москве, в России, где представлены современные художники и более опытные, и те кто только в начале своего пути.
Такие, как Blazar, которая предвосхищает Cosmoscow, лаборатории начинающих художников при Винзаводе и другие. Здесь можно познакомиться с художниками, узнать новые имена и свежие арт-решения. Один из последних примеров – маркет Win-Win, где я приобрела очень много объектов. Несколько раз ходила к машине и обратно, чтобы унести все покупки.
И, конечно, я в контакте с топовыми галереями, как pop\off\art, 11.12 и другими, чтобы подкреплять собственные знания об индустрии экспертизой коллег.
По сути вокруг темы искусства и коллекционирования и построен твой проект CULT CLUB?
Всё верно. CULT CLUB во многом продолжает миссию поддержки молодого российского искусства и российского арт-рынка вообще. Мы проводим мероприятия с художниками – экскурсии, встречи в мастерских, бранчи и оказываем инфоподдержку на своих ресурсах: делаем интервью, обзорные материалы о них для аудитории. А ещё в декабре открылся магазин искусства, где можно выставить свои работы на продажу.
А что насчёт международного рынка?
Да, это тоже сфера моих интересов. Я посещаю международные ярмарки и биеннале. С 2021 года сотрудничаю с несколькими галереями других стран, провела несколько сделок с ними, и в планах в этом году приобрести несколько объектов от художников международного уровня.
А ещё недавно я завершила курс от аукционного дома Sotheby's — The Art of Collecting или Искусство коллекционировать. Актуализировала профессиональный инструментарий и погрузилась в изучение самых последних исследований и статистики о мировой рынке. Обмен опытом с зарубежными коллегами важен и ценен. Так что теперь диапазон моих возможностей, и как коллекционера, и как арт-консультанта намного шире.
Какие планы на ближайший год?
Моя миссия остаётся прежней – быть проводником в мир искусства, делать его доступным и понятным каждому. И все мои мероприятия и консультации будут служить этому. Мне доставляет большое удовольствие делиться тем, что я знаю, открывать искусство людям и видеть, как загораются их глаза.
Глобально, конечно, мне хочется внести весомый вклад в развитие арт-сферы и распространить в нашей стране культуру коллекционирования и создания наследия из предметов искусства. Для меня ценно знать, что всё больше людей интересуется этим и присоединяется ко мне.
Больше интересного об искусстве в аккаунте проекта CULT CLUB и на наших мероприятиях 👉 Подробнее на: https://cult.club/