Найти тему
Телеканал "78"

Рай для содомитов, ад для патриотов и кладбище для детей: миссия писателя Бориса Акунина*

Оглавление

Счастливые сектанты плывут в возрождённый Содом, дуэлянт-атеист решает перед смертью «утереть нос нашим патриотам», а Россия готовится к «конвульсиям» и распаду. Наивные читатели верят, что творчество Акунина* – это беллетристика, а может на самом деле – это коварный план?

Коллаж 78.ru: pngwing.com; globallookpress.com; trite.ru; pixabay.com
Коллаж 78.ru: pngwing.com; globallookpress.com; trite.ru; pixabay.com

Биография Бориса Акунина*

Борис Акунин* (признан на территории России иностранным агентом, включён в перечень экстремистов и террористов) — один из самых узнаваемых и популярных писателей современной России. Его произведения были неоднократно экранизированы, их переводят на иностранные языки. А по одному из флагманских романов об Эрасте Фандорине «Азазель» хотели снять сериал даже в Великобритании. С Полом Верховеном в качестве режиссёра и с Миллой Йовович в главной роли. Писатель уверен, что проект провалился по вине российский спецслужб.

фото: Globallookpress
фото: Globallookpress

А недавно его добили российские пранкеры. Они выяснили, что доходы от продажи книг и прав на экранизации Акунин* тратит на помощь Украине. А ещё у него есть план, как развалить Россию, разумеется, для её же пользы, хоть она этого и не понимает. Теперь произведения писателя пропали с прилавков, а сам он попал в перечни иноагентов, террористов и экстремистов. Справедливо? Попробуем разобраться.

Детство и юность писателя

Борис Акунин* родился в небольшом грузинском городке Зестафони 20 мая 1956 года. Тогда его все знали, как Григория Шалвовича Чхартишвили*. Отец — Шалва Ноевич Чхартишвили, офицер-артиллерист, участник Великой Отечественной войны, кавалер орденов Красного Знамени и Красной Звезды, закончивший службу в звании подполковника. Мать — Берта Исааковна Бразинская, выпускница филфака МГУ, учительница русского языка и литературы.

фото: УзнайВсе
фото: УзнайВсе
— Осенью сорок четвертого отец, командир отдельного дивизиона, был в Румынии. Во время наступления он повсюду, где можно, подбирал приблудных солдат-земляков, и у него в части образовалась команда разведчиков из одних грузинов. Мужики были лихие, в том числе и из уголовников (приблудные же). Очень эти разведчики любили ходить в тыл врага, прямо хлебом не корми. «Языков» не приводили, разведданных тоже добывали немного, но зато без трофеев никогда не возвращались, — вспоминал писатель.

Однажды «разведчики» привезли в качестве трофея вино, выпили его и умерли. Оно оказалось отравленным. А Шалва Чхартишвили с тех пор, по словам его сына, со спиртным завязал.

В 1958-м семья перебралась в Москву, и будущий писатель пошёл в школу с углублённым английским. Ещё в детстве, по собственному признанию, он полюбил Японию. Всё началось с книжки про театр Кабуки, которая произвела впечатление «красивой тайны».

— Потом, в силу случайного стечения обстоятельств, у нас на уроках географии разделяли страны между учениками и мне достались Тунис и Япония. Надо было собирать газетные вырезки и периодически делать доклады. В Тунисе никогда ничего не происходило, а в Японии происходило. И как раз в это время, кстати говоря, Юкио Мисима совершил харакири. Я помню большую статью в газете «За рубежом» под названием «Наследники самураев». Это было что-то впечатляющее, потрясающее. Чтобы писатель взял и взрезал себе живот! Я видел один раз члена Союза писателей, он к нам в школу приезжал. Какой-то детский писатель, не помню его фамилию, это было несопоставимо — представить себе, чтобы он что-то такое устроил, — делился своими детскими эмоциями писатель в интервью lenta.ru.

Несмотря на весёлые воспоминания отца о службе, а может быть благодаря им Борис Акунин в итоге решил пойти по маминым стопам и в 1973-м поступил в Институт стран Азии и Африки МГУ. В 10-м классе он посещал школу юного востоковеда, и это помогло на собеседовании. Тогда писатель носил длинные кудрявые волосы и получил от сокурсников прозвище Анжел Дэвис. А ещё в период учёбы он на год по обмену отправился в страну своей мечты Японию, что, конечно, было большой удачей.

— Когда я первый раз попал в Японию (я первый раз вообще попал за границу), у меня было ощущение, что я попал из черно-белого кино в цветное. Первый день просто глазам было больно смотреть на все эти краски. И потом, когда через год я вернулся в свою страну, я увидел ее другими глазами, у меня было ощущение, что я попал в фильм «Мой друг Иван Лапшин». Преобладание серого, коричневого цвета, исключительно угрюмые, запертые внутри себя лица, готовые в любую секунду к отпору, то есть то, среди чего ты вырос, что воспринимал естественно, ты вдруг увидел иными глазами, со стороны, — рассказывал Акунин*.

В институте он времени даром не терял и действительно помимо английского сумел освоить японский, причём настолько хорошо, что смог практически сразу после выпуска заняться техническими и литературными переводами. Первые приносили неплохие по тем временам доходы, а вторые обеспечили карьерный рост и узнаваемость.

Среди прочих Акунин* переводил британского актёра и писателя с российскими корнями Питера Устинова, а также японцев Кобо Абэ и того самого Юкио Мисиму. Например, именно в переводе Акунина* до сих пор издаётся самый известный роман Мисимы «Золотой храм» о молодом послушнике, который сжигает слишком прекрасное для этого грешного мира культовое сооружение. Он же переводил и комментировал скандальные пьесы писателя-«самурая» «Мой друг Гитлер» и «Маркиза де Сад».

Книги Бориса Акунина

Но как переводчик Григорий Чхартишвили* перевоплотился в беллетриста Бориса Акунина*? По словам самого героя, всё началось с эссе о писателях, совершивших суицид. Ему пришлось изучить три сотни биографий. После окончания этой работы Чхартишвили захотелось написать чего-нибудь лёгонького. И он начал сочинять романы про сыщика Эраста Фандорина, живущего в поздней Российской Империи.

фото: Globallookpress
фото: Globallookpress

Приключения Эраста Фандорина

Первым в серии появился роман «Азазель». Там мы знакомимся с главным героем — коллежским регистратором Эрастом Фандориным, грозой преступного мира, который берётся распутать загадочное самоубийство и натыкается на целую масонскую ложу. Далее на протяжении 16 книг Фандорин раскрывает сложнейшие дела и растёт в чине на фоне громких исторических событий от Русско-Турецкой войны до Гражданской. И в конце концов становится действительным статским советником — в табели о рангах это чин 4-го класса. Армейский аналог — генерал-майор.

Споры о качестве романов, пожалуй, оставим в сторону. Их популярность и увлекательность сомнению не подлежит. Да и сеттинг выбран удачно и своевременно. Это та самая «Россия, которую мы потеряли», одна из самых популярных в российском обществе альтернативных реальностей.

Правда, говорить об исторической достоверности романов Акунина, увы, не приходится. Хотя в них можно разглядеть своеобразное попурри из нескольких известных по школьной программе писателей, уделявших большое внимание социальной критике. Поэтому Россия эта, скажем, настолько вороватая и лапотная, что помощник пристава даже обыск в богатой квартире боится устроить, чтобы чиновников «бес не попутал». А рестораны и гостиные сплошь заполонили «лишние люди».

фото: УзнайВсе
фото: УзнайВсе

Уже с первого же романа политические акценты автора торчат из каждой щели. Скажем, когда два студента перед дуэлью собираются писать завещание, их слушает дама сердца. Один хочет переписать свои капиталы на сирот. Второй так передаёт этот диалог:

«Меня злость взяла. Разворуют твой миллион в Воспитательном, говорю. Читал, что про казённые приюты в газетах пишут? Да и много им больно. Лучше англичанке отдать, баронессе Эстер, она не уворует. Амалия и меня поцеловала — давайте, мол, утрите нос нашим патриотам».

В общем, заграница нам поможет, и научит, и покажет. Впрочем, нелюбовь к патриотам не всегда бросается в глаза, так как Акунин* во многом следует тому образу Российской Империи, который тщательно формировался на школьных уроках литературы в советские времена. Это уже потом выяснится, что автору никакая Россия не нравится — ни романовская, ни допетровская, ни советская, ни современная.

К 2020-му году Российская Империя гибнет вместе с Фандориным, а над его литературным царством поднимается флаг Страны Восходящего солнца. Акунин начинает новую серию о приключениях японского друга русского сыщика Масахиро Сибаты.

— Я знаю Акунина-Чхартишвили. Он стопроцентный западник, стопроцентный глобалист и стопроцентный праволиберал. Все его романы — я уже писал об этом и настаиваю на этом сейчас — насквозь идеологичны, — писал литературовед Павел Басинский в далёком в 2013-м.

Тогда это была сравнительно оригинальная оценка. Романы Акунина считались качественной, но прежде всего чисто развлекательной литературой. Однако теперь миссионерскую направленность своих сочинений больше не отрицает и сам автор.

Монахиня Пелагия и провинциальный детектив

К 2000-му году Борис Акунин изобрёл нового протагониста — монахиню Пелагию. Распутывать хитрые делишки она умеет не хуже мисс Марпл, а ещё может ради важного дела запросто перевоплотиться в роскошную светскую львицу, и вообще на православную догматику смотрит максимально широко. В общем, не монахиня, а мечта атеиста. Но, как оказалось, не только его.

В третьем романе серии «Пелагия и красный петух» монахиня оказывается на борту парохода «Севрюга», на котором также собираются представители нескольких загадочных сект. Но одна из них, пожалуй, выделяется среди всех. Это «содомиты», плывущие в возрождённый Содом.

— В какой Содом? Тот, что уничтожен Господом вместе с Гоморрой? — удивляется Пелагия.
— Был уничтожен. А теперь возрождён. Один американский миллионщик, мистер Джордж Сайрус, известный филантроп, нашёл место, где стоял библейский Содом. Сейчас там возводится город-рай — для таких, как мы. Никаких полицейских гонений, никакого общественного презрения. И никаких женщин, — объясняет содомит.

В имени и фамилии Джорджа Сайруса легко угадывается филантроп Джордж Сорос. И далеко не случайно. На стыке тысячелетий Акунин* руководил соросовским проектом «Пушкинская библиотека». На словах идея выглядит благородно. Для российских библиотек закупают много-много книг, но выбор этих книг происходит известно по каким принципам.

Великий писатель мог не знать, но в Российской Империи уголовное наказание за мужеложество существовало недолго, применялось крайне редко и было введено как раз по примеру просвещённой Европы. А вот Великобритания не скоро смоет позор за подобные судебные издевательства над Оскаром Уайльдом и Аланом Тьюрингом.

Впрочем, российской гей*****-сообщество оценило произведение по достоинству. Просто процитируем рецензию на роман на одном из самых популярных специализированных сайтов:

«Среди современных писателей Борис Акунин едва ли не единственный, кто пишет о гомосексуалах* точно так, как он пишет о гетеросексуалах. Это очевидное достижение российской словесности».

Пожалуй, после таких высоких достижений можно было до конца жизни больше ничего не писать. Хотя если взглянуть с такого ракурса, произведение, мягко говоря, противоречит букве закона о запрете гей-пропаганды.

История государства российского Бориса Акунина

В какой-то момент Григорию Чхартишвили* оказалось тесно в шкуре Бориса Акунина*, и он придумал ещё два новых псевдонима — Анна Борисова и Анатолий Брусникин. У каждого по своей серии произведений. А порой Чхартишвили издаёт книги в соавторстве с Акуниным. Так, например, было со всеми произведениями из «Семейного альбома».

фото: Globallookpress
фото: Globallookpress

Но свои самые ценные работы Чхартишвили* подписывает только собственным именем. В 2013-м году он затеял амбициозный многотомный проект под названием «История Российского государства». Идея, как её видит Акунин*, состояла в том, чтобы изложить российскую историю понятным обывателю языком.

— Я пишу для людей, плохо знающих Российскую историю и желающих в ней разобраться. Я не выстраиваю никакой концепции, — рассказывал писатель одному изданию, ныне признанному иноагентом.

С первым утверждением не поспоришь, а вот второе не выдерживает критики. Первый том начинается с древнейших времён, а последний десятый завершается концом сталинской эпохи. В конце концов писатель решил сделать сокращённый вариант своей работы и опубликовал его под названием «твит-истории».

В общем, по Акунину*, Киевская Русь — это вообще не Россия, к России она не имеет почти никакого отношения, а история России начинается с Золотой Орды. В общем, всё по новейшим заветам украинских националистов.

«Постепенно „губернаторы“ автономии, московские князья, стали богаче и сильнее своих хозяев. Во второй половине 15 века Москва не „освободилась от ига“, а отняла у ханов власть», — объясняет великий историк.

Российское государство, согласно писателю, создаёт Иван III, «позаимствовав ноу-хау великого Чингисхана». Пётр I был извергом и прорубил окно в Европу «с ордынской стороны», а «дверь запер изнутри». Он, в отличие от Акунина*, даже «западником не был». В 19-м веке Российская Империя становится сверхдержавой наряду с Британией, но если англичане опираются на экономику, то русские только на силу штыков. Экономика побеждает.

Попытки построить свободное общество раз за разом проваливаются, а Сталин сосредотачивает усилия на укреплении «ордынской модели». Этим же, по мнению Акунина*, занимается и Владимир Путин.

«Модель худо-бедно восстановилась, но потенциала для воскрешения империи у России нет. Долго эти конвульсии продолжаться не могут», — прогнозирует историк.

У Акунина есть идея фикс. Она состоит в том, что путь России к «свободе» лежит через построение «настоящей федерации», где Москва будет добровольно «отпускать» территории, которым уже предоставленного суверенитета покажется мало. Как говорится, так художник видит мир.

Но даже такой народный вариант истории читать скучно. Поэтому за каждым академическим томом следует роман. По словам Акунина, идея состоит в том, чтобы читатели клевали на беллетристику про «викингов» или московитов, а потом шли читать связанный с ними исторический том. В общем, опять важная миссия.

Профессиональные историки, даже вполне либеральных взглядов, труд Акунина подняли на смех.

«Если коротко, то это произведение можно отнести к жанру, который называют folk-history, — это когда дилетант пишет для дилетанта, излагая свою личную точку зрения на прошлое», — такое резюме сочинению дал известный специалист Игорь Данилевский.

Чтобы было понятно, что в данном случае речь идёт вовсе не об идеологии, упомянём, что историк Данилевский тоже вступил в ряды осудивших СВО.

Экранизации произведений Бориса Акунина*

При этом романы Акунина* пользуются неизменной популярностью у кинематографистов. На данный момент известны уже шесть российских экранизаций. Первая вышла ещё в 2002-м году по роману «Азазель». В одноимённом сериале Александра Адабашьяна снялись Мария Неёлова (леди Катерина Эстер) и Сергей Безруков (Иван Францевич Бриллинг). За эту работу Акунин получил приз ТЭФИ, как лучший сценарист.

фото: студия Три Тэ
фото: студия Три Тэ

Самым кассовым был фильм «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева с Егором Бероевым и Гошей Куценко. А самый популярный среди зрителей, если судить по оценкам на Кинопоиске, «Статский советник» Филиппа Янковского с Никитой Михалковым, Олегом Меньшиковым, Константином Хабенским, Владимиром Машковым и ещё целой россыпью отечественных звёзд.

Самая причудливая экранизация вышла в 2023-м. Это криминальный мини-сериал Нурбека Эгена «Фандорин. Азазель». Действие перенесено в альтернативный Петроград XXI века, в котором не случилось Октябрьской революции. Выглядит работа необычно, но фурора среди зрителей она, мягко говоря, не вызвала.

Примерно с начала 2010-х в России обсуждалась британская экранизация «Азазели». Предполагалось, что главную роль сыграет Милла Йовович. Режиссёр Пол Верховен («Шоу-гёрлз», «Основной инстинкт», «Робокоп») даже приезжал в Россию на смотрины, но в итоге так и не нашёл денег на картину.

Правда, сам Борис Акунин* утверждал, что проблема в другом.

— У меня развалился контракт с BBC на Фандорина. Спасибо Скрипалям, потому что я, честно говоря, с трудом представляю, как в современной Англии можно снимать сериал про доблестного агента российских спецслужб даже из XIX века. Дело закончилось тем, что мне продюсеры, когда я с ними встречался в последний раз, сказали: а вы не хотите поменять национальность вашего героя, будет просто викторианский сыщик? Для меня это не представляет никакого интереса, потому что смысл экранизации в том, чтобы продвигать свои книги, — заявил писатель в одном из интервью.

Отношение Бориса Акунина* к СВО

Борис Акунин* далеко не всегда занимается политической деятельностью чисто литературными средствами. Он критиковал приговор Михаилу Ходорковскому**, активно поддерживал «болотные митинги», отрекался от Крыма, заступался за украинского режиссёра Олега Сенцова, готовившего в России теракт, и помогал Алексею Навальному*** сочинять президентскую программу.

фото: Globallookpress
фото: Globallookpress

Борис Акунин* покинул Россию, когда это ещё не было мейнстримом. В 2014-м году после крымских событий писатель переехал в Лондон. А после начала специальной военной операции не ограничился одними лишь лозунгами, но и создал организацию «Настоящая Россия»****, которая занимается сбором средств в пользу украинцев.

Пранк Лексуса и Вована

Однако вплоть до самого конца 2023-го года многим казалось, что всё не настолько запущено. Во всяком случае в публичном поле писатель иногда старался выбирать выражение. Но в декабре ему устроили сюрприз Вован и Лексус, дважды позвонив от имени президента Украины Владимира Зеленского и экс-министра культуры соседней страны Александра Ткаченко. Тут-то Акунин* и показал окончательно своё лицо.

К атакам российских городов он, понятное дело, относится с пониманием.

фото: Известия
фото: Известия
— До тупых людей какие-то простые вещи доходят таким наиболее ясным и прямым образом.

И знает, как «обустроить» Россию.

— Российская Федерация — самый главный враг на планете Земля», поэтому нужно превратить ее в конфедерацию, раздробив на «150 осколков».

Акунин* пожурил украинскую пропаганду за то, что она не делает особых различий между «хорошими русскими» и «плохими», считая «плохими» всех. Правда, писатель почему-то упрямо игнорирует тот очевидный факт, что это-то во всём мире и называется нацизмом.

— Единственное, в чем вы делаете ошибку — вы воюете с российской армией только оружием. А настоящая победа в войне достигается не оружием, а влиянием на умы и сердца. Поменять людей — это то, что я и все мы пытается делать в каждодневном режиме! — объясняет Акунин*.

И тут уже упоминает и о своей новой организации, и о собственной литературной деятельности, к которой, похоже, относится очень серьёзно.

фото: Globallookpress
фото: Globallookpress

Лишь после этого маховик российского правосудия закрутился. 18 декабря 2023-го года СК возбудил в отношении Акунина* уголовное дело по статьям о «фейках об армии» и об «оправдании терроризма». Росфинмониторинг включил писателя в перечень террористов и экстремистов, а уже в январе 2024-го Минюст признал Акунина* иноагентом. 6 февраля писатель был заочно арестован Басманным судом.

Личная жизнь Бориса Акунина*

Есть во взглядах Бориса Акунина* и ещё один экстремистский пункт. Он касается детей. Причём, отношение писателя к детскому вопросу ярко проявляется даже в его творчестве.

Автор романов о Фандорине был женат дважды. Его первой избранницей стала японка, с которой будущий писатель познакомился ещё во время учебы. Позже Акунин утверждал, что узы брака оказались недостаточно крепки из-за разницы менталитетов.

Вторая избранница Акунина* — Эрика Эрнестовна. Она является редактором и корректором и помогает писателю работать над книгами. В общем, совместные книги у пары есть, а вот совместных детей нет. Причём, по словам самого Акунина*, по соображениям принципиального характера.

«Истинно счастливой супружеской паре дети вовсе не нужны, ибо мужу и жене вполне достаточно друг друга. Мужчина и женщина — как две неровные поверхности, каждая с буграми и вмятинами. Если поверхности прилегают друг к другу неплотно, то нужен клей, без него конструкцию, то бишь семью, не сохранить. Вот дети и есть тот самый клей. Если же поверхности совпали идеально, бугорок во впадинку, клей ни к чему», — заявлял Акунин* в одном из интервью.

А читатели давно обратили внимание, с какой жестокостью автор обходится с детскими персонажами в своих произведениях. Они очень часто гибнут или становятся жертвами сексуализированного насилия, а порой и то, и другое сразу, как, скажем, в романе «Аристономия», где три, разумеется, русских красноармейца насилуют и убивают 10-летнюю еврейскую девочку. Впрочем, оставим эту тему личному психоаналитику писателя.

Где сейчас Борис Акунин*

Борис Акунин* по-прежнему живёт за границей «на три страны» — Великобритания, Франция, Испания. Несколько дней назад в Лондоне ему вручили British Books Awards 2024 в номинации Freedom to Publish. Это когда поощряют не за писательский талант, а за отчаянную борьбу за свободу по соросовским конспектам.

— Спасибо. Это огромная честь. Но я чувствую себя самозванцем, как будто я изображаю из себя какого-то борца за свободу. Это не так. Я не борец, я писатель, — скромно напоминает Акунин* в ответ.

Но именно в качестве писателя он Британии нужен куда меньше, доказательством чему является провальная эпопея с экранизацией.

фото: Известия
фото: Известия

В Лондоне же недавно вышла и последняя десятая книга «российской истории», которая уже не попадёт на полки отечественных магазинов, что самым пагубным образом скажется на доходах. А теперь писатель оказался на распутье и предложил самим читателям проголосовать и решить, чем он должен заниматься дальше. Среди предложенных вариантов есть «нечто новое», «продолжение приключений Фандорина» и 11-й том истории России с 1953-го по 1991-й год.

Впрочем, наверняка можно предложить и свой вариант. Раз уж миссия по развалу страны была раскрыта и окончательно провалилась.

*Внесён в перечень экстремистов и террористов Росфинмониторинга, признан Минюстом иностранным агентом на территории РФ.

**Признан иностранным агентом на территории РФ.

***Внесён в перечень экстремистов и террористов Росфинмониторинга.

****Организация признана иностранным агентом на территории РФ.

***** Решением Верховного суда «международное движение ЛГБТ» признано экстремистским и запрещено в России.