Найти в Дзене

Благими намерениями

- Ну что, сын, горд, что ты решил пойти по моим стопам и выбрал тот же ВУЗ, где учился и я? - сказал Егор сыну, стоя с ним на ступенях университета перед дверью с надписью «Приемная комиссия». Он сказал эти слова и мысленно перенесся в далекий 2003 год. Точно так же они стояли тогда на этом же месте – за пять лет до этого бывшие школьники, а сейчас - молодые мужчины и женщины, которые только что получили дипломы. Перед каждым были уже свои жизненные цели и планы, многие уже работали, кто-то только собирался. Позади остались все волнения от сессии и весёлые тусовки в общежитии. Теперь начиналась уже реальная взрослая жизнь. Среди выпускников был сам Егор и его лучший друг Артем. Оба они были родом из одного небольшого города, закончили одну школу, вместе приехали в Москву учиться. Но остальные их обстоятельства были разыми. Егору не было нужды работать и подрабатывать, мать, хоть и растила его одна, имела очень неплохую должность и в финансах стеснена не была. Она оплачивала и съемну

- Ну что, сын, горд, что ты решил пойти по моим стопам и выбрал тот же ВУЗ, где учился и я? - сказал Егор сыну, стоя с ним на ступенях университета перед дверью с надписью «Приемная комиссия». Он сказал эти слова и мысленно перенесся в далекий 2003 год.

Точно так же они стояли тогда на этом же месте – за пять лет до этого бывшие школьники, а сейчас - молодые мужчины и женщины, которые только что получили дипломы. Перед каждым были уже свои жизненные цели и планы, многие уже работали, кто-то только собирался. Позади остались все волнения от сессии и весёлые тусовки в общежитии. Теперь начиналась уже реальная взрослая жизнь.

Среди выпускников был сам Егор и его лучший друг Артем. Оба они были родом из одного небольшого города, закончили одну школу, вместе приехали в Москву учиться. Но остальные их обстоятельства были разыми. Егору не было нужды работать и подрабатывать, мать, хоть и растила его одна, имела очень неплохую должность и в финансах стеснена не была. Она оплачивала и съемную квартиру сыну в Москве и остальные его расходы.

У Артёма ситуация складывалась иначе: он жил в студенческом общежитии и должен был сам как-то крутиться, чтобы раздобыть денег. Кем он только ни подрабатывал во время учёбы: и курьером, и ночным сторожем на бумажной фабрике, и кем-то ещё.

Егору все время было как-то неловко перед Артемом за то, что у него все есть и что он чувствует себя как будто немного выше него. Это свое внутреннее ощущение неловкости он старался скрывать за несколько покровительственным отношением: в любое время предоставлял ему в пользование свой компьютер, который тогда был даже не у каждого пятого, доступ к интернету, принтер. Он прикрывал друга, когда тот просыпал утренние пары из-за своих ночных подработок, давал списывать на контрольных, если Артем не успевал подготовиться. Уже на третьем году обучения Егор, как более предприимчивый, организовал бизнес по написанию курсовых работ и рефератов для младших курсов, куда подтянул и товарища, чтобы тому не приходилось носиться по городу, развозя заказы или работать на фабрике по ночам вместо того, чтобы учиться или отдыхать. Коммуникабельный Егор умел со всеми договориться, предложить услуги и обеспечить бесперебойное поступление заказов. Артем сосредотачивал свои усилия в основном на «производстве». Надо признать, Егор был очень доволен своей придумкой: он говорил товарищу, что делит все доходы поровну, но на самом деле себе забирал только четверть, давая товарищу возможность заработать, считая, что ему эти деньги нужнее. При этом он чувствовал себя почти меценатом, что, конечно, льстило его самолюбию.

Пять лет обучения пролетели быстро. Получив дипломы, ребята планировали провести лето в родном городе, а уже с сентября – выходить на работу.

Артём уехал сразу, дома его уже ждала Наташа, его невеста, свадьбу с которой они отложили на время учебы, но теперь планировали сыграть в июле.

Но Егору пришлось повременить с отъездом, потому что знакомые его матери смогли выхлопотать для него место в одной очень хорошей фирме, такую возможность упускать было нельзя. Рабочие будни для юноши начались раньше, чем он ожидал. Тем не менее, ему удалось договориться, что он возьмет пару дней за свой счет в июле, чтобы съездить в родной город на свадьбу лучшего друга.

Однако, приглашения не поступало. Егор несколько раз пытался дозвониться до Артема, но все без толку: когда бы он ни позвонил, дома у Артема отвечали, что он куда-то вышел и когда вернется – не известно. Они не общались почти два месяца. Понимая, что происходит что-то странное, парень решил на выходные съездить на родину и поговорить с товарищем.

***

- Артём, какая удача! - воскликнул Егор, столкнувшись с другом, подходя к дому, где жили его родители, - А я же как раз ради тебя приехал!

Артём застыл на месте, его лицо окаменело. Он несколько секунд смотрел на Егора, прежде чем сдержанно кивнуть.

- А, это ты. Привет.

- Да что с тобой происходит? Два месяца, как ты уехал из Москвы. Мы за это время ни разу не поговорили, ты не отвечаешь на мои звонки и не перезваниваешь. У тебя свадьба когда? Как планировал – через неделю? А где мое приглашение?

- А я решил не приглашать тебя, - сказал Артём.

- Как это? Почему? - спросил Егор оторопело.

- Потому что ты мне больше не друг, - холодно ответил Артём, и никогда им не был. Наши пути разошлись после университета, и у меня нет желания продолжать нашу дружбу.

- Но почему? Я всегда был рядом с тобой, когда тебе нужна была помощь. Я помогал тебе с учёбой, решал твои проблемы...

- Вот именно. И чувствовал себя таким королем мира, благодетелем. Ты думаешь, я ничего не замечал? Да ты самоутвеждался за мой счет. Такой крутой пацан, помогает бедненькому другу-нищеброду, который сам ни на что не способен, которому родители не могут выслать денег? Удобно быть пупом земли на таком фоне! Ты всегда считал себя выше меня, и я устал от этого.

Егор почувствовал, как его сердце сжимается. Он никогда не предполагал, что на душе у Артема творится такое.

- Да не хотел я быть никаким пупом, - пытался оправдаться он, - я просто хотел помочь.

- Ты мне не помогал, ты просто удовлетворял свои эгоистичные амбиции. Думаешь, я теперь по гроб жизни буду тебе должен?

Егор потрясенно молчал.

- Я правда думал, что мы друзья, - сказал он наконец с дрожью в голосе.

- Да мы ими никогда и не были. Ты давал мне подачки и чувствовал себя благодетелем, я их принимал, потому что мне хотелось скопить денег. Но теперь все. Видеться нам больше не за чем.

Егор постоял ещё несколько мгновений, надеясь, что Артём передумает. Но его бывший друг резко развернулся и поспешно удалился.

Как будто на каменных ногах Егор пошел в сторону дома. Он не мог поверить, что Артём так легко отказался от него. Он задавался вопросом, было ли это когда-нибудь настоящей дружбой или Артём и правда просто использовал его.

Войдя в «отчий дом», он прямо в ботинках прошел на кухню, налил стакан воды, выпил залпом.

- Егор, это ты?, - мать, наконец вышла из комнаты. Ну почему в обуви? Неужели сложно разуться?

- Привет, мам. Я тоже соскучился и рад тебя видеть.

- Привет-привет. Давай снимай ботинки, бабушка утром полы мыла... Ну что, ты надолго к нам?

Мать растила его одна, без мужа, много и успешно работала, деньги в семье всегда были, но вот эмоционального контакта не хватало. Вот и сейчас она не заметила, что сын чем-то расстроен.

Егор сам решил поделиться с ней своими переживаниями:

– Вот такая история, мам. Через неделю у него свадьба в "Холидей", а меня даже не позвал, -закончил Егор свой рассказ.

– В каком, ты говоришь, ресторане? – спросила мать

- "Холидей"...

– Хммм, раньше это был действительно дорогой ресторан, а сейчас уже так себе... Хотя, может и получится у них хороший банкет. А мы с подругами тоже сегодня в ресторан идем, не в "Холидей", а гораздо лучше! И вообще... не понимаю, из-за чего ты расстроен. Не надо ни костюм покупать, ни на подарок тратиться.

Мать отвернулась к туалетному столику и продолжила укладывать волосы. Зазвонил телефон, это была одна из её многочисленных подруг.

– Да, дорогая, привет, а я звонила тебе весь день…, – защебетала мать в трубку и погрузилась в разговор.

На глаза Егора навернулись слезы.

Бабушка, которая жила с ними, и слышала всю историю внука, подошла к нему:

– Что, Егорушка, не весело? Ты думал, что он тебе лучший друг, а он тебя даже не пригласил на свадьбу, не захотел с тобой разделить свою радость?

– Да, бабуль, получается так. Хотя я ж и помогал всегда, и старался не выпячивать, что наша семья богаче, и как-то вроде дружили, корешковали, и с компьютером я помогал и вообще...

- Ты, Егор, сейчас не мне ответь, а сам себе: для чего ты помогал ему? Для того, чтобы на его фоне оказаться повыше, или чтобы настоящее добро сделать? Не мне, себе ответь. И потом подумай, если ты был искренен, то значит твой друг оказался не достоин тебя. А если ты хотел возвыситься сам, то прими этот урок. Нужно ли делать такое ещё или нет. У тебя в жизни ещё будет много таких вопросов, и ты сам должен их для себя решить и ответить.

***

Эти слова бабушки вспоминал сейчас сорокатрехлетний Егор, стоя с сыном перед входом в здание университета. Тогда, двадцать с лишним лет назад, он сумел воспользоваться советом, задал себе тот самый вопрос и нашел в себе смелость честно себе на него ответить. Многое про себя понял, многое осознал, многое пересмотрел в своем отношении к людям. И теперь эти слова он передаст своему сыну, выпуская его во взрослую жизнь. Эти и еще другие, сказанные бабушкой тогда же: «Запомни, внучек, никто не полюбит из благодарности. И наоборот, обязанным никто не хочет быть. И поэтому часто от благодетелей хотят либо отдалиться или отдариться».

***

Как считаете, кто прав в этой истории? Правильно ли поступил Егор, взяв "под крыло" Артема или не стоило вмешиваться? Имел ли Артем право принимать помощь, если понимал, что дружбы между ним и однокашником быть не может? Или нужно было ее отвергнуть, если он чувствовал, что его это унижает?

Друзья, подписывайтесь на канал! Нам есть чем с вами поделиться. Ставьте лайки, оставляйте комментарии, давайте вместе обсуждать мотивы и поступки героев.