Компания состоит из различных активов, которые важно правильно рассчитать – это помогает понять, где вращаются вложенные средства. В статье разобрали, какие бывают активы, как их рассчитать, и зачем нужно знать балансовую стоимость при участии в тендерах.
Активы компании – что это простыми словами
Активы компании - это все, что у неё есть и что может приносить ей доход: деньги на счетах, здания, оборудование, товары на складе и даже долги, которые должны ей вернуть. Это как сбережения и вещи, которые помогают предприятию зарабатывать.
Какие бывают активы
Активы делятся по следующим критериям:
- форме и ликвидности;
- оборачиваемости и участию в бизнесе.
По форме и ликвидности
Форма отражает физическое представление или характер имущественного объекта. А ликвидность указывает на его способность быстро и без значительной потери стоимости быть обращенным в наличные средства. Рассмотрим основные типы активов в зависимости от их формы и ликвидности.
По форме
Материальные активы
Представляют собой физические объекты, которые принадлежат бизнесу и используются в его операциях:
- здания и сооружения;
- оборудование и машины;
- транспортные средства;
- запасы товаров и сырья.
Проще говоря, это физические объекты, которые можно потрогать.
Нематериальные активы
Это права и привилегии, не имеющие физической формы, но обладающие потенциальной стоимостью:
- права на интеллектуальную собственность (патенты, торговые марки, авторские права);
- договоры и лицензии;
- бренды и репутация компании;
- программное обеспечение, сайты, разработки в сфере IT, социальный капитал (соцсети, онлайн-ресурсы с подписчиками).
Они не имеют физического воплощения и, соответственно, эти их нельзя пощупать.
Инвестиции и финансовые активы
Служат для долгосрочного инвестирования или получения дохода от инвестиций:
- акции других компаний;
- облигации и другие ценные бумаги;
- инвестиции в недвижимость и др.;
- долги под расписку.
Этот тип включает в себя долгосрочные финансовые вложения предприятия, которые не предназначены для немедленного обращения в наличные средства.
По ликвидности
Ликвидность – это возможность за определенное время продать объект и превратить его в «живые» деньги.
Сами деньги – это тоже ликвидный актив. Деньги не нужно продавать, поэтому они обладают самой высокой ликвидностью.
Преимущество данных активов в том, что они могут быть немедленно использованы для проведения операций:
- наличные деньги на расчетных счетах;
- краткосрочные вложения и банковские депозиты, легко конвертируемые в наличные средства.
У нематериальных и материальных активов ликвидность слабая, потому что вряд ли получится в короткий срок продать авторское право или склад за пару дней.
По оборачиваемости и участию в бизнесе
Активы классифицируются по степени их оборачиваемости и участию в операционной деятельности. Это важно для понимания, насколько быстро и эффективно компания может использовать свое имущество для генерации дохода. В зависимости от этого, активы делятся на оборотные и внеоборотные.
Оборотные активы
Это ресурсы, которые используются в текущей операционной деятельности и которые обычно оборачиваются в течение одного года или меньше:
- Денежные средства. Наличные деньги и эквиваленты, которые могут быть быстро преобразованы в наличные без значительной потери стоимости.
- Запасы товаров. Товары, которые находятся на складе и предназначены для продажи или использования в производственном процессе.
- Дебиторская задолженность. Деньги, которые должны быть оплачены компании её клиентами за реализованные товары или предоставленные услуги.
- Прочее. Краткосрочные инвестиции, предоплаченные расходы и прочие текущие активы.
Оборотные активы помогают бизнесу поддерживать его текущие операции и обеспечивают ликвидность для решения краткосрочных финансовых обязательств.
Внеоборотные активы
Это ресурсы, которые не предназначены для немедленного обращения в наличные средства и остаются у компании в течение длительного времени, обычно более года:
- Нематериальные. Права на интеллектуальную собственность, бренды, лицензии и другие права, которые имеют долгосрочную стоимость.
- Материальные. Здания, оборудование, транспортные средства и другие физические объекты, используемые в деятельности предприятия, но не предназначенные для продажи.
- Долгосрочные инвестиции. Вложения в другие проекты, которые компания планирует удерживать длительное время.
Внеоборотные активы способны обеспечить бизнесу стабильность и рост на длительный период времени.
По участию в бизнесе
Такие активы делятся еще на 2 вида:
- Операционные - это ресурсы, которые прямо участвуют в текущей операционной деятельности и используются для производства товаров или предоставления услуг (товарные остатки, оборудование, помещения и т.д.).
- Инвестиционные - это ресурсы, которые используются для инвестирования с целью получения дохода в будущем, а не для прямой поддержки текущей деятельности (инвестиции в недвижимость, акции в других проектах, ценные бумаги и т.д.).
Они играют важную роль в стратегическом управлении финансами компании и могут в значительной степени влиять на её будущую прибыльность и стабильность.
... Друзья, на этом статья не заканчивается. Переходите на наш сайт онлайн-школы для поставщиков и тендерных специалистов "Азбука тендеров" и читайте до конца.
Подписывайтесь на открытый Телеграм-чат для тендерных специалистов и участников закупок