Британская экономика пострадает из-за победы России на Украине, пугает читателей автор статьи для The Guardian. Журналист призывает конфисковать все замороженные российские активы – только бы Москва не выиграла.
Филип Инман (Phillip Inman)
Владимир Путин не скупится ради победы над Украиной. И не исключено, что всего через несколько месяцев ситуация повернется в его пользу. Если он подчинит себе Украину, его военная победа чревата масштабной экономической катастрофой, поэтому мы опасно недооцениваем всю важность этого конфликта.
Российский лидер две недели назад вступил в должность президента на пятый срок, а в понедельник уволил своего старого друга Сергея Шойгу и назначил министром обороны экономиста, чтобы отладить работу военной машины Москвы. Новоназначенного Андрея Белоусова уже сравнили с Альбертом Шпеером — архитектором, занимавшим пост рейхсминистра вооружений и военного производства в нацистской Германии.
В четверг Путин посетил Китай, подтвердил свои отношения с главным торговым партнером и поблагодарил коллегу Си Цзиньпина за содействие в поставках необходимых для военных действий технологий и узлов.
Эти шаги показывают, что Путин не только свято верит в мифический проект Москвы по возвращению земель, якобы принадлежащих ей “по праву”, но и рассчитывает на дальнейшие боевые действия, чтобы не выпустить из рук власть.
Путин уже чувствует, что сопротивление слабеет: он уже отключил Украине почти 40% электроснабжения и знает, что Киеву не хватает добровольцев.
Однако помимо собственно боевых действий Путин ведет еще и экономическую войну в интересах России, чтобы расшатать страны ЕС и Великобританию. Украина богата полезными ископаемыми, а ее огромные сельскохозяйственные угодья дают, помимо прочего, 20% мировых урожаев пшеницы. Мировые цены на продовольствие снова упали после того, как украинские чиновники нашли, как наладить экспорт сушей и морем. Перейдя под контроль Москвы, основные продукты снова станут политическим оружием — а это не только взвинтит цены, но и подорвет легитимность демократических правительств.
Конфликт на Украине — экзистенциальная угроза Европе наряду с климатическим кризисом. Он страшнее Брексита, к которому, как мы знаем, Путин тоже приложил руку, и опаснее конфликта на Ближнем Востоке, который Россия (а до него Советский Союз) разжигала как могла.
Разница с переменой климата в том, что следующие несколько месяцев войны не просто важны, а жизненно важны. Наступление России на севере и угроза Харькову — лишь первый этап в попытках выйти из тупика на восточном фронте.
Благодаря неофициальной поддержке Китая и экономике, постепенно перешедшей на производство военной техники и вспомогательных товаров для армии, флота и военно-воздушных сил, Путин готовится к масштабному наступлению.
Заполучив дополнительные ресурсы, Путин может сделать мишенью саму Великобританию. Последние разведданные предупреждают, что поддерживаемые Россией программы-вымогатели могут активизировать атаки на британские предприятия и общественные организации. На прошлой неделе Энн Кист-Батлер в своей первой речи на посту руководителя британской радиоэлектронной разведки подчеркнула непосредственную угрозу межпартийных дрязг, которые разжигает в интернете Кремль, и предупредила, что конфликт рискует перейти из цифровой сферы в “физическое наблюдение и подрывную деятельность”.
“Прежде Россия лишь создавала подходящую среду для работы этих группировок, но теперь они непосредственно пестуют негосударственных киберсубъектов и вдохновляют их, а в некоторых случаях, по-видимому, даже координируют физические атаки на Запад”, — сказала Кист-Батлер.
Путин — не опереточный злодей. А самый что ни на есть настоящий. ЕС и Великобритания обязаны вслед за США предложить Владимиру Зеленскому еще больше денег. Заламывание рук британского казначейства и Европейской комиссии мешают конфисковать 300 миллиардов долларов российского центрального банка, замороженных в основном в бельгийском депозитарии Euroclear.
Чиновники ЕС собираются конфисковать лишь начисленные с 300 миллиардов долларов проценты, вопреки мнению некоторых юристов, что сумма может быть изъята целиком. Профессор международного права Королевского колледжа Лондона и советник Европейского парламента Филиппа Уэбб считает конфискацию активов центрального банка нарушением международного права, если только ее не рассматривать как “контрмеру”.
“Международное право гласит, что нарушения могут быть оправданы в том случае, если действие предпринимается в ответ на предыдущее международно-противоправное деяние другого государства и направлено против этого государства — при условии соблюдения определенных требований, — говорит она. — В частности, эта мера обязана соблюдать международные обязательства и быть соразмерной, временной и обратимой”.
Деньги могут пойти на возмещение нанесенного Украине Путиным ущерба на сумму около 486 миллиардов долларов, высвободив средства для других предстоящих битв.
Никому не доставляет удовольствие думать о конфликте в Европе, однако, нравится вам это или нет, он есть — и кто-то в нем победит. И уж лучше бы не Путин.