Найти в Дзене

Поёт Валентина Толкунова

Газета "Советская молодёжь",
номер от 25 октября 1975 года Рубрика "Субботняя встреча" Сегодня эта певица знако­ма миллионам зрителей. Многие песни, впервые исполненные Валентиной Тол­куновой. обретают популяр­ность на долгое время. Нацио­нальный характер русского певческого стиля, осмысленность каждой интонации, прав­да чувств отличают ее песенное мастерство.
В ее голосе звучат нежность, доброта, по­рой легкая грусть. Ее скром­ность, женственность, изяще­ство, манера общения, даже прическа стали предметом подражания молодых девушек. Валентина Толкунова поет просто, без нарочитых жестов, без лишней аффектации. Она не ищет проторенных путей в искусстве. В репертуаре певи­цы нет ни одной песни, став­шей еще до ее исполнения шлягером.
Толкунова — пол­ноправный соавтор поэта и композитора. Так, песня Павла Аедоницкого и Екатерины Шевелевой
«Сере­бряные свадьбы» в исполнении Валентины Толкуновой
была удо­стоена звания лауреата Всесоюз­ного телевизионного конкурса «Песня-73». И вновь
Оглавление

Газета "Советская молодёжь",
номер от 25 октября 1975 года

Рубрика "Субботняя встреча"

Сегодня эта певица знако­ма миллионам зрителей. Многие песни, впервые исполненные Валентиной Тол­куновой. обретают популяр­ность на долгое время. Нацио­нальный характер русского певческого стиля, осмысленность каждой интонации, прав­да чувств отличают ее песенное мастерство.
В ее голосе звучат нежность, доброта, по­рой легкая грусть. Ее скром­ность, женственность, изяще­ство, манера общения, даже прическа стали предметом подражания молодых девушек.

Валентина Толкунова поет просто, без нарочитых жестов, без лишней аффектации. Она не ищет проторенных путей в искусстве. В репертуаре певи­цы нет ни одной песни, став­шей еще до ее исполнения шлягером.
Толкунова — пол­ноправный соавтор поэта и композитора.

Так, песня Павла Аедоницкого и Екатерины Шевелевой
«Сере­бряные свадьбы» в исполнении Валентины Толкуновой
была удо­стоена звания лауреата Всесоюз­ного телевизионного конкурса «Песня-73». И вновь в ее испол­нении становится лауреатом это­го конкурса 1974 года песня Мигули и Гина «Поговори со мною, мама».
Благодаря ее исполнению эти произведения знают и поют не только
в СССР, но и за рубе­жом: в Чехословакии, ГДР, Польше.

Почему же девочка из мос­ковской средней школы, меч­тавшая
о профессии педагога, стала певицей?

— Я люблю песню, — говорит Валентина. — С песней свя­зана вся моя жизнь. Очень хо­рошо помню, как мы с мамой пели в два голоса. Она и моя бабушка, знавшие много рус­ских народных песен, научили меня любить их, бережно
от­носиться к ним. Но я тогда не предполагала, что стану про­фессиональной певицей.

В школу, в которой училась Валя, приехал преподаватель детского хора
при Дворне культуры железнодорожников. Ее пригласили петь в хоре.

— Еще в детстве, — расска­зывает Валентина, — каждый человек мечтает
о какой-либо профессии. связывает «вою мечту с каким-то примером, конкретным человеком, героем прочитанной книги, которому хотелось бы подражать. Таким примером для меня стала Та­тьяна Овчинникова,
замеча­тельный хормейстер и прекрас­ный человек. Я познакомилась с ней, когда училась в четвер­том классе. Она раскрыла пе­редо мной огромный мир — мир музыки. Мной неотступно завладела мечта быть такой, как она, учить детей понимать этот мир. Позже, будучи пио­нервожатой, я решила попро­бовать свои силы. Стала разу­чивать со своим отрядом пес­ни, которые знала. Ни одного сбора у нас не проходило без песни. Я видела, как песня сплачивает ребят, делает их дружнее. Поэтому после окон­чания школы у меня не было проблемы: кем стать. Выбор был сделан давно и безогово­рочно — дирижер-хоровик.
Я поступила в Институт культу­ры. Но в 1966 году меня не­ожиданно пригласили на про­фессиональную сцену. В это время организовывался ор­кестр ВИО-66
под руководством Юрия Саульского. Ансам­блю был необходим высокий голос. Так в 19 лет я начала путь профессиональной певи­цы. Работая в оркестре,
я не забыла о своей мечте стать хормейстером и в 1967 году поступила
в московское Музы­кальное училище имени Гнесиных. Сегодня даже трудно представить, как успевала я работать и учиться. Очень ча­сто для сдачи экзаменов при­ходилось выезжать в Москву из других городов, в которых ансамбль находился на гастро­лях. В 1971 году я получила диплом, и, казалось, мечта стать дирижером-хоровиком совсем близка к осуществле­нию.

Но... Валентине предложили записать песни для многосе­рийного телевизионного филь­ма «День за днем», созданные композитором
Ильей Катаевым. Через некоторое время Толкунова стала лауреатом музыкальной телевизионной передачи «Артлото».

Чем объяснить популярность певицы? Казалось бы и голос у нее не очень сильный, и ме­лодии незамысловатые, а вот волнует и трогает ее песенное мастерство. Когда слушаешь Толкунову, кажется, что поет она только для тебя
и о тебе.

— Вероятно, я не ошибусь, — продолжает певица, — если скажу, что у каждого актера есть своя мысль, своя тема творчества, которые он хочет донести
до зрителя, чтобы они толковали зрителя, как само­го актера. Такая тема есть
и у меня. Но не всякая песня подходит мне — и по вокаль­ным возможностям,
и по му­зыке, тексту, наконец, по ду­шевному настрою. Потому-то я и стараюсь отбирать произ­ведения очень тщательно, не спешить с их показом, на ка­кой-то период «заболеть» пес­ней. Она должна звучать во мне в любое время и всюду. Пробую спеть ее по-разному. Ищу тональность, ритм, акцен­ты. Я люблю петь лирические сочинения, наполненные сю­жетностью. так как для меня песня — это спектакль, кото­рый надо с достоинством сы­грать. Хочется, чтобы зал
переживал за судьбы героев мо­их песен.

Ну, а как же мечта быть пе­дагогом? Сбудется. Обязатель­но. Сейчас Валентина Толку­нова учится на четвертом кур­се дирижерско-хорового отде­ления Института культуры. И стремление ее к этой профес­сии очень велико.

— Я очень люблю детей, — рассказывает Валентина, — и когда-нибудь, когда перестану выступать, буду работать с детьми. Заветное мое желание — учить детей понимать прекрасный мир музыки, рас­крывать перед ними все таин­ства песни. Мне хочется, что­бы мои будущие ученики сумели сохранить чистоту
дет­ских душ и свежесть восприя­тия на всю жизнь.

Жозефина ХАИМОВА