Газета "Советская молодёжь",
номер от 25 октября 1975 года
Рубрика "Субботняя встреча"
Сегодня эта певица знакома миллионам зрителей. Многие песни, впервые исполненные Валентиной Толкуновой. обретают популярность на долгое время. Национальный характер русского певческого стиля, осмысленность каждой интонации, правда чувств отличают ее песенное мастерство.
В ее голосе звучат нежность, доброта, порой легкая грусть. Ее скромность, женственность, изящество, манера общения, даже прическа стали предметом подражания молодых девушек.
Валентина Толкунова поет просто, без нарочитых жестов, без лишней аффектации. Она не ищет проторенных путей в искусстве. В репертуаре певицы нет ни одной песни, ставшей еще до ее исполнения шлягером.
Толкунова — полноправный соавтор поэта и композитора.
Так, песня Павла Аедоницкого и Екатерины Шевелевой
«Серебряные свадьбы» в исполнении Валентины Толкуновой
была удостоена звания лауреата Всесоюзного телевизионного конкурса «Песня-73». И вновь в ее исполнении становится лауреатом этого конкурса 1974 года песня Мигули и Гина «Поговори со мною, мама».
Благодаря ее исполнению эти произведения знают и поют не только
в СССР, но и за рубежом: в Чехословакии, ГДР, Польше.
Почему же девочка из московской средней школы, мечтавшая
о профессии педагога, стала певицей?
— Я люблю песню, — говорит Валентина. — С песней связана вся моя жизнь. Очень хорошо помню, как мы с мамой пели в два голоса. Она и моя бабушка, знавшие много русских народных песен, научили меня любить их, бережно
относиться к ним. Но я тогда не предполагала, что стану профессиональной певицей.
В школу, в которой училась Валя, приехал преподаватель детского хора
при Дворне культуры железнодорожников. Ее пригласили петь в хоре.
— Еще в детстве, — рассказывает Валентина, — каждый человек мечтает
о какой-либо профессии. связывает «вою мечту с каким-то примером, конкретным человеком, героем прочитанной книги, которому хотелось бы подражать. Таким примером для меня стала Татьяна Овчинникова,
замечательный хормейстер и прекрасный человек. Я познакомилась с ней, когда училась в четвертом классе. Она раскрыла передо мной огромный мир — мир музыки. Мной неотступно завладела мечта быть такой, как она, учить детей понимать этот мир. Позже, будучи пионервожатой, я решила попробовать свои силы. Стала разучивать со своим отрядом песни, которые знала. Ни одного сбора у нас не проходило без песни. Я видела, как песня сплачивает ребят, делает их дружнее. Поэтому после окончания школы у меня не было проблемы: кем стать. Выбор был сделан давно и безоговорочно — дирижер-хоровик.
Я поступила в Институт культуры. Но в 1966 году меня неожиданно пригласили на профессиональную сцену. В это время организовывался оркестр ВИО-66
под руководством Юрия Саульского. Ансамблю был необходим высокий голос. Так в 19 лет я начала путь профессиональной певицы. Работая в оркестре,
я не забыла о своей мечте стать хормейстером и в 1967 году поступила
в московское Музыкальное училище имени Гнесиных. Сегодня даже трудно представить, как успевала я работать и учиться. Очень часто для сдачи экзаменов приходилось выезжать в Москву из других городов, в которых ансамбль находился на гастролях. В 1971 году я получила диплом, и, казалось, мечта стать дирижером-хоровиком совсем близка к осуществлению.
Но... Валентине предложили записать песни для многосерийного телевизионного фильма «День за днем», созданные композитором
Ильей Катаевым. Через некоторое время Толкунова стала лауреатом музыкальной телевизионной передачи «Артлото».
Чем объяснить популярность певицы? Казалось бы и голос у нее не очень сильный, и мелодии незамысловатые, а вот волнует и трогает ее песенное мастерство. Когда слушаешь Толкунову, кажется, что поет она только для тебя
и о тебе.
— Вероятно, я не ошибусь, — продолжает певица, — если скажу, что у каждого актера есть своя мысль, своя тема творчества, которые он хочет донести
до зрителя, чтобы они толковали зрителя, как самого актера. Такая тема есть
и у меня. Но не всякая песня подходит мне — и по вокальным возможностям,
и по музыке, тексту, наконец, по душевному настрою. Потому-то я и стараюсь отбирать произведения очень тщательно, не спешить с их показом, на какой-то период «заболеть» песней. Она должна звучать во мне в любое время и всюду. Пробую спеть ее по-разному. Ищу тональность, ритм, акценты. Я люблю петь лирические сочинения, наполненные сюжетностью. так как для меня песня — это спектакль, который надо с достоинством сыграть. Хочется, чтобы зал
переживал за судьбы героев моих песен.
Ну, а как же мечта быть педагогом? Сбудется. Обязательно. Сейчас Валентина Толкунова учится на четвертом курсе дирижерско-хорового отделения Института культуры. И стремление ее к этой профессии очень велико.
— Я очень люблю детей, — рассказывает Валентина, — и когда-нибудь, когда перестану выступать, буду работать с детьми. Заветное мое желание — учить детей понимать прекрасный мир музыки, раскрывать перед ними все таинства песни. Мне хочется, чтобы мои будущие ученики сумели сохранить чистоту
детских душ и свежесть восприятия на всю жизнь.