«Сценаристам нашего фильма не пришлось что-то выдумывать и добавлять. Правда и так потрясает».
- такие слова есть во вступительной речи перед фильмом. Который действительно потрясает. Как я всегда говорю – жизнь самый лучший режиссер, поэтому так ценю кино, основанное на реальных событиях. Какие-то всегда особые эмоции от осознания того, что всё показанное не фантазия режиссера, а чья-то судьба. Истории, за которыми стоят не вымышленные персонажи, а чья-то душевная боль.
🎬Три лица Евы (1957)
The Three Faces of Eve
Думаю, не ошибусь, если скажу, что большинство из вас знает самого «популярного» человека в психиатрии с множественным расстройством личности. Билли Миллиган. Говорим «диссоциативное расстройство идентичности», предполагаем Билли Миллигана, говорим Билл Миллиган, думаем о том, что в голове у одного человека далеко не один человек.
Как известно, сознание Билли расщепилось на двадцать четыре (!) личности, активными, или основными, были десять.
Но история расщепления – это далеко не только Билли. К примеру, в фильме, который я предлагаю вам посмотреть, речь о Еве Уайт. Прототипом Евы стала Крис Костнер Сайзмор (1927-2016), которой это редкое психическое расстройство было диагностировано в 1950-х годах (собственно, это еще и экранизация документальной книги докторов Корбетта Тигпена и Харви Клекли о Сайзмор).
Первые симптомы проявились у Крис в два года, но понимать, что с ней что-то не так, девочка начала только в школе. Разумеется, над её рассказами все смеялись, гораздо позже родители таки удосужились обратиться к врачам. Крис поставили диагноз «необычная форма амнезии», что, в общем-то проблему не решило. Самостоятельно к психиатру женщина обратилась только тогда, когда в один из периодов замещения одна из её личностей, подавляющая аlter ego, пыталась убить её же дочь.
В психиатрической клинике изначально подозревали шизофрению, пока один из докторов, Корбетт Зигпен, не диагностировал у пациентки диссоциативное расстройство идентичности. И Крис недалеко ушла от Билли Миллигана. В теле Сайзмор сосуществовали более двадцати личностей разного возраста и характера.
Даже говорить об этом страшно.
Но. Фильм даже сглаживает остроту. У Евы расщепление в гораздо меньшем количестве, но и этого хватает, поверьте. Волосы шевелятся от увиденного. Особенно когда доктор уже вроде как познакомился со всеми из них, и внезапно появляется еще кто-то новенький. Еще одна сущность Евы.
Итак, если коротко:
На прием к доктору психиатрии Кёртису Лютеру (Ли Джей Кобб) приходят супруги Уайт. Ральф Уайт (Дэвид Уэйн) – абъюзивный типаж мужчины, который об жену ноги вытирает, и Ева Уайт (Джоан Вудворд) – скромная, обаятельная домохозяйка, мать маленькой девочки, чья основная миссия – служение мужу и дому.
Ева жалуется на страшные головные боли, после которых возникают провалы в памяти. Так, например, рачительная и экономная Ева однажды спустила кучу денег на модные платья, шляпки и туфли. Мало того, что это дорого, так еще и неподобающе вызывающие для уровня мироощущения Евы и её мужа наряды. Или вот супруг случайно зашел в комнату и увидел, как жена душит их дочь.
Конечно, ничего этого Ева, основная Ева, потом не помнит. И проблема в том, что главная подавляющая личность, отвязная и дерзкая красотка, называющая себя Евой Блэк, занимает всё больше места. Она вытесняет Еву хорошую. Но кто из настоящая?
Задача доктора – помочь Еве обрести внутреннее единство. К примеру, история знает реальные случаи, когда некоторым пациентам в терапии требовалось более двадцати лет, чтобы объединить все личности в одну, представляете масштаб трагедии? Кто главнее – милая тихоня Ева Уайт, скандалистка Ева Блэк, или кто-то ещё из глубин сознания?
Всё, спойлерить больше не буду, хочется, чтобы вы увидели фильм своими глазами.
Скажу лишь, что он прекрасен (не устаю признаваться в любви черно-белому голливудскому кино), а Джоан Вудворд удалось сыграть смену личностей так правдоподобно, что мурашки бегают. За роль Евы Вудворд получила целых три крупных кинонаграды, а ведь это одна из первых её ролей -
- премия Национального совета кинокритиков США за лучшую женскую роль
- «Оскар» за лучшую женскую роль
- «Золотой глобус» за лучшую женскую роль в драматическом фильме