Найти в Дзене
Логопотам | Логопед

Нет звука Р - когда пора бить тревогу?

Оглавление

Многие родители начинают беспокоиться, когда дети не произносят звук [Р] по нормам развития речи. Эта статья поможет вам понять, когда действительно стоит обратиться за помощью логопеда, а когда можно подождать.

Designed by Freepik
Designed by Freepik

Когда должен появиться звук [Р]?

Звук [Р] обычно появляется у детей последним. Это связано с его сложной артикуляцией, требующей координации нескольких мышц и движений. В норме дети начинают произносить [Р] между 5 и 6 годами.

До этого возраста его отсутствие не должно вызывать беспокойства, если нет других нарушений речи.

Признаки, когда стоит насторожиться

  1. Возраст ребёнка: Если ребёнку исполнилось 6 лет и звук [Р] отсутствует;
  2. Искажения звука: Например, произношение горлового [Р].

ВАЖНО: является признаком необходимости обращения к логопеду, даже если ребенок младше 5 лет.

3. Замена звука: Если ребёнок заменяет [Р] другими звуками.

Заметили один из признаков? Советуем обратиться к логопеду! Профессиональная оценка речи поможет выявить причины и разработать индивидуальную программу коррекции.

В Логопотам это можно сделать БЕСПЛАТНО. Приглашаем на диагностику речи с логопедом👉https://dzen.ru/a

Частые причины отсутствия звука [Р]

  • Короткая подъязычная уздечка;
  • Нарушение фонематического слуха — способности правильно воспринимать разные звуки на слух, а значит, и воспроизводить их.
  • Неправильное речевое дыхание, слабая воздушная струя;
https://xn--35-6kcd9be9c9c.xn--p1ai/news/kak-obnaruzhit-korotkuyu-uzdechku-yazyka/
https://xn--35-6kcd9be9c9c.xn--p1ai/news/kak-obnaruzhit-korotkuyu-uzdechku-yazyka/

Как поставить звук [Р]?

Для эффективного освоения звука [Р] важно соблюдать определённую последовательность в занятиях.

Шаг 1: Артикуляционная гимнастика

Занятия начинаются с артикуляционной гимнастики. Эти упражнения помогают "разогреть" мышцы речевого аппарата, активизировать и укрепить язык, а также естественным образом растянуть уздечку (подъязычную связку).

Шаг 2: Упражнения на постановку звука [Р]

После гимнастики выполняются специальные упражнения для постановки проблемного звука. Среди таких упражнений: "Комарик", "Барабан", "Индюк", "Моторчик" и другие.

Шаг 3: Закрепление навыка

Когда звук [Р] начинает получаться, можно переходить к его закреплению. Этот этап включает:

  • Громкое и чёткое повторение нового звука.
  • Артикуляцию различных звукосочетаний с [Р] (дра-дро-дру, тра-тро-тру).
  • Удаление букв-помощников и тренировка произношения слогов и слов с различными позициями звука [Р] (в начале, середине, конце слова);

Шаг 4: Закрепление звука [Р] в повседневной речи

Для закрепления навыка рекомендуется использовать потешки, скороговорки, загадки, стихи.

Рекомендуем ставить звук [Р] с логопедом!

Так вы точно не наделаете ошибок и получите красивый и четкий [Р].

Не ждите! Своевременная коррекция значительно сокращает время для постановки и автоматизации звука.

Начните коррекцию [Р] с БЕСПЛАТНОГО урока с логопедом в Логопотам 👉https://dzen.ru/a