Многие родители начинают беспокоиться, когда дети не произносят звук [Р] по нормам развития речи. Эта статья поможет вам понять, когда действительно стоит обратиться за помощью логопеда, а когда можно подождать.
Когда должен появиться звук [Р]?
Звук [Р] обычно появляется у детей последним. Это связано с его сложной артикуляцией, требующей координации нескольких мышц и движений. В норме дети начинают произносить [Р] между 5 и 6 годами.
До этого возраста его отсутствие не должно вызывать беспокойства, если нет других нарушений речи.
Признаки, когда стоит насторожиться
- Возраст ребёнка: Если ребёнку исполнилось 6 лет и звук [Р] отсутствует;
- Искажения звука: Например, произношение горлового [Р].
ВАЖНО: является признаком необходимости обращения к логопеду, даже если ребенок младше 5 лет.
3. Замена звука: Если ребёнок заменяет [Р] другими звуками.
Заметили один из признаков? Советуем обратиться к логопеду! Профессиональная оценка речи поможет выявить причины и разработать индивидуальную программу коррекции.
В Логопотам это можно сделать БЕСПЛАТНО. Приглашаем на диагностику речи с логопедом👉https://dzen.ru/a
Частые причины отсутствия звука [Р]
- Короткая подъязычная уздечка;
- Нарушение фонематического слуха — способности правильно воспринимать разные звуки на слух, а значит, и воспроизводить их.
- Неправильное речевое дыхание, слабая воздушная струя;
Как поставить звук [Р]?
Для эффективного освоения звука [Р] важно соблюдать определённую последовательность в занятиях.
Шаг 1: Артикуляционная гимнастика
Занятия начинаются с артикуляционной гимнастики. Эти упражнения помогают "разогреть" мышцы речевого аппарата, активизировать и укрепить язык, а также естественным образом растянуть уздечку (подъязычную связку).
Шаг 2: Упражнения на постановку звука [Р]
После гимнастики выполняются специальные упражнения для постановки проблемного звука. Среди таких упражнений: "Комарик", "Барабан", "Индюк", "Моторчик" и другие.
Шаг 3: Закрепление навыка
Когда звук [Р] начинает получаться, можно переходить к его закреплению. Этот этап включает:
- Громкое и чёткое повторение нового звука.
- Артикуляцию различных звукосочетаний с [Р] (дра-дро-дру, тра-тро-тру).
- Удаление букв-помощников и тренировка произношения слогов и слов с различными позициями звука [Р] (в начале, середине, конце слова);
Шаг 4: Закрепление звука [Р] в повседневной речи
Для закрепления навыка рекомендуется использовать потешки, скороговорки, загадки, стихи.
Рекомендуем ставить звук [Р] с логопедом!
Так вы точно не наделаете ошибок и получите красивый и четкий [Р].
Не ждите! Своевременная коррекция значительно сокращает время для постановки и автоматизации звука.
Начните коррекцию [Р] с БЕСПЛАТНОГО урока с логопедом в Логопотам 👉https://dzen.ru/a