Тема сегодняшней статьи навеяна недавним сюжетом по телевидению, когда бывший губернатор Тульской области Алексей Дюмин, генерал-полковник и Герой России, не сдержал слез, прощаясь с туляками.
Это было воспринято в обществе как проявление искренности и преданности Тульской области и ее жителям.
Генералы - такие же люди, им присущи те же человеческие чувства и эмоции: радость и гнев, боль и страх, переживание и сострадание...
Поводы для слез бывали разные. Плакали генералы, когда их в 37-м без всякой вины избивали в застенках НКВД до полусмерти. Плакали, когда в годы войны теряли боевых друзей и товарищей. А в 45-м на глазах у них были слезы радости...
Сегодня расскажу три «слезливых» истории, случившиеся с известными военачальниками.
Жуков Георгий Константинович
Генерал армии Г.К. Жуков плакал 8 июня 1940 года на перроне Киевского вокзала столицы, отъезжая в город Киев, где ему предстояло занять должность командующего Киевским Особым военным округом.
Вот как сам Георгий Константинович объяснял позже в мемуарах причину, по которой не сдержал слез:
«Меня назначили на ответственный пост - командовать одним из важнейших приграничных округов. В беседах со Сталиным, Калининым и другими членами Политбюро я окончательно укрепился в мысли, что война близка, она неотвратима… Но какая она будет эта война? Готовы ли мы к ней? Успеем ли мы все сделать? И вот с ощущением надвигающейся трагедии я смотрел на беззаботно провожающих меня родных и товарищей, на Москву, на радостные лица москвичей и думал: что же будет с нами? Многие это не понимали. Мне как-то стало не по себе, и я не мог сдержаться. Я полагал, что для меня война уже началась…» (1)
Чистяков Иван Михайлович
Ранней весной 1942 года псковские крестьяне собрали 42 тонны разных продуктов (2), которые с помощью партизан сумели провезти через линию фронта в блокадный Ленинград. 223 подводы с продуктами и 30 с фуражом для лошадей отправились в путь из деревни Нивки под охраной 60 партизан и 80 бойцов самообороны. Двигались только ночами, за неделю проехали около 120 километров. Линию фронта пересекли между деревнями Каменка и Жемчугово, где у гитлеровцев не было сплошной линии обороны.
После перехода линии фронта состоялся митинг, на котором командир 8-й гвардейской Панфиловской стрелковой дивизии генерал-майор Иван Михайлович Чистяков, военачальник далеко не сентиментальный, не смог сдержать слез, отмечая героизм, проявленный партизанами и крестьянами.
В деревне Черный Дор продукты перегрузили на поезд и отвезли в Кобону, откуда на машинах по "Дороге жизни" отправили в Ленинград. Груз прибыл в город 19 марта.
О генерале И.М. Чистякове можно прочесть ЗДЕСЬ:
Рокоссовский Константин Константинович
Многие люди искренне скорбели и плакали на похоронах И.В. Сталина в марте 1953 года. Даже те, у которых был повод его ненавидеть.
Является историческим фактом, что Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский, прошедший до войны через конвейер репрессий, был чуть ли единственным военачальником, который плакал у гроба Вождя. О К.К. Рокоссовском можно прочесть ЗДЕСЬ:
Объяснения слезам Рокоссовского дают разные. Вот, например, что говорил его внук:
"На похоронах Сталина дед плакал. Другие маршалы стояли у гроба вождя без слез, а дед плакал. Он не по отцу народов плакал. Он понимал, кто идет за ним, понимал, что будет со страной, с соцлагерем. Социализм был для него не пустым звуком. Он был идейным борцом за социализм..."
(1) Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 2 т. Т. 1. М. ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
(2) Всего удалось собрать 3500 пудов хлеба, крупы и жиров, 8 тонн мяса, 9 тонн ржи, 2,5 тонны пшеницы, 5 тонн гороха, 238 килограммов круп, 51 килограмм масла.
Мой Telegram-канал: https://t.me/zabgeroi
Мои книги: https://ridero.ru/books/catalog/?q=Вячеслав%20Звягинцев&offset=0