Газета "Советская молодёжь",
номер от 26 августа 1976 года
Рубрика "По вашим просьбам"
До чего же пронзительное чувство может пробудить в человеке негромкая русская песня. если школьница после телевизионного концерта пишет любимой исполнительнице не открытку с признаниями, а целое исследование. «Может быть, в моем письме мысли не очень будут связаны между собой, но, поверьте, пишу от всего сердца, откровенно, о том, что меня волнует. Вы сейчас,
наверное, подумаете: «Почему именно мне пишет эта девушка?» Я объясню. Видите ли, из наших певиц вы кажетесь мне самой милой, доброй и ласковой,
и я чувствую, что именно вы поймете меня правильно. Не знаю, почему,
но многим моим сверстникам нравятся зарубежные песни, музыка, исполнение. Я тоже все это люблю (особенно музыку Ф. Лея и Н. Ротта), но свои, советские, русские песни ставлю выше остальных. Представьте, слушаешь, допустим, французскую песенку. Нравится мелодия, голос. И все же о песне я не могу судить глубоко, потому что имею слишком слабое представление, о чем она. Совсем иное дело с песней, слова которой ты не только понимаешь,
но они еще и в сердце западают. Ты слушаешь музыку и вдумываешься в слова, размышляешь по поводу этой песни, «видишь» все то, о чем в ней поется.
В итоге от песни всегда остается добрый след. Конечно, от той. которую ты понял, почувствовал. Ведь так? Пытаюсь объяснить это своим друзьям. Но мне говорят: а почему же ты торопишься за пластинками зарубежных певцов?
Не хочу сказать, что ребята вообще отмахиваются от нашей музыки. Буквально каждому нравится немало современных песен. А вот с русским народным творчеством дело обстоит сложнее. Мы часто беседуем о музыке, об искусстве. Я всегда говорю, что люблю русские народные песни, но мне всегда отвечают: ты, Люда, отстаешь от жизни. А я злюсь и не понимаю, как это можно, чтобы такие песни не понимать? Ведь их же создал сам народ! Ничего душевнее, мелодичнее не сыщешь н днем с огнем. Песня «Мы на лодочке катались», например, меня сразу покорила. Несколько дней ходила я под каким-то
светло-грустным впечатлением. И так хочется с тех пор слышать ее снова
и снова. А ведь не только эта песня хороша...»
ПИСЬМА
Писем — тысячи. Это я видел сам. Не впервые, кстати, доводится перебирать корреспонденцию популярных артистов: по большей части это все же восторги и пожелания, просьбы выслать портрет с автографом. пластинку, сувенир.
В почте Валентины Васильевны Толкуновой преобладает совсем иное.
Мы только что процитировали письмо Людмилы Дибижевой, девятиклассницы из станицы Незлобной Ставропольского края. Поразительно: девчонке-то еще
и шестнадцати нет, а насколько всерьез волнуют ее проблемы современной эстрады. Но если вдуматься, то ничего удивительного и нет: школьница уверена, что обращается к человеку, который готов и может столь же всерьез ответить на ее вопросы. Да и отвечает всякий раз с эстрады Валентина Толкунова иногда коротким комментарием, а чаще попросту самой песней, которая невольно заставляет глубоко задумываться о судьбе русского народного творчества.
Вот они откуда, эти тысячи писем-исследований, писем-вопросов. Умного, интересного собеседника видят люди в певице, а не только красивую женщину с длинной косой, в которую вплетена нитка жемчуга.
Но как обязывает это! Нет никакой физической возможности ответить всем, хотя бы кратко. И Валентина Васильевна находит такой путь: из каждой новой партии писем выбирает два-три наиболее значительных и подробно,
не поглядывая на часы, отвечает. Такая форма отчета перед людьми тоже
не кажется ей идеальной, но все же приносит некоторое удовлетворение: почитатели, пусть частично, отблагодарены за внимание. Круг корреспондентов между тем неуклонно ширится. Как и особая переписка — со старушками
и пожилыми женщинами. Здесь Валентиной Васильевной руководит
обостренное чувство долга. Долга неоплатного, потому что в каждом ответном письме сама находит крупицу, а то и россыпь мудрости, без которой русская песня — одуванчик.
«Заслуженной артистке», «народной артистке» — почти всегда стоит
на конверте. А то еще и так: «Народной певице, заслуженной артистке». Довольно редко увидишь точную формулировку «артистке Москонцерта».
Но и тут не обходится без курьезов. «СССР, артистке Москонцерта».
Или «Москва, Валентине Толкуновой». В одной из телевизионных передач ведущий сказал, что вот, дескать, сегодня у Валентины Толкуновой — день рождения. Ох, разразилось половодье писем!
Почти всякий почитатель спрашивает: как пришла Толкунова к своему репертуару, как все это начиналось. О планах на будущее спрашивать,
как водится, тоже не забывают. Я не уполномочен подробно отвечать на все вопросы, да и скучновато, наверное, всякий раз повторять биографию. Попытаться раскрыть некоторые грани характера, что определяют отношение
к любимому делу, — это интереснее.
КРЕДО
«Кредо» — слово нерусское, как и «критерий», что, впрочем, не мешает им точно определять суть понятий. Но мне все же больше нравится, когда говорят «плясать от печки» — сразу видно и что это за печка, и кто пляшет, и как. Толкунова, правда, не пляшет, а поет, но вы понимаете, о чем идет речь.
— Страшновато выходить на суд с новой песней?
— Выбирать намного страшнее. Надо, чтобы песня понравилась себе. В первую очередь. себе. Если это случилось, начинается работа. Страху здесь уже
не место. Вот сразу подумалось: «Страх» — это сродни «подстраховаться». Когда выходишь на сцену, подстраховки нет. Есть работа. которую надо было раньше сделать очень хорошо. Даже овация другой раз не может обмануть, сам-то понимаешь, что сделано не все, и работаешь дальше.
Вспомнилось, как в Центральном Доме работников искусств во время шефского концерта, где Толкунова пела одно отделение, разговаривали мы
с ее аккомпаниатором Д. В. Ашкенази. Давид Владимирович был мудр и краток:
— Валя — очень серьезная артистка, — говорил он. —
Больше, чем серьезная.
Вспомнилось еще, что ни в поездках по сибирским городам, ни в Москве
так ни разу и не удавалось побеседовать с певицей часок-другой. Концерты, переезды, усталость, настроение — причин хватало. Но и самые короткие встречи всегда оставляли интересное впечатление. Приходит на память —
не дословно, конечно, — философская новелла, рассказанная Толкуновой
где-то в перерыве между двумя концертами.
— Был человек, который считался товарищем. Время от времени прямо среди разговора мог он открыть свою записную книжку и что-то черкнуть там. Заинтригованная, спросила я однажды: «Сколько уже великих мыслей записано для потомков?» Усмехнувшись, человек сказал: «Я не записываю. а вычеркиваю. И не мысли. а фамилии. Фамилии людей, которые мне больше не понадобятся».
Не знаю, рассказывала ли это Валентина еще где-нибудь, но тогда, в Братске, она даже задохнулась немного и надолго умолкла. И тишина эта была
не из самых спокойных. А певица закончила грустно:
— Вашу фамилию вычеркнули и вы — ничто, тлен? Понимаете,
ничего не осталось. Ничего. И только потому, что вы больше ненадобны.
И опять тишина.
— Мы теперь очень вежливо раскланиваемся
Характер...
Но хотите знать, зачем она приехала в Братск? Повидаться с подругой. Толкунова самой первой побывала с концертами на БАМе и очень подружилась с Женей Н. Выдалось два свободных дня, и Валентина один из них потратила
на перелеты из Москвы и обратно, а один провела с подругой.
— Удивляются, что можно в такую даль поехать к подруге всего на день.
Не понимаю, чему тут удивляться. А если ей нужно, чтобы я побыла рядом,
если мне самой это необходимо — тогда как? Если пришлись мы друг другу
по душе? У вас, мужчин, это называется «с ним можно пойти в разведку».
Мы названия не искали.
Думаю: если продолжить аналогию о том, что каждый человек — это повесть? Скажем, каждый человек — песня. Тогда получится, что отношение Толкуновой к песне очень напоминает отношение к человеку. С одними песнями Валентина Васильевна, что называется, душа в душу, с другими по-товарищески cтpoгa,
ну, а о тех, с которыми она лишь вежливо здоровается, не будем и говорить.
Мы вот недавно собрались все-таки в Москве, читаем почту, я задаю свои вопросы, бесконечно дребезжит телефон. Валентине надоедает извиняться, она умоляюще смотрит на аппарат.
— Может, выключить?
Пожимаю плечами.
— Heт, — говорит она твердо. — Неудобно. Вдруг издалека позвонят.
Потом приходит композитор Владимир Мигуля, студенческого вида паренек, скромный и сдержанный. За стареньким пианино он преображается. аккомпанирует себе одухотворенно и крылато. У Валентины сияют глаза,
видно, как глубоко тронула ее новая песня.
— Поздравляю. Володя! Это прекрасная вещь... Спасибо, что показал ее мне первой. — И вдруг с мягкой грустью. — Но другие споют ее лучше.
ЭКЗАМЕНЫ
— Профессионально она не продвинулась, — услышал я в какой-то околоэстрадной компании.
— Куда? — пришлось спросить в упор.
Человек, потупившись, удалился.
Где уж «продвигаться» Валентине Толкуновой. Да еще профессионально.
Не принято публиковать распорядок дня знаменитых людей, но уж да простится мне на этот раз. К половине десятого Валентине Васильевне каждый день
необходимо быть в институте культуры. Подготовка к экзаменам. Диплом.
В этом году нужно во что бы то ни стало защититься по своей специальности хормейстера. Главный экзамен — продирижировать три работы. Любопытно, что она будет стоять перед тем самым хором, из которого вышла когда-то
на эстраду. Репетиции порой просто изнуряют, чего хор, конечно, не должен замечать. Но ведь и экзамен предстоит совсем не шутейный.
— Что-то вы долго не спрашиваете, зачем мне все это надо, — смеется Толкунова, — все любознательные давно уже спросили.
— А зачем вам это?
— Может, проще — зачем человеку мечта? Но мечта ведь у каждого есть!
Вот и должен он претворять ее в жизнь. Мне с каких-то малых лет запало:
стану дирижером детского хора. — И уже совсем серьезно. — С годами все,
конечно, становится сложнее. Понимаете, артист, который выходит на эстраду
с песней, да еще с русской песней, сегодня должен быть очень глубоко музыкально образован — таково мое внутреннее убеждение. Сколько в этом смысле дает учеба в институте, занятие с хором — непрофессионалу даже трудно объяснить. Так что моя мечта теперь уже «работает» в каждой песне, которые удались, а будет «работать» еще больше.
...Да, так вернемся к распорядку. Ближе к середине дня — курсы английского языка. Затем репетиция, потому что редкий вечер обходится без концертного отделения. Потом записи: на радио, телевидении, в кино, фирме «Мелодия»,
на пластинки. И уже поздней ночью — письма, ноты, раздумья о новой песне,
о новых экзаменах, которые для серьезного человека никогда не кончаются. Хронически не хватает времени. Даже очередной отпуск пришлось прервать:
не каждому окажут честь представлять советскую культуру за рубежом:
в составе нашей делегации Валентина Васильевна побывала недавно
в Финляндии.
У Валентины Толкуновой нет своего сольного концерта — странно, не правда ли? Но его, действительно, нет. И вовсе не потому, что кто-то там «не дает».
Или сама певица не в состоянии работать больше одного отделения.
Поет Валентина легко и радостно, распределять силы она умеет профессионально. И все же сольный концерт может оказаться утомительным, считает Толкунова. Не для нее, нет. Для аудитории. Одно отделение
с фортепиано — хорошо. Но два, даже с таким замечательным аккомпаниатором, как Д. В. Ашкенази, — слишком однообразно. Нужна новая форма. Какая? Может быть, создать ансамбль? Никогда у Валентины не было руководителя, режиссера, специального наставника. Песни, интонации, костюмы — все выбирала сама. Теперь вот самой стать руководителем
ансамбля? Каким он должен быть? А может, второе отделение превратить
в одноактную арию-оперу для единственного голоса? Ведь должно же что-то вскоре прийти на смену типичной нынешней эстраде, пора. Где найти такую оперу? Попробовать самой?..
Слушаешь Валентину Васильевну, сопоставляешь и приходит твердое убеждение: ей и в самом деле слава не помешала, популярность не повредила. Все, что сделано — сделано. Главная работа — впереди! Над стареньким
пианино не случайно повешен плакат, взятый из «Советского спорта».
Мне он не совсем по нраву, поэтому приводить не хочу. Куда интереснее то,
что скажет нам сама Валентина Толкунова:
— Никогда не думала о пословице насчет огня, воды и медных труб. А однажды стала размышлять и оцепенела вдруг от мудрости народной. Огонь и вода —
это ведь годы в жизни человека, когда он становится на ноги, добивается самоутверждения, испытывает трудности, порой очень крутые. преодолевает их. И тут появляются начищенные медные трубы: недаром они стоят в конце пословицы — фанфары, треск, сверкание. Вот что труднее всего пройти,
чтобы не оглохнуть, не поддаться гипнозу...
П. ДОБРОБАБА
Иркутск — Москва