Нонконформизм – направление в искусстве, возникшее в эпоху оттепели, как иное течение, которое противопоставляется соцреализму, оппозиция официальным установкам и партийной идеологии. По своей сути, нонконформизм являлся следствием протеста художников, выступавших против тоталитарной роли власти в искусстве и выражающих явное несогласие с выдвинутыми требованиями к художественным произведениям. Сами нонконформисты – мастера, шагавшие «не в ногу» с соцреализмом, как говорил о них Никита Сергеевич Хрущев. Они не редко становились объектами критики. Так как к 1932 году были ликвидированы все художественные объединения, а вместо них был создан Союз художников СССР, государство начало облагать деятелей искусства различными санкциями, тем самым закрыв им путь в художественную жизнь. В поисках свободы творчества и мысли нонконформисты стали объединятся в группы, организуя подпольные встречи для обмена идеями и опытом
Лианозовская группа
Лианозовская группа – одно из первых творческих объединений поэтов и художников послевоенного СССР, сформировавшееся в середине 50-х годов на окраинах Москвы, вблизи станции Лианозово, откуда и появилось название. Философский посыл нонконформистов резко противоречил установленным властями критериям к изображению героической миссии рабочих, доблестных подвигов крестьян и скором наступлении «идеального» будущего. Они говорили о противоположном. Не редко их главными героями становились жители бараков, несчастные рабочие, утерявшие индивидуальность, а главными мотивами – страх, одиночество, отчужденность, жестокость и абсурд. Все это очень хорошо считывается в стихах, написанных членами группы
Повесился. Все было просто.
На службе потерял он место.
В квартире кавардак:
Валяется пиджак,
Расколотый фарфор…
Вдруг
Сирены звук.
На стенке блики фар.
Вошел милиционер, ворча,
За ним халат врача.
А за окном
Асфальт умыт дождем,
И водосточная труба
Гудит
Как медная труба…
Сосед сказал:
«Судьба».
Игорь Холин, 1950-е
Мир, который изображала лианозовская группа, был совсем не похож на тот, о котором говорилось в газетах, радиопередачах и телевизионных вещаниях. Великая отечественная война представлялась не как доблестный подвиг мужественного и смелого советского человека, а как ужасное трагическое событие, наполненного мраком и болью. Художники и поэты объединения изображали реальность, в которой люди убивали, грабили, пьянствовали, дрались и кончали с собой
Особое внимание уделялось описанию окружающей среды. Здесь нельзя найти величественных сталинских высоток, просторных аллей и широких шоссе. Лианозовцы изображали грязные, совершенно не приспособленные к жизни дома, больше походящие на руины, серые и унылые заводы и землянки. На картинах не светит солнце, вместо этого все свободное пространство занимает дым от промышленных предприятий. Изредка они прибегают к демонстративному использованию лозунгов и портретов государственных лиц, чтобы показать зрителю абсурдность мира, в котором жили люди.
Олег Целков
Олег Целков начал увлекаться живописью еще в 15 лет. На протяжении всей его учебы в творческих академиях его сопровождал отец, который сам в молодости мечтал стать художником. Именно с его поддержки Олега Целкова восстанавливали после многократных отчислений из-за пессимизма и отклонений от общепринятых соцреалистических канонов. Художник мыслил свободно, оттого имел множество проблем с преподавателями академии. Его обвиняли за формализм, уныние, непослушание, двоемыслие и остроту слова, подозревали в связях с более взрослыми художниками-нонконформистами, которые могли оказывать дурное влияние, а однажды, на него и вовсе завели дело в КГБ. Сам Целков же в это время занимался изучением «запрещенных» художников, работы, которые ему показали на складе Третьяковской галерее. Он подробнейшим образом запоминал картины Малевича, Шагала, Кончаловского и других для того, чтобы воссоздать их копии и вдохновляться им. Такое подражание вызвало бурное негодование в художественной академии в Минске, где считали, что повадки художника являются «новыми веяниями», привезенными из столицы.
Позднее, у художника сформировался свой собственный стиль. Он создал героя, который до конца лет будет олицетворять все творчество Целкова – универсальное лицо человека, знакомое каждому. Оно не красиво, не привлекательно, его можно назвать отчасти жутким и несуразным. По словам самого художника – «В нем отпечатались миллионы лет, прожитие человечеством в прошлом». Манера его письма стала крайне минималистична и символична: простая перспектива, либо же полное ее отсутствие, яркий простой цвет, обобщенные формы. Философия универсального лица Целкова во многом раскрывается в групповых портретах
Как манера исполнения работ, так и изображенные лица примитивны и хрестоматийны. Само лицо – глупое, неказистое, несуразное и даже уродливое, оно лишено пропорций, естественных форм. В героях отсутствует индивидуальность, у них нет пола, национальности, социального статуса, духовности, их с трудом удается различать. В автобиографии художник прокомментировал это следующим образом:
«Мы потеряли свои лица. А может быть, не имели их никогда»
Бульдозерная выставка
В 1974 году Нонконформисты осмелились провести выставку, которую они называли просмотром работ на открытом воздухе. Свое название она получила от способа ее ликвидации – художники и иностранные журналисты были разогнаны тремя бульдозерами. Все произошедшее получило большую огласку в западных СМИ, благодаря чему нонконформисты стали на шаг ближе к свободе. Советские власти пошли на уступки из-за широкого общественного презрения и позволили провести выставку повторно. В целом, событие напоминало не столько художественную выставку, сколько акт против тоталитарной роли власти в искусстве, смелый шаг в борьбе за свободу творчества
Само мероприятие продлилось несколько секунд, так как было быстро ликвидировано, однако оно стало важным событием для подпольного искусства: художники получили право выставлять свои работы несмотря на то, что ранее таким правом обладали только соцреалисты и другие мастера, соблюдавшие требования и нормы, тщательно выверенные государством.