Наиболее засекреченное специальное подразделение вермахта получило кодовое наименование «Бранденбург». Его сформировали во время Второй мировой войны. Оно входило в структуру абвера и подчинялось непосредственно ему. В вермахте эта часть получила номер 800 и обозначение «особого назначения».
Главными задачами этого подразделения гитлеровцев была разведка и диверсии на чужой территории, а также проведение военных операций методами спецслужб. Комплектовались подразделения «Бранденбург» до конца сорок второго года исключительно добровольцами.
Их набирали из числа этнических немцев, выросших за пределами Германии, владеющих языком и диалектами и знающими обычаи своего региона и коллаборационистов оккупированных стран, поддерживающих идеи нацизма или, как это было в СССР являющимися идеологическими противниками существующего политического строя своей страны. Кандидаты проходили строгий отбор на пригодность к разведывательно-диверсионной деятельности. Они должны были находиться в хорошей физической форме, уметь контролировать свои действия и ориентироваться в сложной ситуации.
Идея создания специального подразделения для проведения тайных операций на территории иностранных государств зародилась у начальника отдела специальных операций второго отделения абвера гауптмана Теодора фон Хиппеля еще в 1935-м году. Изучив опыт работы германской разведки и контрразведки в Первую мировую войну, он пришел к выводу, что наиболее эффективно действовали подразделения, привлекающие к выполнению операций местных жителей и занимающиеся самостоятельным сбором разведданных, не полагаясь на соответствующие спецслужбы.
Первое подразделение абвер создал из судетских немцев. «Немецкую роту» использовали в Польской кампании. Диверсанты в форме польской армии перед нападением захватили ряд стратегически важных объектов в приграничной зоне, в частности вокзал в Катовице.
В дальнейшем это стало обычным методом действий «бранденбуржцев», диверсанты приближались к объектам замаскировавшись либо под гражданских лиц, либо переодетыми в военную форму противника. Если первый вариант был хоть и на грани, но допустим, то второй нарушал положения Гаагской «Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны» и считался военным преступлением.
После первого успешного применения диверсантов было решено свести их в специальное подразделение. Замаскировали его под строительную часть. В середине октября была сформирована 800-ая строительно-учебная рота особого назначения. Возглавил ее фон Хиппель, автор концепции спецподразделения. Попавшие в нее военнослужащие получали разведывательно-диверсионную подготовку. Для соблюдения конспирации им выдавали две солдатские книжки: реальную и с вымышленными личными данными.
Но уже через два месяца численность этой роты выросла настолько, что она превратилась в 800-й строительно-учебный батальон особого назначения.
С апреля сорокового этот батальон активно участвовал в Датско-норвежской операции. Небольшими группами «строители», тайно перейдя границу захватили вокзал приграничного города Тинглев, установили контроль над стратегически важными дорогами и мостами, включая мост под Падборгом. Один из взводов батальона, переодетый в датскую форму занял мост через пролив Бельт. Он оборонял его пока не подошли регулярные части гитлеровцев.
Аналогичные операции были проведены и в Норвегии.
"Отличился" батальон и во Французской кампании. Под видом немецких военнопленных, конвоируемых голландскими солдатами группе брандербуржцев удалось подойти к железнодорожному мосту в Геннап и ликвидировать передний пост охраны. Второй пост захватили прибывшие на подмогу охране «голландцы». По этому мосту и прошла вглубь страны 10-ая танковая дивизия. Удалось брандербуржцам захватить и шлюзы в Ньюпорте, не допустив их открытия и затопления равнины Исер. В Первую мировую войну подобное рукотворное наводнение, организованное голландцами, остановило наступление германской армии.
В Бельгии брандербуржцы получили задание захватить и не допустить подрыва 24-х важных для вермахта стратегических объектов. На 18-ти из них задание было успешно выполнено, объекты достались немцам в целости и сохранности. Во Франции, замаскировавшись под беженцев, бранденбуржцы в Париже и Реймсе захватили подготовленные к эвакуации секретные архивы французских спецслужб.
Разумеется, в нападении Германии на Советский Союз батальон участвовал с самого начала. Диверсантов в форме военнослужащих РККА забрасывали на советскую территорию. Только за первую неделю войны им удалось захватить несколько подготовленных к подрыву стратегически важных мостов, в том числе через Березину, Западную Двину и Припять и удерживать их до подхода вермахта. Брандербуржцы захватывали плацдармы на берегах рек, дезорганизовывали работу тыловых служб, захватывали военные и гражданские архивы с секретной документацией, убивали офицеров, руководителей и политработников. Даже по воспоминаниям военных, «Бранденбург-800» был очень опасным и опытным врагом.
В ходе немецкого наступления «Бранденбург-800» обеспечивал частям гитлеровцев маршруты продвижения, занимался разведкой, устраивал диверсии. В тылу немецких войск подразделение вело борьбу с партизанами со
звериной жестокостью без соблюдения каких-либо норм и правил, считая свои группы «спецформированиями для партизанской войны». Когда советские войска погнали немцев обратно, бранденбуржцы разрушали транспортные узлы, энергетическую и промышленную инфраструктуру.
Численность «Бранденбурга» постоянно росла, в нем создавались новые подразделения, однородные по этническому составу. К осени сорок второго в соединение особого назначения входило уже пять батальонов «превышенного численного состава» (по сути полки), получившие номера с 801 по 805. В апреле сорок третьего они объединились в дивизию особого назначения «Бранденбург-800» штатным составом более 20-ти тысяч и штабом в Берлине.
Ее части действовали разрозненно на всех фронтах для спецопераций. К осени сорок четвертого немцам стало не до специальных операций и подобной специализированной деятельности, война шла уже на их территории. Дивизию особого назначения реорганизовали в моторизированную дивизию «Бранденбург» и она уже полным составом воевала наряду с обычными регулярными частями вермахта.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
«Бранденбург-800» прославился своими успешными разведывательно-диверсионными операциями. Его подразделения были задействованы на всех театрах военных действий от западных рубежей до Северной Африки. Однако не стоит романтизировать военнослужащих этого подразделения в стиле «рыцарей плаща и кинжала» типа Бонда, или непобедимых «коммандос» вроде Рембо. На их счету немало кровавых дел и военных преступлений. Для успешного осуществления операций они были обязаны «уничтожать любых лиц, заподозренных в связях с противником», как правило, гражданских. Пленных тоже не брали, разве оставляли пару человек для допроса, после которого они тоже немедленно расстреливались.
С учетом методов и способов их действий, не соответствующим общепринятым в мире нормам и жестокости при проведении спецопераций они были обычными военными преступниками, считающими, что имеют право на убийство, которое им "выдал" Гитлер. Но в жизни всё происходит иначе, и справедливая расплата лишь вопрос времени. И для фюрера, и для его головорезов.
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍
А как Вы считаете, можно ли назвать «Бранденбург-800» лучшим диверсионным подразделением рейха?