Найти в Дзене

Валентина Толкунова. Я не могу иначе

Народная газета, номер от 5 июня 1992 года Рубрика "Редкие встречи" Но сначала немного первых впечат­лений. Вся концертная бригада
Толку­новой утверждает: в жизни она такая же, как на сцене.
В этом убедилась и я. Договориться об интервью оказа­лось делом
не очень сложным, по-мо­ему, она не умеет отказывать. В жизни одета просто, скромно, как и на сцене. Главная забота о сыне — ему 15 лет, мечтает стать журналистом или дипло­матом. Всеми отмеченный недостаток — иногда опаздывает. Она — актриса, певица, а в разговоре проста и искрен­на. Признаюсь, к поклонникам Вален­тины Васильевны себя не отношу, но есть в ее песнях, в ее исполнении, в сценическом образе то, что заставляет всмотреться, вслушаться. Ее песни — хотели бы мы этого или нет — часть нашей жизни, сегодня нами подчас отторгаемая. Что думает об этом, что чувствует сегодня
сама Валентина Толкунова? Об этом мы и спросили ее после прощального кон­церта в Иркутске. — Валентина Васильевна, на мой взгляд, душевность, чистота, и
Оглавление

Народная газета, номер от 5 июня 1992 года

Рубрика "Редкие встречи"

Но сначала немного первых впечат­лений. Вся концертная бригада
Толку­новой утверждает: в жизни она такая же, как на сцене.
В этом убедилась и я. Договориться об интервью оказа­лось делом
не очень сложным, по-мо­ему, она не умеет отказывать. В жизни одета просто, скромно, как и на сцене. Главная забота о сыне — ему 15 лет, мечтает стать журналистом или дипло­матом. Всеми отмеченный недостаток — иногда опаздывает. Она — актриса, певица, а в разговоре проста и искрен­на.

Признаюсь, к поклонникам Вален­тины Васильевны себя не отношу, но есть в ее песнях, в ее исполнении, в сценическом образе то, что заставляет всмотреться, вслушаться.

Ее песни — хотели бы мы этого или нет — часть нашей жизни, сегодня нами подчас отторгаемая. Что думает об этом, что чувствует сегодня
сама Валентина Толкунова? Об этом мы и спросили ее после прощального кон­церта в Иркутске.

— Валентина Васильевна, на мой взгляд, душевность, чистота, искрен­ность ваших песен определенному поко­лению наших людей помогает выжить.
А где Вы находите силы сохранять в себе эти качества!

— Я стараюсь искать ответ в цер­ковных книгах, философской литературе,
в беседах с духовными лицами. Практически не смотрю телевизор, не слушаю радио. Чтобы не травить ду­шу, не мучить ее, нельзя сейчас спо­рить
ни с коммунистами, ни с демок­ратами. Жизнь идет своим чередом, и в ней,
в истинных человеческих отно­шениях я нахожу для себя гораздо более важное.

А от толпы стараюсь держаться подальше. Только что вернулась с Бай­кала,
и там, в глубинке, встретилась с людьми,
с которыми мне было хоро­шо. Я была счастлива вместе с ними петь, они помнят еще многие русские песни.

— Валентина Васильевна, как Вы от­носитесь к обвинениям
в консерватизме в Ваш адрес? Как Вы относитесь к арти­стам, певицам, умеющим быстро менять свой образ, стиль?

— Я всегда была консерватором. Потому что, считаю, нужно петь только то,
что по душе. Есть вещи - перемен­ные, надо быть модным. Постоянным же должно оставаться явление стиля, который, например, мне не позволяет прилюдно копаться в себе. Есть такое личностное состояние, которое нельзя доверять неблизким людям. Поэтому я отрицаю «яканье» на сцене. Говорить
о себе считаю нескромным, не умею. Для меня более приемлемо местоиме­ние «мы». Считаю себя певицей соци­альной, пою
о радостях, бедах других людей, пою для моего народа. Меня это больше вдохновляет, чем говорить о себе. Недавно мне предложили пес­ню про меня, там есть и мое имя. Отказалась,
не считаю себя лучше других. Но самое интересное то, что происходит в моей жизни, отражается в моих песнях. Меня песни словно сами находят. Когда родился сын — принес­ли «Носики-курносики», когда сложи­лась определенная личная ситуация — предложили «Где ты раньше был?..»

«У беды глаза зеленые» мне при­несла мой друг-музыковед, журналист, потом она погибла в автомобиль­ной катастрофе, и эту песню я посвя­щаю ей, естественно, привнося свои личные чувства, передавая свое отно­шение к ней.

Всегда благодарна тем, кто гово­рит мне: «спасибо» за то, что такая и остаюсь такой. И эти люди другой меня не примут, и я не могу изменить им, этим теплом отогреваем друг дру­га.

Расширение творческих рамок каждый понимает по-своему. Некото­рые боятся примелькаться, потеряться. Сохранить себя, считаю, можно толь­ко сохранив свой мир. Это стоило мне огромного напряжения, отторжения со стороны молодежи. Но говорить о том, что это стоит карьеры, жизни, не буду. Слова «карьера», «популяр­ность» никогда не станут для меня самыми важными.
И в конце концов есть поколение, которое воспитыва­лось на моих песнях, как я воспитыва­лась на песнях Шульженко, Юрьевой, Руслановой, Утесова, и до сих пор их люблю. С чем человек приходит в мир, с тем он и уйдет.

— Ваше творчество много лет под­держивалось и пропагандировалось
го­сударством. Сегодня Вы, ваш театр са­мостоятельны. Как Вы ощущаете себя в новых условиях!

— Сейчас государство отдает на откуп своих людей, государство не следит — сколько людей уезжает, го­сударству все равно, что слушают, что поют. Мы все лезем по гладкой стене. Никогда не думала, что это падет на наше поколение. Культура выхолости­лась, стерлась. Где сегодня интелли­генция? Она стоит
в очереди, донаши­вает старую одежду. У нас нет звезд,
потому что нельзя назвать «звездой» того, кто думает о хлебе насущном, не может воплотить того, что задумал. А тем, кто сегодня поднялся, — все рав­но, чему будут учиться наши дети и будут ли они учиться в принципе. Мы все выжива­ем. Очень много людей переверты­шей. Процветает лжевосприятие аме­риканизированной, эклектичной куль­туры, а ведь у нас свои глубинные корни.

— Валентина Васильевна, какова судьба вашего театра!

— Мой театр, а это коллектив око­ло ста человек, с которым были по­ставлены спектакли «Русские женщи­ны», «Ожидание», я больше не в со­стоянии содержать, а государство от­казало в поддержке. Сегодня любой эстрадный театр — это в лучшем вари­анте прокатная контора, которая на­шла спонсоров.
Я же не могу свою творческую мастерскую превращать в контору. Не могу петь во Дворцах спорта (площадка для выступления в Иркутске определялась
не мной. Дво­рец спорта был откуплен спонсорами для ярмарки). Мое Искусство — теат­ральное, камерное, глаза в глаза, и никогда не променяю эту теплоту
на холод огромных залов, которые напо­минают сараи. Мне удалось найти спонсоров, заинтересованных в воз­рождении нашей культуры. Это ассоциация «Социальные сферы России». Однако постановка моего нового му­зыкального спектакля «Брызги шам­панского» (музыка 30-40 годов) не со­стоится. Надо сберечь хотя бы себя и тот небольшой коллектив, за который я отвечаю.

— Вы человек верующий?

— Я об этом говорить не могу, о вере надо говорить тихо. Хочется по­знать себя, чтобы открыть мир. Надо научиться отметать все наносное. Ста­раюсь больше быть на природе, в ти­шине.

Время интервью заканчивалось, и на прощание она написала несколько слов для иркутян, для Иркутска: ...с пожеланием хранить чистоту во что бы то ни стало.

Беседовала Наталья КИЧИГИНА