Мне на экскурсии по Новодевичьему говорят: «А к креслу подойдём?» Я думаю, к какому ещё «креслу»?
Оказывается, так прозвали надгробие Галины Волчек (1933-2019).
Ну что есть, то есть. Памятник на могиле знаменитого режиссёра и руководителя театра «Современник», мягко говоря, необычный. С «креслом».
Хотя там не кресло режиссёра, а как бы места для зрителей. На креслах написано «Современник».
Это уже второй памятник на могиле Волчек. Первый – все раскритиковали и его убрали. Я всегда считаю, пусть решают родственники, дело это их личное. А люди всегда что-то недовольное скажут. Главное, чтобы память сохранялась.
Галина Борисовна – человеком была неординарным, ярким. «ГБ» – так звали ее в театре. Вот именно, что ГБ. Она про все и про всех в своём театре знала. И, по возможности, контролировала. Активно помогала детям актёров, помнила про лекарства монтировщику сцены, устраивала чужих бабушек в санатории и выбивала квартиры.
Кто-то теперь пишет, что Волчек в театре боялись. Во всяком случае, её присутствие все чувствовали.
Когда она заходила в здание театра, сразу ветерком: «Пришла!» Атмосфера менялась, знали, что требовательная Волчек может резко указать на любой недочётик.
Ее сильно уважали, но и подшутить могли. Вот Сергей Гармаш, узнав, что на Чистых прудах открывают памятник казахскому поэту Абаю Кунанбаеву, всем рассказал, что готовится памятник к юбилею Волчек. Все поддались на провокацию и стали поздравлять Галину Борисовну. Она была в ярости и гневе. Потом оценила шутку и хохотала. Надо ей отдать должное.
Многие хулиганства в театре Волчек тоже прощала. Для неё решающим было то, что человек творчески одаренный. Поэтому, хоть и была она «ГБ», но закрывала глаза на выходки актёров. Главным для неё был театр.
Она и сама преображалась в здании. Много лет у Галины Борисовны болела спина, но, казалось, в «Современнике» постоянная боль отступала.
Как режиссёр Волчек почти всегда добивалась реализации замысла. Любыми путями. Иногда жёсткими. На репетициях она требовала от актёров состояния лихорадки, горячечной температуры. «Актёр с холодным носом» – это не труппа «Современника».
Много раз уже цитировали фразу Галины Волчек: «Я хочу катапультировать зрителей из их удобных кресел». Так и было в зрительном зале: смеялись, сопереживали и плакали. Ну а как ещё?
Волчек знала всех детей актёров и работников театра. Очень многие дети болтались в здании, пока родители репетировали. Галина Борисовна умела к каждому найти подход и разговорить. Дети ее не просто знали, а обожали. Волчек прямо нить разговора теряла, если к ней подбегал ребёнок.
Сейчас актёры рассказывают, что, ссылаясь на проблемы ребёнка, Волчек можно было и поманипулировать. Она сразу разрешала и уйти пораньше, и куда-то уехать. А если ещё этого ребёнка подпускали попросить, то «ГБ» или «Волчиха» сразу размякала и разрешала.
Ну и предательства по отношению к Театру Волчек не прощала. Не очень любила отпускать на съёмки в кино современниковцев, но отпускала, понимала, что слишком много у неё популярных актёров. «Пошёл за народной любовью!» – так она говорила. Но в другой театр, на другое место поработать – такое не прощала. Уходили у неё только навсегда.
Такая она была, Галина Борисовна. «Кресло» ее так и осталось незанятым. Преемников никто не готовил – ни Товстоногов, ни Захаров, ни Гончаров, ни Волчек. Может и считали себя незаменимыми. А с другой стороны, кто их заменить может? Да и надо ли….
Ирина Биккулова, автор культурных проектов для канала "Копите впечатления". Не жалейте лайков для автора! Поддержите память!
Популярное на канале: