Ветхий Завет + Новый Завет = Библия
Для кого и для чего был написан Ветхий и Новый Заветы, и связь между ними? Для кого была написана каждая книга Ветхого Завета и краткое содержание этих книг?
Вопрос → Ответ
Для кого писался Ветхий Завет? В первую очередь для Израильтян [Пс 77:3-6; Иер 7:20-26; Лук 16:19-31; Деян 15:21; Рим 9:1-5]. Но также и для всех остальных людей он (Ветхий Завет) был написан [Чис 15:14-16; Нав 2:8-11; 4 Цар 5:20-17; Дан 4:31-34; Езд 1:1-4; Деян 8:26-35].
Для чего писался Ветхий Завет? Чтобы они (израильтяне да и все остальные люди) помнили Создателя своего и соблюдали заповеди Его [Исх 12:24-27; 34:27; Втор 6:1-3; 11:16-21; Иер 36:2; Еккл 12:9-14].
Для кого написан Новый Завет? Новый Завет написан для всех людей на земле [Мк 16:15-16; Ин 1:1-13; Деян 2:38-40; Гал 3:28; Кол 3:11].
Для чего написан Новый Завет? Для того чтобы люди познали Бога и соблюдали Его законы (заповеди) [Лк 1:1-4; Ин 1:1-13; Деян 16:13-15; 2 Пет 1:18-19; 3:1-2; Иак 2:8].
Какая связь между Ветхим и Новым Заветом? В Новом Завете исполнились пророчества Ветхого Завета и Новый Завет, это завершение замысла Бога [1 Пет 1:16-20→Быт 3:14-15→Быт 22:15-18→Втор 18:14-19→Иер 31:31-34→Дан 9:23-27].
Для кого писалась каждая книга Ветхого Завета? Думаю ответ очевиден, любая книга Ветхого Завета писались для Израильтян и всех тех, кто хотел найти и понять Творца. Ведь для кого например писался учебник по математике? Для математиков и для всех тех, кто хотел бы постичь эту науку. А для кого например написаны книги по медицине? Для врачей и для всех тех, кто интересуется анатомией, физиологией и лечением болезней. Тоже самое и с книгами Библии.
Заветы
Сам смысл Завета подразумевает Закон, Договор, Соглашение двух сторон, и как следствие, это Договор Бога с человеком (с человечеством) [Иер 31:31-33]. Вначале, Бог заключил Первый Завет и он называется Ветхий. В какой-то степени, Бог заключал несколько договоров в нём (в Ветхом Завете, во времена Ветхого Завета).
Сначала Бог так сказать, заключил договор с первыми людьми Адамом и Евой и их потомством (те которые как предполагалось произойдут от них) [Быт 1:27-30; 2:15-17]. Потом с Ноем и его потомками (со всеми людьми) [Быт 6:18; 9:1-17]. Затем с Авраамом и его потомками (Израильским народом) [Быт 17:1-9].
И вот примерно за 1500 лет до нашей эры тот Завет который мы сейчас именуем Ветхим, начал формироваться (записываться на древних книгах). Это произошло при Исходе народа Израильского из земли Египетской под предводительством Моисея, вождя Израильтян, которого Бог поставил им [Исх 3-4 гл; Исх 24:1-8; Евр 9:19-20]. Начало книг Ветхого Завета положил Моисей, от того-то первые пять книг Ветхого Завета именуются «Пятикнижием Моисея».
По своей сути, Ветхий Завет является договором с Израильским народом, но также и с теми, кто захотел бы примкнуть к избранному народу [Исх 12:48-49; 34:27; Чис 15:13-16].
Как писался Ветхий Завет? На древних материалах (кожа, камень, пергамент (тоже что кожа), глиняные дощечки, папирус). Его писали вожди и пророки народа Израильского. Что-то они писали сами, а что-то им помогали писцы (на современный манер можно сказать – секретарь, помощник) [Исх 17:14; 24:13; 34:27-29; Иер 36 гл].
Для чего нужен был Завет? Для того чтобы упорядочить, урегулировать, улучшить, обезопасить, жизнь человека, чтобы человек не грешил перед Богом, чтобы человек был жив духовно и жил духом а не плотской природой, вот Бог и дал ему правила жизни [Быт 2:16-17; Втор 4:6-8; Мих 6:8; Еккл 12:13-14; Рим 8:12-13; Гал 3:19; 1 Тим 1:3-10].
Новый Завет – это Новый Договор Бога, но уже со всеми людьми на земле [Гал 3:19-29; 1 Кор 12:13; Кол 3:11; Еф 3:5-10; Зах 14:8-9; Иез 47:1-12; Ис 2:2-4; Дан 7:27].
Ветхий и Новый Заветы взаимосвязаны тем, что первый плавно перетекает во второй [Евр 8 гл]. Также тем, что эти два Завета от Единого Творца [Иер 31:31-34]. Также тем, что они похожи некоторыми моментами [Исх 20:1-7; 12-17]. Также тем, что один без другого не мог существовать [Кол 2:16-17]. Также тем, что пророчества первого Завета исполнились во втором [Деян 8:29-35].
Ветхий Завет
Ветхий Завет состоит из 39 книг вошедших в канон. Под каноном подразумевают книги, которые как посчитали составители (редакторы), имеют Божественную природу (их автор Бог) и не могут быть изменены.
Как составители определяли какие книги имеют Божественную природу? Просто. Они включили в канон те книги, которые явно писались пророками Божиими (людьми которые предрекали Духом Божием что-то и это что-то, сбывалось), либо людьми движимыми Духом Святым (люди которые писали историю от Бытия (первая книга Библии) до Откровения (последняя книга Библии) без прикрас и своих фантазий, связно и понятно). Также в канон включены те книги, которые взаимосвязаны пророчествами и ссылками друг на друга (что являлось признаком Божественного откровения).
Эти 39 книг Ветхого Завета условно можно подразделить на разделы, например есть исторические книги, есть книги закона, а есть книги поэтические. Но порой, один раздел может включать в себя элементы и других разделов, например исторические книги могут повествовать об истории, но в них также имеется духовная поэзия и слова закона. И на оборот, книги закона могут повествовать об истории и в них также, могут присутствовать поэтические разделы.
- Исторические книги – Бытие, Исход, Иисус Навин, Судьи, Руфь, 1 Царств, 2 Царств, 3 Царств, 4 Царств, 1 Паралипоменон, 2 Паралипоменон, Ездра, Неемия, Есфирь, Иов.
- Книги Закона – Левит, Числа, Второзаконие.
- Книги Духовной поэзии – Псалтирь, Песня Песней.
- Поучительные книги – Притчи, Екклесиаст.
- Пророческие книги подразделяются на два раздела, книги больших Пророков – Исаия, Иеремия, Плач Иеремии, Иезекииль. И книги малых Пророков – Даниил, Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия.
Ветхий Завет появился от Евреев (Израильтян) и он включает в себя все 39 книг перечисленных выше. У Израильтян Ветхий Завет называется Танах (Священные Писания) но он подразделяется на три раздела:
- Тора (Закон).
- Невиим (Пророки).
- Ктувим (Писания).
Как мы получили современный Ветхий Завет? Это понять просто. На протяжении многих столетий Танах (Священные Писания) переписывался на другие языки. Сначала он был переведён на греческий язык, потом на арамейский и латинский языки, а затем постепенно, Танах стали переводить на языки многих стран мира.
Краткое описание книг Ветхого Завета
1-5.Первые пять книг Ветхого Завета (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие) как считают толкователи Библии были написаны Моисеем (Пятикнижие Моисея) или написаны с его слов, примерно за 1500 лет до н.э. В них говорится о сотворении мироздания, о Боге, о первых людях, о Заветах Бога с ними, о происхождении Израильского народа, о истории Израильского народа и о происхождении и истории других народов населяющих землю в те века. Также в них говорится о Законах Бога (Заповедях) и то как их нужно исполнять (о Богослужении в Ветхом Завете, о правилах и нормах жизни народа Израильского). Надо добавить, что во всех практически книгах Ветхого Завета, есть пророчества о Мессии и Мессианской эре, эти первые пять книг не исключение из этого правила.
6.Книга Иисуса Навина – это продолжение истории Израильского народа. Она описывает период когда Израильтяне по повелению Бога вторглись и начали захватывать и населять «землю обетованную» (Ханаан или Палестину). Эта книга была написана примерно также за 1500 лет до н.э, так как её автор Иисус Навин был современником Моисея.
7.Книга Судей Израилевых повествует нам о временах когда Израильский народ остался без «духовного вождя» (предводителя) и уже какое-то время продолжал жить в «земле обетованной». Это время духовного падения и духовного подъёма. Когда израильтяне забывали Бога (грешили перед Ним), Он отдавал их в руки другого народа. Но когда они раскаивались и взывали о помощи Бога, Он давал им «Судью» который спасал их из рук поработителей. Эта книга писалась на протяжении примерно 450 (~1549-1099 до н.э.) лет, после смерти Иисуса Навина.
8.Книга Руфи повествует нам о временах Судей Израилевых и история в ней идёт об одном израильском семействе в котором появилась девушка Моавитянка по имени Руфь. Благодаря вере в Истинного Бога она, скажем так, обрела истинное счастье (и не только она, но и люди окружавшие её), как бы сейчас сказали люди «сквозь тернии к звёздам или сквозь страдания к счастью», это мог бы быть девиз этой книги. Соответственно время написания этой книги примерно 1000 год до н.э. Также эта книга повествует нам о родословной ветви Христа.
9-12.1, 2, 3, 4 Книги Царств повествуют нам о периоде со времён Судей Израилевых и до прекращения существования Израильского Царства (Царства Иуды) в 586 году до н.э. Этот период времени охватывает примерно 500 лет, и возможно, на протяжении примерно 600 лет писались эти книги (~ от 1100 до 500 года до н.э.). Евреи приписываю авторство 1 и 2 Книгам Царств пророку Самуилу.
После судей, израильтяне захотели себе царя, чтобы он царствовал над ними, как заведено у прочих народов. И Бог дал им такую возможность [1 Цар 8:7-9]. Но что из этого получилось, тоже самое что и всегда, ничего хорошего, израильтяне как отпадали от Бога, так и продолжали отпадать (грешить). Но предвидение Божие всё рано сделало так, что через этот народ (Израильский) в мир пришёл Мессия [Дан 9:24-27].
13-14.Книги 1 и 2 Паралипоменон (Летописей) эти две книги повторяют или дополняют три предыдущие книги Царств (с 3 по 4). Но в начале в них даётся родословная от Адама (первого человека на земле), а затем через 9 глав идёт тоже повествование, с некоторыми опущениями, с некоторыми добавлениями, такое же как в Книгах Царств о Израильских царях и Израильском царстве, сначала общем, а затем разделённом надвое, вплоть до прекращения существования вообще Израильского или Иудейского царства в 586 году до н.э. Время написания этих книг примерно тоже, что и Книг Царств с 1100 по 500 год до н.э.
15.Книга Ездры была написана книжником Ездрой (учитель Закона), судя по названию книги. Она была написана примерно в 450 году до н.э [ср. Езд 7 гл.]. В ней рассказывается история, первых 80-ти годах после плена, народа Израильского. В ней рассказывается о жизни и трудностях с которыми пришлось столкнуться народу возвратившись из плена [Дан 9:25]. А также о востановлении разрушенного Храма.
16.Книга Неемии была написана Неемией (виночерпием царя и начальствующим в Иудеи [Неем 2; 13 гл.]), это следует из названия книги. Она была написана примерно в 430 году до н.э. Неемия, современник Ездры, в своей книги как бы продолжает повествование книжника Ездры о жизни и трудностях Израильского народа, вернувшегося после долгого изгнания на свою родину. А также в ней рассказывается о восстановлении города Иерусалима.
17.Книга Есфирь повествует нам историю возникновения иудейского праздника Пурим (Пур – жребий) [Есф 9:17-32]. Эта книга была написана примерно в 460 году до н.э. В ней говорится о злобном и тщеславном человеке Амане, который захотел устроить геноцид целому народу (так сказать бросал жребий по нём), но у него ничего не вышло, благодаря Богу Небесному, который с помощью Есфири и её двоюродного брата [Есф 2:5-7], спас этот народ [Есф 9:1-3]. Кто конкретно автор этой книги? Возможно Мардохей (двоюродный брат Есфири), а возможно кто-то из израильского народа.
18.Кем была написана книга Иова, доподлинно не известно, возможно её автор сам Иов. История с Иовом произошла примерно в 1800 году до н.э. В ней рассказывается о человеке по имени Иов, который претерпел большие страдания в определённый момент своей жизни, но остался верен Богу. Эта книга повествует нам как о смысле человеческого бытия, так и о том, почему иногда страдания настигают людей.
19.Псалмы – эта книга духовной поэзии. В ней сочетаются разные жанры – пророчества, наставления, поучения, восхваления Всевышнего, слова о любви, песни покаяния и надежды. Она писалась или лучше сказать составлялась на протяжение долгого времени (как впрочем и все книги Библии) разными авторами (но в основном царём Давидом). И окончательно оформилась эта книга либо при царе Соломоне (сыне Давида) ~ 1000 - 950 годах до н.э, либо в более поздний период времени.
20.Книга Притч – это книга мудрости, мудрости жизни, но мудрости не человеческой а Божьей. Эта книга учит жить, даёт жизненные наставления. Автором её считается царь Соломон, сын царя Давида [Пр 1:1]. Соответственно она была написана примерно в первой половине 900 годов до н.э.
21.Книга Екклесиаста – это своего рода книга Притч царя Соломона, так как автор её тоже Соломон [Еккл 1:1] и в ней также присутствует жизненная мудрость. Но отличия от Притч заключается в том, что Притчи как бы дают жизненные наставления (правила жизни), а книга Екклесиаста делает упор на смысл жизни (рассуждает как бы о бренности всего сущего). И она написана примерно в тоже время, что и книга Притч.
22.Песнь Песней – авторство этой книги приписывается царю Соломону и она также является духовной поэзией (как и книга Псалмов). Некоторые комментаторы говорят, что в этой книги описана любовь Бога к народу Израильскому (в аллегорическом смысле конечно). А некоторые комментаторы говорят, что в этой книги описана любовь Бога к Церкви. Так или иначе, эта книга говорит нам, поэтическим языком, о настоящей любви мужчины и женщины. Некоторые образы этой книги могут показаться странными современному читателю 21 века, но для израильтян 900-х годов до н.э. эти описательные образы являлись понятны, современны, прекрасны и гармоничны, без какого либо намёка на разврат и проституцию, потому что были законны и честны.
23.Книга Исаии – её автор пророк Исаия. Эта книга писалась на протяжении примерно 52 лет пророком Исаией (~ с 760 по 708 годы до н.э.) [Ис 1:1; 36:1]. В этой книги Исаия пророчествует о разных народах взаимодействующих с Израилем, и о их царях. Пророчествует также о самом Израиле и его народе (его грехах и его спасении). Пророчествует также о будущем царстве Мессии и о Нём самом. Также в этой книги есть видения Бога пророком, а также присутствуют исторические моменты.
24.Книга Иеремии – её автор пророк Иеремия (из священнического рода) [Иер 1:1]. Эта книга писалась на протяжении примерно 40 лет (~ с 626 по 586 годы до н.э.) [Иер 1:2-3]. В ней Иеремия пророчествует о остатке Израилевом, который ещё остался в земле «обетованной». Также как и пророк Исаия Иеремия пророчествует о многих народах окружающих землю Израилеву. Также он пророчествует о покаянии, смирении и очищении остатка Израиля. И конечно же он пророчествует о Мессианской эре и Мессии. В этой книги присутствуют и исторические моменты повествования.
25.Книга Плачь Иеремии – это плачевная песнь Иеремии, покаянная молитва, стенания его сердца, когда его земля (Израилева) и Великий город (Иерусалим) были порабощены, разграблены, разрушены, сожжены, умерщвлены и уведены в плен. Это произошло в 586 году до н.э.
26.Книга пророка Иезекииля – написана пророком Иезекиилем (из священнического рода) в Вавилонском плену, где он находился с другими переселёнными своими соплеменниками [Иез 1:1-3]. Она писалась примерно 20 лет (~ с 592 по 572 годы до н.э.) [Иез 40:1] и в ней Иезекииль видит в видении Славу Господню, как видел и пророк Исаия. Иезекииль пророчествует о том же, о чём пророчествовал его предшественник Исаия, и его предшественник и современник Иеремия. Он пророчествует о грехах Израильтян, говорит о том, чтобы они покаялись и исправились, иначе их и их страну постигнет бедствие. Он пророчествует и о народах окружающих Израиль. И о Мессианской эре и Мессии. В этой книги есть и небольшие исторические моменты. Иезекииль также упоминает о грядущем возвращении народа Израильского из плена.
27.Книга Даниила – эта книга написана пророком Даниилом, который примерно с 15 лет был уведён в плен в Вавилон, приблизительно в 605 году до н.э. [Дан 1:1-6]. Она писалась Даниилом на протяжении многих лет (~ 70 лет с 605 по 535 годы до н.э.) [Дан 10:1; 7:1]. Можно увидеть, что Даниил прожил долгую жизнь и на его веку, сменилось множество царей. Его книга относится скорее к апокалептической литературе так как в ней заложены образы которые пугают и будоражат воображения многих людей в современном обществе. Хотя другие пророки (Израилевы) также рассказывали удивительные видения, но их пророчества в силу ряда причин не считают Апокалипсисом (Откровением). Книгу Даниила можно подразделить на два главных раздела: это история жизни Даниила (а также трёх его друзей) в вавилонском плену, и пророческие видения будущего (примерно на 600 лет вперёд).
28.Книга Осии – была написана пророком Осией. Осия был современникам пророка Исаии [ср. Ос 1:1 → Ис 1:1], но если Исаия пророчествовал в царстве Иуды (Иерусалиме), то Осия пророчествовал в Израильском царстве (Самарии). Поэтому можно предположить, что пророческая деятельность Осии и написание этой книги пришлась на те же годы что и пророка Исаии (~ с 760 по 708 годы до н.э.). Как пророк Исаия и другие пророки Ветхого Завета, Осия также пророчествовал о грехах народа, о падении Израильского царства, а также о приходе Мессии и наступлении Мессианской эры. Как следствие, можно понять, что он пророчествовал и о восстановлении царства Израиля (правда более в духовном смысле, чем в физическом).
29.Книга пророка Иоиля была написана Иоилем [Иоиль 1:1]. Когда именно она была написана точно не известно, но можно предположить, что если Бог взывает к Израильтянам и говорит что ещё есть время для помилования вашего [Иоиль 2:12-20], то вполне вероятно что Иерусалим ещё стоит, а значит, эти пророчества могли быть произнесены Иоилем в конце VII начале VI веков до н.э, при начале возвеличивания и завоеваний Вавилонской империи. В этой книги Бог взывает через пророка к Израильтянам (Иудеям) и просит их покаяться в своих грехах, чтобы Он мог, пока ещё есть время, помиловать их. Также эта книга изобилует пророчествами о будущем, о Мессии и Мессианской эре (приходе Небесного Царства).
30.Книга пророка Амоса, была написана Амосом (он был пастухом), примерно где-то в 783 году до н.э. [Ам 1:1]. В своей книги Амос говорит о грехах многих народов окружавших Израиль, а также говорит о грехах Иуды и Израиля. За свои грехи им всем придётся пострадать. В этой книги есть также небольшое историческое повествование, пророчество о возвращении из рабства народа израильского, а также пророчество о будущей Мессианской эре (приходе Царства Небесного).
31.Книга пророка Авдия была написана Авдием. Точное время написания не известно, но по тексту пророчества можно увидеть, что это пророчество было произнесено примерно в VI веке до н.э. когда Иудея пала окончательно (586 год до н.э.) [Авд 1:11-12], и в этот период возрастало могущество Вавилонской империи. В своём пророчестве Авдий пишет о гибели Едома (страны родственной Израильтянам) за свои грехи. Также в этой книги есть пророчество о возвращении из плена (Израильтян) и приходе Царства Небесного на всю землю.
32.Книга пророка Ионы, как считают историки, была написана Ионой либо в VIII, либо в VII веке до н.э. так как Ниневия (столица Ассирийского царства), город о котором говорится в этой книге, был цел и процветал в эти века [Иона 1:1-2]. Его гибель произошла в конце VIIвека в 612 году до н.э. В этой книге описывается история пророка Ионы, когда Бог обратился к нему с тем, чтобы он шёл пророчествовать в Ниневию (пророчествовать о грехах этого города). В этой книге есть также пророчество о Мессии.
33.Книга пророка Михея – эту книгу написал пророк Михей. Она писалась примерно с 757 по 711 годы до н.э. [Мих 1:1]. В этой книги пророк укоряет (словами Господа) Самарию (царство Израильское) и Иерусалим (царство Иуды) за их грехи и нечестие. И говорит о заслуженном наказании которое грядёт на них. Но также говорится и о прощении их (избранного народа Израильского) в своё время. В этой книге также множество пророчеств о Мессии и Мессианской эре (Царстве Небесном).
34.Книга пророка Наума – была написана пророком Наумом [Наум 1:1], как полагают исследователи примерно в конце VIII начале VII веков до нашей эры. В ней говорится о гибели Ниневии столицы Ассирийской империи (за их прегрешения перед Господом), как следствие и падение Ассирии. В этой книги упоминается также и приход Мессианской эры.
35.Книга пророка Аввакума, была написана пророком Аввакумом [Авв 1:1; 2:2] примерно в конце VIвека до н.э. В этой книги пророк Аввакум разговаривает с Богом в молитве. Аввакум потрясён грехами своего народа (Израильского). Бог отвечает ему что Халдеи (Вавилоняне) идут для наказания Израиля за их грехи. Аввакум ужасается этому и просит у Бога помощи против такого наказания. Бог отвечает ему, что и Халдеи получат по заслугам (грехам) в своё время. В этой книги говорится и о наказании всех нечестивых людей, кем бы и когда бы они ни были. В этой книги также упоминается и грядущее Царство Мессии.
36.Книга пророка Софонии, была написана пророком Софонией примерно с 639 по 620 годы до н.э. [Соф 1:1; 2:13-15]. В ней пророк предрекает проклятия на все народы (окружавшие землю Израилеву) грешащие перед Богом. За их грехи идёт на них возмездие. Но возмездие идёт также и на Израиль (Иуду), так как и у Израильтян много грехов. В этой книги также упоминается будущее помилование Израильтян и приход Мессианской эры (Царства Небесного).
37.Книга пророка Аггея была написана пророком Аггеем или тем, кто помогал ему писать её. Она была написана примерно в 519 году до н.э. [Езд 4:24; 5:1-2; Агг 1:1-2]. В ней пророк побуждает Иудеев (и их лидеров) к строительству Храма Божьего в Иерусалиме. В своей книги пророк так же укоряет народ иудейский за их духовную нечистоту. В этой же книги Бог через пророка ободряет Иудеев и говорит о их грядущих успехах. В этой книги также говорится о приходе Мессии и Мессианской эры.
38.Книга пророка Захарии была написана пророком Захарией, примерно в 517 году до н.э. Захария был современником пророка Аггея и пророчествовал судя по всему в те же времена [Зах 1:1; 7:1; Езд 5:1; Агг 1:1]. В своей книги Захария пишет наставления и ободрения народу Израильскому пришедшему из Вавилонского плена, побуждая их держаться Господа Саваофа. В этой книги также множество пророчеств о грядущем Мессии и приходе Мессианской эры. В ней также пророк говорит о праведной и нечестивой жизни людей.
39.Книга пророка Малахии была написана Малахией [Мал 1:1] примерно в 400 году до н.э. (точная дата не известна). Традиционно исследователи Библейских текстов считают, что пророк Малахия был последним пророком Ветхого Завета и пророчествовал во времена, когда Храм и город Иерусалим уже были восстановлены пришедшими из Вавилонского плена Израильтянами. В своих пророчествах Малахия укоряет Иудейское священство и весь народ в их грехах. Священники по мнению Малахии, не радеют о Доме Бога (Храме), поступают не справедливо, сами будучи вождями и учителями народа, нарушают законы Творца. Народ в целом, следует примеру священников. В книги Малахии также много пророчеств о приходе Мессии и Мессианской эры.
Выводы
Таким образом, можно увидеть, что книги Ветхого Завета писались на протяжении многих веков (~ с 1500 до 400 года до н.э.) разными авторами, движимыми Духом Божиим. В какой-то момент времени (~ II век до н.э.), все книги Ветхого Завета объединили в канон (то что истинно, постоянно и не может быть изменено).
Ветхий Завет говорит нам о происхождении мироздания и человека в нём. Говорит о истории Израильского народа (избранного народа Божьего). Говорит о Законах Творца (законах для человека и всего творения). И говорит нам частично (не всё мы способны понять), о плане Бога относительно человека и всего сущего (мироздания). Без сомнения можно сказать, что в каждой книги Ветхого Завета, есть пророчество о Мессианской эре и Мессии.
Несомненно, Ветхий Завет много раз переписывался на другие языки и тот Завет который мы сейчас можем читать на русском языке, есть результат многих переизданий одного и того же текста, дошедшего до нас сквозь века.