Действия особой мамы всерьез не воспринимают, а зря

2,1K прочитали

Педагоги, которые ежедневно проводят кружковые творческие занятия с детьми с ментальными нарушениями, часто сталкиваются с явлениями, которые могут их как расстроить, так и растрогать.

А бывает, что это явление создает один и тот же ребенок!

Например, когда ребенок не то что заниматься не хочет, а то и вовсе не понимает инструкции, не понимает, чего от него вообще хотят, пугаются самой обстановки. Иногда стоит огромных трудов и маме, и педагогу, чтобы ребенок хотя бы в учебный кабинет зашел без криков, слёз и прыжков.

В нашем социальном спецучреждении для детей с особенностями развития такая картина не редкость. Иной раз чуть ли не "пинками да за шиворот" мамочки могут тащить ребенка на занятие, а он, бедненький, упирается, вырывается, рыдает, да за дверную ручку цепляется мощной хваткой: делайте со мною что хотите, только не бросайте в терновый куст в кабинет.

Так оно было с одним из наших воспитанников из стационара - симпатичным пятилетним мальчиком Мишей.

Ну ни в какую не хочет в наш кабинет заходить! Сопротивляется, падает, кусает, щипает и колотит всё вокруг!

А мамочка - и сама расстраивается, и чуть не плачет:

- Ну Мишенька, ну сыночек, ну давай зайдем, ну пожалуйста. Это совсем не страшный кабинет, здесь врачей нет, а только учителя!

А потом, поворачиваясь к нам (в частности, ко мне и моим коллегам - соседкам по "творческому" кабинету), говорит, будто бы оправдываясь:

- Вы не думайте, он у меня не истеричный, обычно он не такой, правда! Просто сейчас ему в другом кабинете укол сделали, вот он и боится теперь войти.

Конечно, понимаем! Да и не надо даже оправдываться. Ясное дело, многие дети после пережитого потрясения могут так себя вести. Если быть честными, даже многие взрослые боятся как уколов, так и неизвестности.

А ведь мальчика, который впервые попал на наш этаж, за дверью нашего кабинета действительно ждала неизвестность.

Ребеночек-то с сильными ментальными нарушениями, обращенную речь - почти не понимает. И мамочка, как бы ни хотела, а не может быстро и доходчиво объяснить ему словами, что за дверью этого кабинета не уколы делают, а рисуют картины, лепят и клеят поделки, да песенки поют.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

И бедный Миша, уже предвкушая муки и слёзы, заранее строит "тактику сопротивления": не только кричит, но и копит все силы, чтобы на раз-два суметь вырваться, раскидать-распинать окружающих, которые попытаются его в страшную дверь втолкнуть.

В итоге и маме достается пяткой по ноге, и на руках - укусы, и клок волос с маминой головы уже в маленькой, но крепкой детской ручке.

А иногда на месте мамы может оказаться и педагог.

И тут уже, конечно, какой бы "супер-пупер-переполненной этикой и деонтологией" учительница ни была, однако, как ни крути, её отношение к ребенку все равно станет более настороженным, и встретит она его менее радушно, хоть и будет изо всех сил демонстрировать вселенскую доброту (потому что так надо).

А дети (тем более особенные дети, даже те, кто вообще мало что понимают) они очень хорошо чувствуют отношение к ним, даже когда человек просто молчит и смотрит.

И тут он начинает чувствовать, что педагог, которая встретила его в этом кабинете, как бы и не рада его видеть… Нет, не потому что она расстроена его криками и обиделась за расцарапанную руку, а потому что Она Просто Не Рада Ему. А значит - злая тётя, плохая тётя.

Тем более, не пойду к ней в кабинет! Ааааа!

Да и ладно, нам не привыкать…

Но маме Миши даже спасибо хочется сказать за то, что она, как могла, позаботилась о чувствах педагогов.

И, поверьте, когда она уверяла нас, что её Миша - "не такой", никто из нас не подумал:

- Ага, ага, давай ври больше. Еще скажи, что твой сынок дома Чехова читает, макраме плетет и на клавесине играет.

Без каких-либо возражений мы поверили этой маме. Звучали ее слова очень искренне, убедительно и… человечно что ли. Ну совсем не похоже на те же самые фразы, которые мы часто от мам слышим (как раз о том, что "дома, в саду, в школе, у бабушки, в санатории, да вообще где угодно ребенок делает всё, а у вас - просто этого делать не хочет).

И что дальше?

Коллега (на этот раз это была педагог по изобразительному искусству А.О.) предложила маме пройти в кабинет вместе с Мишей, но не на занятие, а просто посмотреть и рассказать Мише, что тут вообще ребята делают. Просто познакомиться поближе.

И мама Миши - приняла "эстафету"… А дальше - уже всё делала сама!

Взвалив Мишу на руки, мама стала ходить по кабинету, показывать, рассказывать, восхищаться, удивляться, улыбаться, а, главное, пытаться взаимодействовать и вести беседу как с сыном, так и с А.О.

Показывает мама Мишке рисунки в рамочках, висящие на стене, спрашивает:

- Мишенька, смотри, кто это?

Миша, конечно же, не отвечает, но, тем не менее, чуть успокоившись у мамы на руках, молчит и смотрит на рисунок:

- Это слон! - помогает ему мама, - вот он, какой большой и красивый! Слон ест мороженое, видишь? Вот он, хоботом держит, видишь?

Опять же, все понимают, что Миша не знает, что хобот - это нос слона, да и вообще, знает ли он самого слона.

А мама - идет дальше и указывает на следующий рисунок:

- Миш, смотри, а это кто? Ааа, не помнишь? А мы про нее читали. Ну кто это такая: черненькая, видишь, с крылышками и с денежкой в руке?

Миша, разумеется, снова не отвечает на вопрос, но зато он уже расслабился в маминых руках. Уже ничего не боится, а даже улыбается и тычет пальчиком в рисунок.

И мама - тоже улыбается и, будто бы Миша ей хоть слово сказал, отвечает:

- Что? Вспомнил? Да-да, это Муха Цокотуха! Да ты мой умничка!

А потом мама уже к А.О. обратилась:

- Тётя учитель, а вы ведь научите нас с Мишенькой такую же классную муху рисовать, правда?

И "тётя-учитель" А.О. - уже сама расплывается в улыбке и кивает головой. А взгляд при этом - удивленный и завороженный, будто бы в сказку попала…

А на самом деле это мама Миши её заворожила. И меня тоже. Ну честно, я сама, пока печатала сценарий, то и дело выглядывала из-за монитора и тихонько про себя ахала, наблюдая за мамочкиными действиями.

Потом Миша (сам!) потянулся к следующему рисунку и даже звук из себя выдавил:

- Ы-уыыы!

- Ой, да, - ответила мамочка, - тоже узнал? Правильно, это - Винни-Пух! Какой ты у меня хороший!

Поцеловала Мишу, покружила немножко на руках, а потом и вовсе на пол поставила.

А Миша - уже и "тёток" чужих бояться перестал, и за мамочкину футболку так яростно не цеплялся, как перед входом в кабинет.

А что потом?

А потом Миша уже на все занятия (и ко мне, и к А.О., и в другие кружки) ходил без криков и сопротивлений, мог даже минут 20 просидеть спокойно.

Правда, на занятиях "сидел" только на руках у мамы и сами занятия проходили в формате "рука в руке" (не только рисунки-поделки, а даже игра на бубне на музыкотерапии), но зато… самую страшную и неудобную часть, касаемую НАШИХ занятий, Мишка-то уже преодолел! И это не могло нас не радовать!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

И очень здорово, что основную роль в этом сыграла именно родная любящая мама, которая чувствует сердцем, а не чужая тётя-педагог, которая работает по стандартам и инструкциям.

И мальчишкой Миша оказался вполне добрым и приятным. Надо отметить, что, в отличие от многих ребят, к тем же кисточкам, карандашам или кусочкам пластилина он относился весьма бережно и аккуратно (тоже, наверное, без мамы тут не обошлось, но так это ж ЕЙ плюс, точнее им обоим).

Зря радуемся?

Да уж, если посмотреть на это взглядом махрового реалиста, конечно, особой радости мало: мама со своими странными похвалами за звуки "мууу", неуместные её восторги… А по сути - ребенок не работает самостоятельно, в свои 5 лет практически не умеет делать ничего, что должны делать дети в этом возрасте, речи - нет, понимание - тоже не на уровне…

Но, честно, динамика - есть. Хоть и "малюсенькая и медлюсенькая", но есть, правда! Не потому что мама в этом уверена, а мы сами видим!

Хотя, наша старшая коллега говорит, что нам с А.О. это только кажется. А наше восприятие исказилось лишь потому, что сами эти люди нам симпатичны.

Ну, не знаю… А если так, то хотя бы с такой симпатии ведь может и начаться сотрудничество педагога, родителя и ребенка, которое принесет хорошие плоды? Ну правда же?

Вам, дорогие читатели, успехов и приятных открытий.

Буду рада верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам