Что мы знаем про Герцена и друга его Огарева? Еще со школы, а прошло с тех пор ой как много лет, в голове фраза: "Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы" (В. И. Ленин). Признаюсь, собственно, это все, что я помню про этого человека.
Но почему-то мы забываем, что все исторические деятели - это когда-то живые люди со своим характером, странностями и желаниями. Но про это нам в школе не рассказывали. Были только сухие факты, ознакомившись с которыми, углубляться в судьбы конкретных личностей желания не возникало.
А давайте все-таки углубимся. И не в революционную или публицистическую деятельность, а в личную жизнь. Ой, какие глубины и неожиданности там открываются.
Почему у отца, матери и сына разные фамилии
Итак, начнем с отца Александра Герцена. А отцом его был Иван Алексеевич Яковлев, богатый аристократ из древней и знатной фамилии, родственной самим Романовым.
Во время путешествий по Европе он на некоторое время остановился в Германии, где влюбился в совсем юную дочь мелкого чиновника Генриетту-Вильгельмину-Луизу Гааг.
И когда девушка сообщила возлюбленному, что она беременна, Иван Яковлев тайно вывез ее в Россию. Пара поселилась в Москве, в доме старшего брата Александра на Тверском бульваре.
Усадебный дом стоит там до сих пор, вот только подойти рассмотреть его нельзя, ибо стоит дом в глубине небольшого сквера и находится там сейчас литературный институт имени Горького.
Сохранилась и оригинальная чугунная ограда.
В скверике установлен памятник Александру Герцену, который и родился в этой усадьбе и прожил первые годы жизни.
Официальный брак между Иваном Яковлевым и Луизой Гааг заключен быть не мог из за существенной разницы их положения в обществе. Потому сын Александр получился незаконнорожденным. Но он являлся плодом большой и настоящей любви.
Давать свою фамилию Иван Яковлев из тех же соображений не мог, потому фамилию он просто-напросто придумал от немецкого словосочетания "сын сердца" (Herz Sohn).
Похищение невесты
Александр Герцен получил хорошее домашнее образование, а в дальнейшем окончил физико-математическое отделение Московского университета. Кроме академических знаний и широких прогрессивных взглядов, юноша еще отличался горячим нравом и слыл отъявленным ловеласом.
А между тем, в имении на Тверском бульваре в семье старшего брата Александра Яковлева родилась дочь шестью годами позже Александра. Она тоже была незаконорожденной от простолюдинки и считалась воспитанницей Александра Яковлева, занимавшего в ту пору пост обер-прокурора святейшего Синода. Девочку назвали Натальей, отчество записали отца, а фамилию придумали - Захарьина. О нравы тех времен. Любовь была, куда же без нее. Но разница в общественном положении не позволяла официальный брак и законного ребенка.
Кстати, солидный обер-прокурор был еще тот ходок налево. У него родилось несколько внебрачных детей от разных женщин, но всех их он держал в своем доме и дал хорошее образование.
К моменту рождения Натальи семья Герцена уже не жила в имении на Тверском бульваре. Двоюродные брат и сестра общались с детства, но общение это было поверхностным. И вот парадокс судьбы: Александр понял, что влюблен в кузину, когда сидел в тюрьме и часто переписывался с ней.
Когда Наталье было семь лет, ее отец скончался и девочку взяла на воспитание княгиня Мария Хованская со сложным и властным характером. Девочка была на положении сироты-воспитанницы. Когда Наталья подросла, княгиня решила выдать ее выгодно замуж не по любви, а по расчету. Но к тому времени у Александра и Натальи случились дела сердечные и выходить замуж за нелюбимого человека она не хотела.
Александр, живший тогда в ссылке во Владимире, приехал в Москву и похитил невесту. Во Владимире они венчались в храме и стали мужем и женой. Это по сути был первый официальный брак в этом непростом семействе, где мужчины позволяли себе многие вольности по части женщин. Но и то брак-то получился скандальным, без благословения и между родственниками.
Год спустя в семействе Герценов родился сын Александр. А дальше семью преследовала череда несчастий и смертей детей, отчасти виноват в этом был любвеобильный Александр, который не мог не ходить налево.
Шведская семья - результат прогрессивных взглядов и вольнодумия
Ослабленную многочисленными родами и ужасными смертями детей Наталью Александр увез развеяться и поправить здоровье в Европу. И тут на жизненном пути Натальи и Александра возникла фигура Георга Гервега. Почти нищий Георг был женат на богатенькой, но некрасивой со скверным характером Эмме.
Наталья влюбилась в Георга, но, как сама говорила, она любила одновременно и Александра, и Георга, но по-разному и не могла отказаться ни от одного из них. Тогда она предложила мужу Александру попробовать пожить "шведской семьей", вчетвером. Александр считался человеком широких передовых взглядов, потому от предложения не отказался.
В результате такой жизни вчетвером Наталья опять забеременела и родила девочку Ольгу. От кого она, выяснить не представлялось возможным, ведь тогда тест на ДНК не делали. Но Александр дочь признал и записал на свое имя.
Долго такая "общая" семейная жизнь продолжаться не могла, и Александр Герцен дал жене Георга денег, чтобы она увезла мужа подальше. Но счастья и покоя в семью Герценов это не принесло. Вскоре в 1852 году Наталья умерла.
А Александр переехал в Лондон, где полностью отдался философии и либеральным мыслям. Вы думаете, его любовные похождения на этом закончились? Как бы не так. Дальше будет еще круче, но об этом расскажу завтра.