Найти в Дзене
15-й РЕГИОН

Знаменитый канадский хоккеист оказался осетином

Май 1977 года. Штат Миссури, США. В аварии на мотоцикле погибает знаменитый канадский хоккеист Боб Гассофф. Ему было всего 24 года. Болельщики команды St. Louis Blues, за которую он выступал в Национальной хоккейной лиге (НХЛ), до сих пор помнят его. Фото Гассоффа присутствует в зале славы легендарного коллектива. В начале XX века, задолго до появления Боба Гассоффа на свет, имела место массовая эмиграция осетин в США и Канаду. Как поделился с «15-м Регионом» председатель Северо-Осетинского историко-родословного общества, член Совета Российской генеалогической федерации (РГФ) Ислам-Бек Марзоев, эти страны представлялись наиболее привлекательными и перспективными в плане заработка. «Массовый отъезд был связан с желанием заработать, чтобы обустроить свой быт. В Америке тогда начался бум развития промышленности: строились дороги, добывалось золото, работали шахты. Рук рабочих не хватало, поэтому действовали эмиссары. Они работали во всех странах. Были такие бюро, которые пропагандировали
Боб Гассофф.
Боб Гассофф.

Май 1977 года. Штат Миссури, США. В аварии на мотоцикле погибает знаменитый канадский хоккеист Боб Гассофф. Ему было всего 24 года. Болельщики команды St. Louis Blues, за которую он выступал в Национальной хоккейной лиге (НХЛ), до сих пор помнят его. Фото Гассоффа присутствует в зале славы легендарного коллектива.

В начале XX века, задолго до появления Боба Гассоффа на свет, имела место массовая эмиграция осетин в США и Канаду. Как поделился с «15-м Регионом» председатель Северо-Осетинского историко-родословного общества, член Совета Российской генеалогической федерации (РГФ) Ислам-Бек Марзоев, эти страны представлялись наиболее привлекательными и перспективными в плане заработка.

«Массовый отъезд был связан с желанием заработать, чтобы обустроить свой быт. В Америке тогда начался бум развития промышленности: строились дороги, добывалось золото, работали шахты. Рук рабочих не хватало, поэтому действовали эмиссары. Они работали во всех странах. Были такие бюро, которые пропагандировали прелести работы в Штатах и Канаде. Они помогали с документами, помогали добраться до портов, выстраивали всю логистическую цепочку для отъезжающих и переправляли на тот континент. Реальность, в принципе, оправдывала ожидания. Те, кто вовремя вернулся, — вернулись с деньгами, смогли создать для себя благоприятные условия. Не повезло тем, кто вернулся уже во время перемены власти в России. Деньги обесценились, на границе их меняли на керенки. Представьте: человек восемь лет проработал, привез чемодан денег, а тут они в абсолютное ничто превратились.

Осетины попадали в разные условия работы. Люди, которые отсюда уезжали, в основном не имели образования и навыков работы с техникой. Учились уже там, на месте. Естественно, это были непростые работы, тяжелые, это сказывалось, подрывалось здоровье. В таких условиях трудиться везде вредно. Но многие из тех, кто смог закрепиться, поступили учиться и получили образование — кто-то среднее, кто-то даже высшее. Осетины в целом очень легко приспосабливаются к непривычным условиям, адаптируются к новой среде. Это даже по фотографиям тех лет видно.

Канадский пассажирский лайнер "Императрица Ирландии". 29 мая 1914 года столкнулся с норвежским углевозом «Сторстад» и через 14 минут затонул в реке Святого Лаврентия на глубине 40 метров. Из 1477 человек на его борту выжили 463. Известно, что на этом лайнере плыли и осетины.
Канадский пассажирский лайнер "Императрица Ирландии". 29 мая 1914 года столкнулся с норвежским углевозом «Сторстад» и через 14 минут затонул в реке Святого Лаврентия на глубине 40 метров. Из 1477 человек на его борту выжили 463. Известно, что на этом лайнере плыли и осетины.

Трудно сказать в цифрах, сколько осетин тогда уехало. Мы охватили около пяти тысяч, но их было гораздо больше. Проблема ещё была в том, что многие несколько раз приезжали и уезжали, забирали с собой друзей, родственников. Не все, естественно, вернулись. Многие остались.

В дореволюционной России необходимость возвращаться была связана с воинской обязанностью. То есть человек, достигший призывного возраста, должен был вернуться и отслужить, иначе лишался гражданства. Когда произошла революция, вернулись те, кто хотел жить при новой власти, а некоторые остались за границей. Кто-то забирал свои семьи в Америку. Бывало приезжали, женились тут и уезжали обратно. Но в документах это не всегда отражалось.

В России до революции не было проблем в плане отношений к эмигрантам. Проблемы начались при новом строе, когда родственников за границей иметь не разрешалось. Поэтому нельзя было написать письмо, приехать в гости. Из-за этого разрушались контакты, люди по несколько десятилетий не знали о том, как их близкие поживают. Больших трудов стоило найти концы. Но находились, даже в 70-е годы обретали друг друга братья.

В послевоенное время не вернулся никто. Приезжали навестить (по визам получалось это сделать), но никто не остался, я не встречал такого случая. Знаю, что семья Бетрозовых приезжала сюда в начале 70-х, погостили, увидели своих и уехали обратно. Это были трудовые мигранты, поэтому к ним отношение немного другое», — рассказал Ислам-Бек Марзоев.

Среди уехавших в начале ХХ века в Северную Америку был и сын осетина Александра Гусалова. Он родился в 1897 году в Северной Осетии и в 17-летнем возрасте в поисках лучшей жизни уехал на Аляску. Там работал в горнодобывающей компании. Позже переселился в город Кенель, расположенный в Канаде на юге центральной части Британской Колумбии. В документах, которые удостоверяли его личность на Западе, значилось имя Гарри Гассофф. Имя Гарри наталкивает на мысль о том, что в Осетии молодого человека звали Харитон. Но, возможно, это не так.

Так или иначе, а в 1927 году уроженец Осетии женился на девушке по имени Рози. Вскоре у них появились дети — сын Альберт, дочери Вера и Моли. Гарри Гассофф большую часть заграничной жизни провел в Кенеле. В этом городке его имя было широко известно. Он работал на разных предприятиях. В 1943 году приобрел ферму на возвышенности Dragon Lake и вплоть до выхода на пенсию активно занимался фермерством. Среди его любимых увлечений был хоккей — он являлся страстным фанатом игры в шайбу. В 1964 году Гарри вошел в состав группы, которая привезла в Кенель национальную сборную Финляндии. Для провинции это стало масштабным событием. Свою большую любовь к хоккею Гарри передал своему единственному сыну, который, в свою очередь, продолжил спортивные ценности семьи и привил любовь к этому виду спорта уже своим детям.

Гарри Гассофф.
Гарри Гассофф.

Умер Гарри Гассофф в возрасте 72 лет после продолжительной болезни в госпитале Baker Memorial. Проститься с ним пришли многие известные в провинции люди. Помимо троих детей, Гарри после себя оставил 18 внуков. Сразу трое из них стали профессиональными хоккеистами. Наибольших успехов добился Боб Гассофф. И это несмотря на то, что умер он в совсем молодом возрасте.

«Мы вместе с Бобом Гассоффом играли за Blues. В тот майский день мы отмечали Memorial Day. Сезон к тому времени закончился. Я пригласил к себе друзей, устроили барбекю. Веселились, гоняли на мотоциклах Honda Odyssey. Боб в буквальном смысле слова прыгал на нем, выполнял различные трюки. Потом Боб решил прокатиться по асфальтовой дороге и в какой-то момент выехал на встречку. Так оборвалась его жизнь. За всю свою длительную карьеру я не встречал парня сильнее него, он был фантастическим спортсменом. Тот злополучный день изменил всю мою жизнь. Его гибель сильно отразилась на мне», — вспоминает один из ветеранов НХЛ Гарри Унгер, сыгравший более тысячи матчей в лиге.

Через два месяца после трагической смерти Боба Гассоффа у него родился сын — Боб Гассофф-младший. Впоследствии и он стал хоккеистом.

Мог ли подумать осетин Александр Гусалов о том, что его правнуки будут звездами льда на другом континенте?

Александр 15-Кучиев