Найти в Дзене
Советские писатели

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ ПОЗДНИМ ВЕЧЕРОМ. ПУБЛИКАЦИЯ РОМАНА ТАТЬЯНЫ ЧЕКАСИНОЙ «КАНАТОХОДЦЫ»

 «РУКА — К ПЕРУ, ПЕРО — К БУМАГЕ» (А.С. ПУШКИН)
«РУКА — К ПЕРУ, ПЕРО — К БУМАГЕ» (А.С. ПУШКИН)

Роман Татьяны Чекасиной «Канатоходцы» вышел в издательстве Де’Либри. Первый том – в 2022 году, второй – в 2023. Это объёмное произведение. Но богато не только страницами, но и тем, что на них написано. Об этом романе можно говорить много. В плане идей, в социальном плане, в деле создания живых ярких образов персонажей, а также о захватывающем сюжете и о многом другом.

Роман глубокий и, можно сказать, широкий, в нём значительный период жизни страны. Но при этом не является нудным сочинением. Динамика текста, стройность композиции, чёткий ритм и оригинальная интонация делают эту вещь лёгкой, не взирая на серьёзность охваченных проблем.

Прежде чем начнёте читать, рекомендую ознакомиться с предыдущей публикацией на нашем канале (она называется «Почему Ильин уши переделал»), где мы подробно говорим о мастерстве автора в деле создания живых образов героев этого непростого повествования.

Каждая из глав названа именем, фамилией, инициалами или даже кличкой одного из персонажей, которому и «принадлежит» глава. А части романа названы датами, днями, в которые и происходят события.

КАНАТОХОДЦЫ

Роман

Предисловие автора

Роман «Канатоходцы» я писала тридцать лет. Лев Толстой писал «Анну Каренину» пятнадцать лет. И этот пример великого писателя меня иногда утешал. Ещё бы! Сколько раз появлялась горькая, самоуничижительная мысль: ну почему я так долго пишу! Не говоря о том, что и родственников, и знакомых, и коллег, кто знал что-либо об этой работе, я уж стала бояться. Боялась этого вопроса: «А как “Канатоходцы”, как этот роман, ты его дописала?»

Замысел этого произведения был изначально обманчивым, потому что в основе сюжета криминальная история, дикое убийство, убийцы, следователь, расследование… Некая группа лиц буквально вырезала еврейскую семью. Время действия романа – пик советской власти.

Прямо детектив какой-то. А детективы вообще-то пишутся чаще левой ногой, но некоторые пишутся просто очень быстро. За тридцать лет можно было, вроде, накатать тридцать детективов.

Правда, работа над «Канатоходцами» шла с остановками, с паузами, так как я буквально выдыхалась и не могла продолжать. В эти промежутки были написаны другие произведения, куда меньшие по объёму: рассказы, истории (так я определяю жанр небольшой повести), обычная повесть, маленький роман.

ПОСВЯЩЕНИЕ
ПОСВЯЩЕНИЕ

Роман «Канатоходцы» не то, чтобы «большой», он громадный. И это первая причина, по которой он писался так долго. Объём текста, так сказать, «на выходе», то есть готового произведения, 777 страниц. Это примерно 32 авторских листа. Поместился роман в два тома. Каждый из томов имеет по две книги. Конечно, в мировой практике создания художественных произведений есть большие романы, и «Канатоходцы» в этом смысле не является исключением.

Не имею ввиду, говоря об авторах больших романов, сочинителей бульварной литературы, ну, вот тех самых детективов, фантастики, «дамских романов», умозрительных исторических сочинений, а также модернизма и постмодернизма. Я к ним не отношусь.

ЮРИЙ КРАУЗЕ, СОЗДАТЕЛЬ ПРАВОВОГО ТЕЛЕКАНАЛА «ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН», АВТОР ЦИКЛОВ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ: «ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ДЕТЕКТИВ», «ШПИОНЫ И ПРЕДАТЕЛИ», «ПРИГОВОРЁННЫЕ ПОЖИЗНЕННО» И МНОГИХ ДРУГИХ, ЖУРНАЛИСТ, ТЕЛЕВЕДУЩИЙ И СЦЕНАРИСТ.
ЮРИЙ КРАУЗЕ, СОЗДАТЕЛЬ ПРАВОВОГО ТЕЛЕКАНАЛА «ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН», АВТОР ЦИКЛОВ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ: «ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ДЕТЕКТИВ», «ШПИОНЫ И ПРЕДАТЕЛИ», «ПРИГОВОРЁННЫЕ ПОЖИЗНЕННО» И МНОГИХ ДРУГИХ, ЖУРНАЛИСТ, ТЕЛЕВЕДУЩИЙ И СЦЕНАРИСТ.

Сюжет не с потолка. Какое-то время мне удалось поработать над материалами этого дела в архиве Верховного суда.

Пример другого нашего столпа великой художественной литературы, – Достоевского. Роман «Бесы» имел исток в газетной заметке. Но я бы никогда не стала писать произведение по газетной заметке. Всё моё творчество имеет личную основу. И в архиве Верховного суда я работала над изучением уголовного дела уже после того, как была начата работа над романом.

Замысел этого произведения находится на глубине, в личном опыте, то есть, эта история для меня во многом не чужая и не посторонняя. В романе есть персонаж, который является прототипом человека, который был мне очень близок и который привёл в мою жизнь эту страшную историю.

У меня выбора не было, так как не было желания заниматься документальным журналистским творчеством, а, тем более, сочинять детектив. А потому мне был уготован трудный путь – создание художественного произведения самым сложным методом литературы, самым главным методом, вершиной литературного искусства – методом реализма. Для тех, кто не знает тонкостей: реализм давно использует все те приёмы художественного мастерства, которые себе приписывает модернизм. Так вот, в романе «Канатоходцы» много этих приёмов, хотя они, понятно, не самоцель, как и вообще во всех произведениях великой мировой прозы, созданной методом реализма.

Когда материал имеет не выдуманную основу, то он либо становится документальной вещью (очерком, статьей, литературной заметкой, фельетоном и т.п.), либо полноценным художественным произведением, то есть имеет живые характеры, социально-философскую идею, экскурсы в историю страны и общества и оригинальный язык художественного текста. Вот над всем этим и пришлось так долго работать.

ТОМ I

КНИГА ПЕРВАЯ

29 января, среда – 30 января, четверг

Двадцать девятого января мороз: ни одного младшего школьника во дворах. Ледяной туман. Так утром. А к ночи снег укрывает следы нетерпеливых и уходящих гостями из гостей.

Вот и Файзулла Хабибулин провожает брата Фарида. И видит: дом напротив непонятный, ни огонька, а дверь-то отворена… Двадцать два часа двадцать пять минут.

– Дым!

Далее на татарском…

Фарид предлагает войти во двор. Рекомендация пьяного. Брат говорит: правильнее обратиться в общежитие медиков.

– Кого надо?! – орёт вахтёр.

– Ты плохой тётк, орёшь!! – В ответ Хабибулин пьяный, кое-как перейдя с родного на русский, ведь он не полиглот.

Файзулла терпеливо:

– Моя дом тута, телефоны нету…

«Плохой тётк» делает вывод: они не кавалеры будущих медсестёр. Выглядывает на крыльцо:

– Давайте ноль один!!

…Пожарные льют воду. Народ глядит. Один, как сумасшедший:

– Входите в дом! Там Аня!

«КАНАТОХОДЦЫ», РОМАН, ТОМ ПЕРВЫЙ
«КАНАТОХОДЦЫ», РОМАН, ТОМ ПЕРВЫЙ

Кромкин

Во сне он играет на скрипке. Легко берёт двойные, тройные ноты… «Быть тебе музыкантом» – мечта папы. Но одна нота…

– Телефон, – тормошит жена.

Вдруг волнение: впереди поворот! И в карьере, и вообще в жизни. Вот-вот – и придёт весна. Ни к кому, кроме Кромкина… «Сеня, ты гений», – говорит мама.

Аппарат опять! В трубке Усольцев. Кратко о главном с добавлением: «…Такого ещё не было».

Одевается в темпе Кромкин, в ушах «Последняя роза лета»[1], которую играл во сне. Недавно был на концерте… Анекдот. Двое в городе: «Где синагога, дом, в котором собираются евреи?» Ответ: «Это филармония». Бухает дверью подъезда, квалифицируя как противоправное деяние. Но пружина не таких крепких, как он, катапультирует.

Улица имени Декабристов – дорога в никуда. Борцы. Итог негативный. Для некоторых – «вышка».

«Волга». Вдвоём на заднем сиденье. Усольцев направляет фонарик. На картонке по латыни: «Магнезия». Переворачивает… Карандашом на родном великом с ошибкой (после «ж» «ы»):

«Так будет со всеми жыдами»

– А эти люди… евреи?

– Да, вроде…

Погром?! Как при царе!

Улица Нагорная. Из машины выбираться неохота. Кромкин привык на «Рафике»[2] (вроде уютного катафалка).

Тропа от ворот к дому коварно укрыта снегом. Окна темны, но одно яркое: стекла в нём нет. Деревья во дворе. «…Два клёна, любимцы дяди Соломона…» Имя того, кто тут жил до этого вечера (вперёд увиденного в документах). Внутри холод. Воняет бензином…

Николай Гаврилович с любимой репликой:

– Что делать!?

Руководители – на выход, другие – за работу.

Рапорт дежурного: «В двадцать два часа двадцать девять минут я принял вызов на улицу Нагорную тридцать три. Владелец дома номер тридцать два Хабибулин Ф.И. сообщил: горит дом. Его удивило, что в доме темно, а дверь отворена…»

Объяснительные записки. «Идёт локализации огня, а какой-то дед с белым воротником даёт мне картонку. На ней угроза людям еврейской национальности. Я передал милиционеру. Боец пожарной команды И.П. Медведев». «…В двадцать два часа тридцать одну минуту – тревога. Едем на улицу Нагорную 33. Автонасос устанавливаем на гидрант. Пламя, горит верх дома. Я подаю воду в два рукава с трёх сторон…»

Кромкин комментирует:

– Как это: «в два рукава», но «с трёх сторон»?

«…нет ли кого внутри? Бью окно…»

– … а «дверь-то отворена»…

«Трудно вырвать оконную решётку… Но кто-то сказал, что легко войти в дверь. Много дыму. Иду в темноте…»

– …затаптывая следы!

«…Женщину эвакуируем во двор… Вернули, но в другую комнату».

На диване у стола, где идёт чтение объяснительных, мёртвая тётенька.

«…дамочка на полу, платье дымит. Беру ствол у бойца, проливаю водой».

– …смывая улики…

«…хватаю её, чтобы оттащить к дверям, так как она захлебнулась дымом, но начальник караула…»

– …и этот тут.

«…Не тронь! На руках верёвка, наверняка, убита!» Мы думали – двое. Но люди в подполье…»

– …а то бы и их водой… Трудовой порыв борцов с огнём: окна бьём, ломимся в открытую дверь. Трупы сдвигаем. Топаем немалым коллективом… И командир со «стволом» наперевес… «…В темноте я наступил на что-то мягкое, накрытое клеёнкой и придавленное деревянной крышкой. Откидываю, – а там кто-то… Юбка задрана. Я догадался: женщина». Догадливый… «Мёртвый труп…» Живой только у Чехова… «с опутанными верёвкой руками и ногами у дырки в погреб. …Много крови на полу, на шторах».

ТАТЬЯНА ЧЕКАСИНА
ТАТЬЯНА ЧЕКАСИНА

– Ладно, айда в ту часть дома, – вздыхает Усольцев.

Тут две комнаты, кухня и ванная. У люка элегантная мадам. На руках, некрепко опутанных верёвкой, яркий маникюр. Лет тридцати пяти. Ран много. Платье сиреневого цвета в крови, ноги открыты выше колен.

– Давайте вниз…

Кто-то лёгкий, с головой укутан. Раскутывают. Мальчик! Будто дремлет. Одежда в крови.

– Вот гады! – говорит один милиционер.

– Фашисты, – кивает второй.

Парень лет тридцати. В открытых глазах мука. Горло – кровавая рана.

Труп немолодого дядьки. В карманах документы, имя Соломон…

Трупы отправляют в морг.

Детально с фонариком. Внизу на картошке кровь… В тайнике немалая пачка писем.

В комнате тайник, в нём тетрадь.

У входа уголок пола так обгорел, будто туда керосина вылито более щедрой рукой. Лупу наводит: круглая дырка. Недавняя. Седьмой калибр[3]! Перочинным ножом не выкопать. Копать надо глубоко – принцип его работы. Гильзы нигде нет? Хотя не актуально: тут никто так не убит.

Во дворе пахнет гарью. Снег как подельник: «заметёт-запорошит…» Клёны, «любимцы Соломона»… Народ глядит на дом-мертвец. Будто караул у гроба.

МАРОН КАЗАК, ХУДОЖНИК, ЕГО РАБОТА «ПОСЛЕ БОЙНИ» НА ОБЛОЖКАХ ОБОИХ ТОМОВ РОМАНА «КАНАТОХОДЦЫ»
МАРОН КАЗАК, ХУДОЖНИК, ЕГО РАБОТА «ПОСЛЕ БОЙНИ» НА ОБЛОЖКАХ ОБОИХ ТОМОВ РОМАНА «КАНАТОХОДЦЫ»

Прокуратура неподалёку, напоминает Дворец правосудия в Рио-де-Жанейро. В кабинетах-эркерах, когда морозы, …морозно. Не на тёплой «рио» они, на холодной.

Кабинет Кромкина (его ирония: камера-одиночка). Но не эркер, как у вошедшего Святония Усольцева.

– Это телефонная книжка Соломона Хамкина.

– Много номеров!

– А вот тетрадь – дневник парня, убитого в горло... Эразма Хамкина. В мифологии Хам – хамоватый, но эти могли быть и деликатными. Письма…

– Дай мне…

Майор Шуйков с докладом:

– Вот кто эти люди. Соломон Маркович, немолодой, кладовщик Центрального рынка. Его жена Хая Иосифовна, буфетчица в кафе клуба Дзержинского. В народе: дэка Дэзэ. Дэка – дом культуры. А Дэзэ, – хихикает, глядя на портрет над столом Кромкина. – Один сын Эразм Соломонович, преподаватель в ПТУ № 17. Другой – Боря, ученик музыкальной школы номер один. Это Хамкины. А ещё сестра Хаи, у неё фамилия Пинхасик.

– Буфет открыт?

– Директриса кафе за мёртвую.

– Туда опера…

– Направлен.

– И на рынке поглядеть.

– Глядят. И в ПТУ…

– Вот телефонник этого кладовщика…

– До фига номеров!

– Работайте внимательно.

– Чё – лупу? – Намёк.

Никто, кроме Кромкина, не ходит с лупой, будто с кошельком.

– Айда докладать, – поднимается Усольцев.

«КАНАТОХОДЦЫ», ТОМ ВТОРОЙ
«КАНАТОХОДЦЫ», ТОМ ВТОРОЙ

В кабинете главного, Николая Гавриловича Сомова, готово постановление о возбуждении уголовного дела:

«Двадцать девятого января… в двадцать два часа двадцать девять минут… сигнал о пожаре в доме тридцать три на улице Нагорной. Во время тушения найдены пять трупов…

Для ведения дела назначены: Сомов Н. Г., прокурор области, государственный советник юстиции третьего класса. Усольцев С. К., начальник следственного отдела, государственный советник юстиции второго класса. Кромкин С. Г., прокурор-криминалист, государственный советник юстиции. Шуйков С. Е., начальник оперативной службы Городского отдела милиции, майор МВД.

Руководителем следственной бригады назначен Кромкин С.Г.»

– Святоний Кондратьевич, что делать…

– Нет конкретного. Только угроза на калитке…

– У меня маленькая добавка! – Сухненко, зам шефа, парторг: – …Какие межнациональные конфликты! Такое о «жыдах» (буква «ы») – уловка банальных уголовных элементов. Следствие хотят направить неверным путём!

Да, неплохо бы хоть это: неведомые головорезы – интернационалисты. Но в кабинете витает: погром!

Квартиру двухкомнатную на улице Декабристов, наверное, не зря боровшихся с правлением царя, в капитальном угловом доме, «сталинском», дали от работы. Некоторые (Сухненко, например) говорили, что для молодого Кромкина жирно, но Николай Гаврилович отстоял. В подъезде никаких хлопков, аккуратно прикрывает дверь.

В ванне дремлет (так и утонуть недолго). Недавнее дело. На пруду рыбаки ловят рыбу, не рыбаки полощут бельё (удивительно для центра города), и никто не видит, как в огромной лунке кого-то мочат… Уцелел в ледяной воде… для вскрытия.

«Дневник трупа». Вернее, дневник Эразма, старшего сына кладовщика: «Тарарам на литературе… Вбегает в преподавательскую Марья Григорьевна: в аудитории пальба из трубочек жёваной бумагой. Одного отправляю к дверям; вой публики: “Молодец, Маразм!” Уровень древних римлян: требуют убить раненого гладиатора. А данное имя, наверное, до моей смерти… Далее группа тише воды.

Борька отхватил два трояка (общеобразовательные предметы), правда, пятёрку по фортепиано. Волосатых парней пытается на фоно играть. “Битлы”. Патлы! У меня полгруппы таких. Папа рвал и метал: “В доме педагог, а дитя напоминает знаменитого недоросля”. И Дина. Ни звонков, ни писем… Любви финал? В конце Борькиной тетради: “Что есть любовь и с чем её кушать?”»

Во дворе убитых найден бумажный голубь. И на нём эта фраза.

«Увидит папа, – и опять я виноват».

В доме тронутое огнём пианино… Клавир на нём цел, открыт на «Радости любви». У Крейслера и «Муки любви»… Мальчик принял муки, но не такие.

«Мои предки Фарберы, братья бабушки, руководили боевой организацией РСДРП. Подготовка революции, вооружённой борьбы, издание литературы, съезды партии. А главное – винтовки… На это необходимо иметь деньги. В партии пролетариата богатеев не водилось. Один выход – экспроприации. Именно братья Фарберы (светлые головы!) – авторы планов нападений. Готовлю лекцию о них для подопечных».

«…В конце цитирую: “Безумству храбрых поём мы песню!” В аудитории тихо. Хвалит Марья Григорьевна, а Петрунина: “Вы эрудированный”»

Дневник-то дельный. Для работы по делу. Да и мотив найден! ОНИ – воздавшие тем «светлым головам»! На каждую светлую голову найдётся аналогичная. Но «творение» о «жыдах» не для этих голов. Правильно говорит Сухненко: банальные уголовники.

«Насвистываю Эдди Розена:

“За всё тебе спасибо, милая:

за то, что жизнь так хороша.

За радость и за муки нестерпимые…

За всё, чем полнится душа!”

Дина. Моя радость, моя мука».

Уходя в сон (не в ванне, а на тахте), крутит: к Хамкиным пришли не как воры, а как те, кого не боятся. Или обманом: «Отворите-отоприте, ваша мать…» Уходят, – и в доме ни огонька, а дверь-то отворена…

(продолжение следует)

Интересные подробности о создании и литературных особенностях романа «Канатоходцы» также на других каналах Дзен: «Литература-вед» https://dzen.ru/id/6624b223731b000bc09b0a9e?share_to=link

и «Татьяна Чекасина писатель»,

Ссылки на книги Татьяны Чекасиной.

В бумажном и в электронном виде:

1.«Похождения светлой блудницы»: https://www.litres.ru/tatyana-chekasina/pohozhdeniya-svetloy-bludnicy/

2. 3. «Канатоходцы»: Том 1 и том 2

https://www.labirint.ru/books/876884/

https://bmm.ru/books/details/421649/

https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/2929268/

https://www.wildberries.ru/catalog/118080631/detail.aspx

https://www.ozon.ru/product/kanatohodtsy-roman-t-1-chekasina-tatyana-678001052/?sh=CBCcahJEug

https://book24.ru/product/kanatokhodtsy-roman-tom-1-6626045/

https://www.bookvoed.ru/book?id=13565113

https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/kanatohodcy-tom-i-69133450/

https://www.izdanieknig.com/catalog/proza./17300/

https://www.yandex.ru/search/?lr=2&offline_search=1&text=%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%86%D1%8B+%D1%87%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B0+%D1%82%D0%BE%D0%BC+%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9+%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0

4. «Золотая рыба», роман-дилогия: сайт издательства Озон Вайлдберис Читай город

Book24 Литрес

5. «Убийственный урок»: Сайт издательства Литрес Озон Вайлдберис Указка

Электронные книги:

1. «Пять историй»: https://www.litres.ru/tatyana-chekasina/pyat-istoriy/

2. «25 рассказов»: https://www.litres.ru/tatyana-chekasina/25-rasskazov/

3. «Чистый бор»: https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/chistyy-bor-69007663/

4. «Пружина»: https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/pruzhina-69007657/

5. «Предшественник»: https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/predshestvennik-69007645/

6. «Батальонная любовь» Батальонная любовь

7. «Дама в снегах» Дама в снегах

8. «Квартирантка» Квартирантка

Если вам понравилось, ставьте лайки и не забывайте подписываться на наш канал!

Всех, кто пишет всерьёз серьёзную прозу, очень популярную в советское время, просим присылать свои книги! Мы продолжаем искать интересных авторов!

АВТОР КАНАЛА НАТАЛИ КОНЮШАЯ ЕДЕТ НА ПОИСК ПИСАТЕЛЕЙ
АВТОР КАНАЛА НАТАЛИ КОНЮШАЯ ЕДЕТ НА ПОИСК ПИСАТЕЛЕЙ

[1] – пьеса композитора Эрнста (здесь и далее примечания автора).

[2] – РАФ-977 «Латвия» — серия микроавтобусов, выпускавшихся Рижской автобусной фабрикой в 1959-1976 годах на агрегатах автомобиля ГАЗ-21 «Волга».

[3] – имеет ввиду калибр пули.