Найти в Дзене
Публике бублики

Отпустить, уменьшая страдания/"Мой ангел-хранитель"

«Мой ангел-хранитель» (“My Sister's Keeper”, directed by Nick Cassavetes, 2009). Драматическая история об 11-летней девочке, которая борется за свою жизнь против болезни, которая называется "мать-садистка", планомерно выкачивающая из невинного создания то кровь, то костный мозг, а теперь точит зубы, чтобы вырвать почки, и всё ради того, чтобы попытаться оживить полумёртвое тело другой дочери.
Сценарий основан на романе “My Sister's Keeper” (первая публикация 6 апреля 2004 года) американской писательницы Джоди Пиколт (Jodi Picoult, д.р. 19 мая 1966), это был её одиннадцатый роман из 26 опубликованных к нынешнему времени. Режиссёром фильма, а также со-автором сценария выступил Ник Кассаветис (Nick Cassavetes), известный в мире, как создатель архи-сладкого фильма о любви «Дневник памяти» (“The Notebook”, directed by Nick Cassavetes, 2004), поставленного по роману Николаса Спаркса (Nicholas Sparks).
Подобных фильмов уже исполнено достаточно много: о неизлечимых больных, которые шествуют,

«Мой ангел-хранитель» (“My Sister's Keeper”, directed by Nick Cassavetes, 2009).

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Драматическая история об 11-летней девочке, которая борется за свою жизнь против болезни, которая называется "мать-садистка", планомерно выкачивающая из невинного создания то кровь, то костный мозг, а теперь точит зубы, чтобы вырвать почки, и всё ради того, чтобы попытаться оживить полумёртвое тело другой дочери.

Сценарий основан на романе “My Sister's Keeper” (первая публикация 6 апреля 2004 года) американской писательницы Джоди Пиколт (Jodi Picoult, д.р. 19 мая 1966), это был её одиннадцатый
роман из 26 опубликованных к нынешнему времени. Режиссёром фильма, а также со-автором сценария выступил Ник Кассаветис (Nick Cassavetes), известный в мире, как создатель архи-сладкого фильма о любви «Дневник памяти» (“The Notebook”, directed by Nick Cassavetes, 2004), поставленного по роману Николаса Спаркса (Nicholas Sparks).

Подобных фильмов уже исполнено достаточно много: о неизлечимых больных, которые шествуют, как гладиаторы, к смерти, успевая при этом отнять у жизни несколько приятных мгновений. В той или иной степени эта проблема весьма серьёзна, и для каждого участника сулит исключительно тяжёлые испытания для тела и духа. Однако есть границы, через которые нельзя преступать. И нужно быть очень сильным, чтобы устоять от соблазнов. В истории про семью Фитцджеральдов, плодящих исключительно больных детей, границы были сорваны и растоптаны.

Интересно, что автор фильма пытается создать некий ореол нравственности вокруг главных виновников злодеяния, оправдать их поступок, мол, чтобы зритель сочувственно всплакнул. Но это хитрющая уловка. На самом деле, Ник Кассаветис показал именно безумие родителей, которые носятся со своими больными детьми, как с писаной торбой, готовые растоптать любого, кто им будет в чём-то противоречить.

Да, больной ребёнок - это проблема, и нужно её как-то решать. Однако насколько вероятно то или иное излечение? Здесь в большей степени всё на совести врачей, которые должны внятно разъяснять родителями все способы и последствия. Интересно сравнить десять лет жутких мучений и страданий, на которые родители обрекли себя и ребёнка, с тем эпизодом в финале, когда они обрели свободу от ребёнка по причине его неизбежной смерти. Я увидел счастливые лица: "а что, жизнь продолжается".

Самое ужасное в таких историях, что родители день за днём, год за годом сражаются в битве с уже известным финалом, они лишь оттягивают неизбежное и при этом испытывают непрерывные страдания. Для контраста показали судью Джоан Де Сальво, которая потеряла 15-летнюю дочь в одно мгновение - её сбил насмерть пьяный водитель. Это быстрая смерть, быстрые слёзы, полгода депрессии и - на работу. Но десять лет страданий...

Подобный срок кого хочешь доведёт до безумия, человек будет склонен совершать любые жуткие поступки, похожие на те, за которые судили на Нюрнбергском процессе, когда схватили за шкирку садистов, проводящих опыты над людьми в концентрационных лагерях смерти в третьем рейхе. На мой взгляд, здесь надо было привлечь к суду не только родителей, но и врача, который воспользовался экспериментом, чтобы расширить свой опыт.

Что здесь случилось?

У супругов Сары и Брайана родилась дочка. Весело им было. Только не знали они, что гены у неё плохие, вот и зародилась в теле 4-летней Кейт болезнь страшная, которую именуют острый миелобластный лейкоз, все известные способы лечения весьма сомнительны и только лишь оттягивают срок смерти. В нынешнее время что-то придумали, наблюдается выживаемость в половине случаев, да и то, на это нужны огромные денежные средства и непрерывный труд.

Доктор сказал, что есть способ, только нужен донор для пересадки всякого рода особых веществ, таких, как костный мозг, например, однако подобрать нужного донора, да ещё так, чтобы его материал не был отвергнут пациентом, весьма сложно. Взятие биоматериала из тела родителей тоже не вариант. Единственный способ, который может быть предложен только неофициально, это зачатие ребёнка, из которого мудрые врачи будут черпать необходимый биоматериал, чтобы вживлять его в тело умирающей Кейт.

Обезумевшая мать тут же согласилась. Так родилась Анна Фитцджеральд. Которую сделали донором чуть ли не с рождения, а с 5-летнего возраста она регулярно отдавала часть своей плоти. Конечно, не сама, её заставляли это делать. Фактически, она была подопытной свинкой, которую Сара была готова разрезать на куски, из которых скроила бы новую Кейт. Однажды Кейт сказала, что мама настолько безумна, что когда она умрёт, то Сара подведёт к её телу электричество, чтобы создавать видимость шевелящегося тела.

Сара лицемерно говорила Анне: "Ты - лучик солнца, явившийся в этот мир...", а сама думала только о благополучии Кейт, и это будет прекрасно представлено во время судебного заседания, когда Сару будет допрашивать адвокат Анны.

Не только Кейт была больным ребёнком, у них был ещё и Джессе, сынок, больной дислексией, болезнью, имеющей нейрологическое происхождение. Всё это весьма странно. Всё-таки родителям надо было бы призадуматься, насколько они сами здоровы, пройти тесты, медицинское обследование, выяснить отклонения, а уж потом плодиться. Тут явно суровая и тяжёлая наследственность. Вспоминается Королева Великобритании Анна Стюарт (1665-1714), у которой было 17 детей и все умерли, некоторые сразу при рождении, и сама она страдала набором болезней.

Даже сам план - создать девочку, чтобы расчленить её на куски - это весьма необычное решение, не свойственное нормальным людям. Я, например, не был бы готов разрезать одну здоровую дочку на части, чтобы скроить двух больных дочек. Очевидно, что Сара Фитцджеральд не только физически больная мать с тяжёлой наследственностью, но и страдающая некими психическими отклонениями. Отец детей в этой истории более как нейтральная сторона, которая сдалась под напором жены.

И вот, когда Кейт достигла 15-летнего возраста, то начались в её организме такие процессы, которые остановить уже невозможно, туповатый доктор противоречил сам себе, мол, она скоро умрёт, но если в неё воткнуть одну здоровую почку, то Кейт проживёт ещё некоторое время. Благо, что есть Бог, и Он наделил здравыми мыслями Анну, и она побежала к адвокату, мол, помоги, родители хотят вырезать почку, а мне жить с одной до конца дней будет весьма нерадостно. И они оформили иск против родителей за то, что те принуждают дочь к медицинским процедурам.

Началось судебное заседание... Фильм наполнен эпизодами о том, как развивалась история семьи, показана вся история болезни, противостояния, все десять лет, как появлялись те или иные мысли, события; показали садистские опыты над 5-летней Анной; ещё была романтическая линия, когда два раковых больных полюбили друг друга, у Кейт появился мальчик по имени Тейлор, был даже секс, после которого Тейлор умер, а Кейт решила, что и ей пора. Видя, что мать безумна и остановить её невозможно, Кейт подговорила Анну подать в суд на родителей. Мол, пока будет судебное заседание, почку никто в её тело не воткнёт, и она тихо-мирно умрёт на больничной кровати. Желание Кейт исполнилось.

Мне понравилась сцена, где обнажилось всё маниакальное безумие Сары, я так и ждал, что Брайан долбанет ей кулаком в лицо, чтобы она заткнулась. Нет, не ударил, а жаль, это добавило бы экспрессии. В сцене, когда Кейт попросила отвезти её на берег моря, и Брайан получил разрешение у врача, мол, хуже не будет, а настроение у умирающей поднимется. Сара начала визжать, чтобы вернули Кейт в больницу. Она совершенно неадекватная дама... Да, есть мамы, которые трепетно относятся к детям, и готовы их защищать от всех бед, честь и хвала таким мамам. Но есть мамы-садистки мамы-психопатки, которые от большой любви готовы засунуть своих детей в ящик, как было в фильме «Девственницы-самоубийцы» (“The Virgin Suicides”, directed by Sofia Coppola, 1999), или как в случае с Сарой Фитцджеральд, готовые растоптать любую жизнь, лишь бы увидеть, что умирающая дочь, всё ещё шевелится и живёт, не важно, если это шевеление причиняет невыносимые страдания дочери.

Здесь ещё рассматривается такой
философский и даже религиозный вопрос: способность принимать неизбежное и отпускать, уменьшая страдания. Есть эмоционально жуткий фильм «Колыбельная» (“Lullaby”, directed by Andrew Levitas, 2014), где родственники устроили хоровод с криками, руганью, ссорами и чуть ли не драками около постели престарелого, смертельно больного мужчины, который сказал, что он планирует отключить приборы жизнеобеспечения, мол, пора, нет сил бороться. Да, это больно видеть, как умирает близкий тебе человек, особенно, когда умирает на твоих руках, в твоих объятиях, но высшей ступенью духовности будут не крики любящих сердец, а принятие этого момента, смирение и проводы с улыбкой.

Фильмы с похожей тематикой:

«Виноваты звезды» (“The Fault in Our Stars”, directed by Josh Boone, 2014)
«Закон о детях» (“The Children Act”, directed by Richard Eyre, 2017)
«Мой ангел-хранитель» (“My Sister's Keeper”, directed by Nick Cassavetes, 2009)
«Моя жизнь без меня» (“My Life Without Me”, directed by Isabel Coixet, 2003)
«Не хочу забывать» (“Nae meorisokui jiugae”, directed by John H. Lee, 2004)
«Осень в Нью-Йорке» (“Autumn in New York”, directed by Joan Chen, 2000)
«Полночное солнце» (“Midnight Sun”, directed by Scott Speer, 2018)
«Сейчас самое время» (“Now Is Good”, directed by Ol Parker, 2012)
«Спеши любить» (“A Walk to Remember”, directed by Adam Shankman, 2002)

Длительность фильма 1 час 49 мин 20 сек.

В РОЛЯХ:
"Анна Фитцджеральд" - Эбигейл Бреслин (Abigail Breslin, д.р. 14 апреля 1996)
"Сара Фитцджеральд" - Кэмерон Диаз (Cameron Diaz)
"Кэмпбелл Александр, адвокат" - Алек Болдуин (Alec Baldwin)
"Брайан Фитцджеральд" - Джейсон Патрик (Jason Patric)
"Джессе Фитцджеральд" - Эван Эллингсон (Evan Ellingson)
"тётя Келли, сестра Сары" - Хезер Уолкист (Heather Wahlquist)
"судья Джоан Де Сальво" - Джоан Кьюсак (Joan Cusack)
"Кэйт Фитцджеральд" - Софья Васильева (Sofia Vassilieva)
"Тэйлор Эмброз" - Томас Деккер (Thomas Dekker)