Найти тему
"Ваша газета"

Неудачи – без суеты и нервов

Читательница "ВГ" Вера задаёт вопрос детскому психологу: «Дочке 8 лет, она остро реагирует на неудачи. Проигрывает в шашки - плачет, замарает одежду - трагедия, недостаточно хорошо похвалят её рисунок - может его тут же порвать, не позовут на день рождения - обида надолго. И таких ситуаций набирается много. Я пытаюсь объяснить, что не все люди не всегда и не во всём побеждают, она вроде соглашается, но не может совладать с эмоциями. Я, конечно, радуюсь каждому её успеху, но стараюсь не перехваливать, ведь она должна жить в реальном мире, где не все люди обязаны будут её любить. Как помочь ребёнку справиться с негативными мыслями и эмоциями?».

Отвечает педагог-психолог Центра психолого-педагогической помощи детям и молодёжи «Эйдос» Эльвира НУРТДИНОВА:

- Всем детям трудно проигрывать, признавать свои неудачи. Это может усугубляться осознанными, а иногда и неосознанными требованиями и претензиями со стороны родителей. Если ребёнок чувствует, что вы расстроены при его неудачах (вы можете об этом не говорить, дети считывают ваши чувства и эмоции), он воспринимает это как то, что вы его стали меньше любить, вы разочаровались в нём. Обратите внимание, как члены семьи реагируют на неудачи и проигрыши (не только в играх, но и в жизни). Если вы расстраиваетесь, бурно обсуждаете и т. д., ребёнок как бы списывает ваше поведение как должное. Обратите внимание и на то, как вы реагируете на поведение ребёнка после проигрыша. Если вы начинаете бегать, суетиться, бурно успокаивать, оправдывать, то ребёнок, капризничая, может привлекать внимание и наслаждаться, что все его в это время ублажают. Лучше в спокойной обстановке, когда у ребёнка хорошее настроение, обсудить, что в жизни бывают и проигрыши, и неудачи, и критика, это бывает не только у детей, но и у взрослых, и это нормально. Не стоит из-за этого расстраиваться, а важно чему-то учиться, что-то совершенствовать. Приведите примеры из своей жизни. В следующий раз, когда ситуация с проигрышем повторится, вы не бросайтесь успокаивать и объяснять, а проговорите фразу: «Мы уже это обсуждали. Успокоишься - поговорим». Постарайтесь минимизировать внимание во время истерик, иначе истерики войдут в привычку. Поддержите ребёнка, когда он успокоится. Помните: наша задача - социализировать наших детей, а это значит принимать и радости, и проблемы, вы в это время должны поддержать, но не ограждать от всех трудностей.