Найти тему
Сказы бабки Жабреихи

Когда твоя соседка - "колдовка".

Это не осень. Это май. Желтые деревья - обожжены заморозками.
Это не осень. Это май. Желтые деревья - обожжены заморозками.

В рассказе "Сельская история: испытание печёной картошкой" я упоминала Анютушку, местную нашу ведьму.

Дом Анютушки стоял «через проулок*», в 2х метрах от дома моей бабушки. Смотрела я на развалины этого дома и удивлялась, насколько узкими полосками в 1920-х года нарезалась людям земля. Фактически, ширина участка каждого домовладения составляла метров 20 и тянулись огороды узкими длинными полосками до самой речки, а это метров 150-200.

На склонах реки люди сажали капусту – земля жирная, влажная, и поливать удобно.

Уже в 50-60-х годах прошлого века приречные «зады» огородов, упиравшиеся в реку, отрезал колхоз под свои нужды – чаще всего это был прогон колхозного скота на выпас.

Полоска Анютушки почти не обрабатывалась. Жила эта бабанька одиноко. Скотину держала с соседями – «пол-коровы», то есть корова покупалась вскладчину двумя хозяйствами, выпасалась, кормилась, доилась по очереди или через день, или через неделю, как договорятся. Так держали коров только самые слабосильные и бедные дворы.

Несмотря на то, что с соседями Анютушка, вроде бы, ладила, привязалась за ней слава «колдовки**». Моя бабушка рассказывала, как пришла однажды к ней чего-то спросить Анютушка, а возле печки новорожденный теленок стоял. Анютушка глянула на него и говорит:

- Ооох, Машка, да какой телок то хороший получился, чисто игрушешный.

А как она ушла, теленка разбил паралич. И бабушка моя кинулась теленка этого «умывать от сглаза», тем и спасла. Она мне говорила, что от сглаза «умывать» умела, бородавки и чирьяки заговаривать.

Кроме сглаза замечена была Анютушка в ночных блужданиях возле реки. В свете луны, колдовка то ли искала что-то, то ли говорила с кем то.

Еще дополнял ассортимент колдовских занятий Анютушки способность рассорить молодых и расстроить свадьбу. Моя бабушка рассказывала, как однажды шла Анютушка по «планту***», и встретились ей сосватанные жених и невеста. Ехали они кататься на телеге, с гармонистом и компанией.

Не доезжая Анютушки, лошадь заупрямилась, и чуть бабку не задавила. Анютушка шарахнулась в сторону, и, вылезая из крапивы, зло крикнула:

- Хомут тебе за пАзок, чЕмер!****

Через месяц после свадьбы, молодые разошлись. У парня обнаружилась «невстаниха» и исполнять супружеский долг он никак не мог.

Тут то и вспомнили слова Анютушки. Накинула, мол, колдовка, на молодого "хомут на низ". Испортила, что негож стал с женой жить.

Была и еще пара случаев.

После смерти Анютушки моя бабушка купила её «усадьбу» с домом. Дом порушили. Но развалины его видны и сейчас. До сих пор они приносят мне какое то необьяснимое чувство тревоги. А вот бабушка жила последние лет 30 одна и ни о чем подозрительном я от нее не слышала.

Хотя однажды, с дрожащим голосом, она рассказала мне, как видела во дворе, на закате, возле коровника чёрта. Об этом в другой раз расскажу.

Друзья, если вам понравилась эта небольшая история, то поддержите её, поставив большой палец вверх, подписывайтесь на канал, комментируйте и просто заходите ещё.

Примечания:

  • Проулок - расстояние между соседними домами, где водили скот на выпас, выходили на огороды (местный диалект).
  • Колдовка - ведьма (местный диалект).
  • Плант - широкая оживленная сельская улица (местный диалект).
  • Невстаниха - мужская супружеская несостоятельность (местный диалект).
  • Пазок - пазуха (местный диалект).
  • Чемер - нечистый, черт, бес (местный диалект).