Мы подготовили для вас несколько эффективных советов, которые помогут установить диалог со школьником и направить его в профессиональном самоопределении.
Совет 1: Зачем нужна профессия?
Начните с обсуждения, зачем человеку вообще нужна профессия. Обсудите примеры, объясните, что включает в себя работа, и как она может соответствовать желаниям и способностям ребенка. Помните, что подросток должен сам принимать решение, а взрослый лишь направлять.
Совет 2: Образ идеальной жизни
Пофантазируйте с ребенком об его идеальном образе жизни. Возможно, он скажет, что хочет ничего не делать и получать за это много денег. Задавайте наводящие вопросы: что он понимает под "ничегонеделанием"? Объясните, что достижение желаемого требует времени и усилий, и между настоящим моментом и желаемым будущим лежит целый путь.
Совет 3: Цели и шаги
Попросите ребенка написать 10 целей, которые он хотел бы достичь к 25 годам. Затем попросите его описать 10 шагов, которые помогут ему достичь этих целей. Это поможет ему структурировать свои мысли и планировать будущее.
Совет 4: Изучайте и пробуйте
Читайте, смотрите видео, пробуйте разные виды деятельности. В интернете много информации обо всех профессиях, и вы сможете понять, какие компетенции нужны для достижения успеха в каждой из них.
Совет 5: Метод "Хочу, могу, надо"
Разделите лист бумаги на три колонки: "Хочу", "Могу", "Надо". В первой колонке ребенок пишет, что он хочет делать в профессии, во второй — что он может делать, в третьей — что необходимо будет делать. Обсуждайте каждый пункт с конкретными примерами, чтобы сделать выбор более осознанным.
Совет 6: Формат работы
Конкретизируйте формат интересующей работы. Каждый формат (найм, фриланс и т.д.) имеет свои плюсы. Возможно, вашему ребенку сначала будет комфортно в роли исполнителя, чтобы набраться опыта, а потом перейти к планированию собственного бизнеса.
Совет 7: Основные сферы деятельности
Очертите базовые сферы профессиональной деятельности: техника и устройства, творчество, общение и взаимодействие, сервис и помощь, управление и организация, информация, природа, спорт и туризм. Объясните, что все профессии сочетают в себе несколько типов деятельности и требуют различных навыков.
Совет 8: Не путайте игру с реальностью
Иногда ребенок может решить, что он будущий бизнесмен, потому что выиграл в Монополию. Такой вывод субъективен – школьнику понравилась игра, а не сама профессия. Важно разделить игру и реальные навыки, которые она помогает развивать, и обсудить это с ребенком.
Запишитесь на курс "Я-предприниматель" для школьников от 7 до 17 лет. Записаться можно прямо сейчас!