Найти тему

Литургия апостола Иакова. Современность и Апостолькие постановления.

ВВЕДЕНИЕ

При написании курсовой работы я буду пользоваться научно – исследовательским методом, в котором постараюсь доступно изложить представленную тему: «Современная практика служение литургии апостола Иакова». Данная тема на мой взгляд подразумевает раскрытие понятий «Литургия» и «Литургия апостольского времени». Так как литургия апостола Иакова, брата Господня относится к апостольскому времени. Далее, проведу сравнительный анализ между литургией, которая совершалась во времена апостолов и литургией апостола Иакова, из которого делаю необходимые выводы. Буду пользоваться соответствующей литературой, которой я читаю нужной и подходящей для написания своей работы. Историографию происхождения Литургии я также опишу в своей работе.

Всей полнотой Церкви принимается догмат, что Литургия апостола Иакова была оставлена самим апостолом Иаковым. Он относится к ученикам из числа семидесяти и считается епископом Иерусалимской Церкви. Эта Литургия является действующей, которая совершается только раз в году в день памяти апостола Иакова 23 октября (5 ноября) в Иерусалиме. В книге «Апостольских постановлений» упоминается Иаков как составитель богослужения утреннего, вечернего богослужения и дневного, а также и о совершении причащения.[1] Также а «Постановлениях» описывается как апостол Иаков обращается к дьяконам, пресвитерам, и другим служащим при Святых Дарах, которые сослужат епископам, чтобы с благоговением относились к своему служению со страхом: «По совершении сего, диаконы пусть приносят дары епископу к жертвеннику, а пресвитеры пусть стоят по правую и левую стороны его, как ученики, предстоящие учителю: два же диакона с той и другой стороны жертвенника пусть держат из тонких кож или из павлиновых перьев или из полотна рапиду, и тихо отгоняют малых летающих животных, чтобы не попали в чаши».[2]

О поставлении Иакова на Иерусалимскую кафедру, которая выпала ему по жребию говорит ученик Иоанна Златоуста, Константинопольский Патриарх Прокл. Также сообщается, что после установления и передачи в письменной форме всего порядка служения начали определять, как будут служится последующие две литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого, причем обе эти литургии произошли от литургии апостола Иакова. В Трульском Вселенском Соборе (691-692) также упоминается Иаков, брат Господень: «Ибо и Иаков, по плоти брат Христа Бога нашего, которому прежде всех был вверен престол Иерусалимской Церкви, и Василий, архиепископ Кесарийский, слава которого распространилась по всей вселенной, письменно передавшие нам таинственное священнодействие, передали в Божественной литургии составлять священную чашу из воды и вина».[3]

Так некий ученый Ассемани говорит про литургию апостола Иакова: «Иерусалимскую литургию приняли почти все подчиненные (Иерусалиму) церкви и многие другие, да и все почти восточные составляли свои литургии по ней и приспособлялись к ней; таким образом сирийцы почти все приняли ее и теперь пользуются ею, хотя в некоторых частностях по различию мест и по свободе епископов не все согласны между собой; поэтому они имеют ее то в более кратком, то в более пространном виде, употребляют и многие другие, составленные по ее образцу.»[4]

Таким образом, мы по имеющимся свидетельствам выяснили, что литургия апостола Иакова была известна и употреблялась не только в Иерусалиме, но в западных странах: Апулии, Сицилии, Калабрии, и в других поместных Церквах относящееся к Иерусалимской Патриархии. А также согласно историческим спискам, переданным ученому Ассемани в 1749 году от монаха из монастыря святого Сальватора, говорится, что литургия апостола Иакова содержится в греческих рукописях, и в неполном виде, так как с течением времени эти рукописи и списки были частично утеряны, или не качественно заполнены.

II. Основная часть.

2.1 Что такое Литургия.

2.2 Литургия апостольского времени

Слово «Литургия» пришло к нам из Греции. Оно обозначает общественное дело, но можно перевести как общественное священное богослужение. Наш вопрос по определению понятия общественного богослужения касается лишь новозаветного времени, так как в написании нашей работы вопрос связан с рассмотрением современной концепции совершения литургии апостола Иакова, брата Господня. Этот апостол был из числа семидесяти и наименовался первым епископом Иерусалимским, который на тот момент считался святым градом. Само понятие «Литургия» необходимо пояснить. Дело в том, что первоначальное понимание этого включает в себя богослужение, которое состоит из песнопений, и молитв, а также чтение Священного Писания. Но с начиная с IV века – первые христиане общественное служение понимали, как Евхаристию, которая сопровождается принесением спасительной жертвы.

Это понятие общественное священное богослужение тесно связано с апостольскими временами – первохристианское время около IV века. В данном случае одним из важных факторов апостольского служения является то, что Литургию нужно рассматривать с точки зрения «великого подвига Любви». И это подтверждается словами Господа на Тайной Вечери, которая была совершена Господом с учениками в Сионской горнице: «сие творите в Мое воспоминание», (Лк. 22, 19).

«Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: примите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание».[5]

-2

Как следует из Священного Писания мы соединяемся через Евхаристию с Господом. Этому моменту следует уделить внимание, так как Литургия апостольского времени в первохристианские времена совершалась каждый день, на которой христиане принимали Святое Причастие. Но существуют некоторые отличия от нашей сегодняшней службы.

Во – первых следует упомянуть, что служба была очень продолжительной в первые три столетия, так что постепенно течением времени она оказывалась в тягость, и не каждый мог выстоять ее полностью. Но первые христиане, имея большую любовь к Божественной службе не считали обременительным для себя участвовать в таком длительном богослужении. Спустя некоторое время человеческие нравы стали искажаться и постепенно тот братский и сестринский христианский дух стал угасать, что привело и оскудеванию любви между людьми и нерадению к Божественной службе. Постепенно из - за житейских забот или других отговорок храмы стали полупустыми или совсем пустыми. С этого момента начались преобразования в богослужебной практике. Чины литургий поместных Церквей совершались также, но порядок совершения служб был разный, хотя исповедание христианской веры и догматическое предание было одинаковым.

Во – вторых – в апостольское время служба проходила не только внутри священного храма, но и в домах, темницах, горницах, кораблях, а также были моменты, когда службу совершали посреди пустынной местности, если это было возможно. Можно сказать, что определенной привязанности к месту служения не было, это было связано с тем, что христиане постоянно подвергались гонениям со стороны местных властей. Благочестивая жизнь христиан в апостольское время большею частию выражалась в подготовительных приготовлениях для совершения служения. Об этом говорит Иоанн Златоуст: «да возмогут они получить горнее гражданство и там да удостоятся совершать служение».[6] Это выражалось преимущественно в выборе места служения, причем территориально этот выбор ни от чего не зависел, далее, в приношении и выборе хлеба и вина, а также и приготовления других предметов необходимые для совершения Вечери Любви. Основным догматическим смыслом, является то, что и было в апостольские времена – это молитва благодарения Богу во время Таинства причащения за все, что Господь посылает на род человеческий. Поэтому иногда понятие «Литургия» заменяют словом «обедней», потому что совершается перед обедом.

Если мы произведем сравнительную характеристику между Литургией нашего времени и другими церковными службами, то заметим, что Божественная литургия является самой важной изо всех церковных служб так как в ней мы увидим всю земную жизнь Господа. Это – Рождество Господа, торжественное явление Себя миру, момент поучения учеников, установление Таинства причащения (в Сионской горнице), Страдания Господа, Его смерть, Воскресение Господне, и Его вознесение на небо.

2.2 Литургия апостольского времени

-3

Из Священного Писания мы видим конкретное пояснение: «И каждый день единодушно пребывали в храме, и преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви».[7] Священное Писание нам дает полное описание Божественного совершения службы по заповеди Господней. Господь даровал нам это Таинство Евхаристии по своей неограниченной любви, что бы мы совершали его в воспоминание Господа. Само совершение этого Таинства апостолами имело тот же порядок, каким его совершал Господь. Апостол и евангелист Лука так описывает совершение: «бяху же вси верующие терпяще во учении Апостол, и во общении, и в преломлении хлеба, и в молитвах».[8] Ясно описывается процесс, который основывается на учении, преломлении хлеба, общение апостолов и мирян (верующих), и приложении молитвословий. Самое главная и неотъемлемая часть совершения Таинства состоит в любви между всеми христианами, которые являют собой Единую Церковь. Христиане, первоначально озаботившись о месте, где будет происходить богослужение, и принеся с собой все необходимое для совершения службы и Вечери любви, выбирали самое лучшее из приношений. Священнослужители облачались в свои священнические одежды перед началом богослужения, а также зажигались лампады, их называли раньше светильниками и происходило курение фимиама всего помещения. Далее, выбранный хлеб и вино, которые были самыми лучшими из всех приношений, ставили на столе. Он лежал на особенной тарелке, сейчас у нас называется дискос. Рядом с дискосом располагали емкий сосуд для вина, в который вливали воду. Важно отметить, что раньше вино хранили в кожаных мехах, которые закапывали в ямах, или делала специальные кладовые погреба, для хранения, там, где была постоянная температура, подобие сегодняшнего холодильника. Часто было так, что мехи, даже самые прочные разрывались от сильного брожения. Вино, которое сохранялось до конца евреи переливали в другие мехи, предварительно приправляли благовониями. Такое вино особенно ценилось и употреблялась по особенным праздникам.[9]

Далее, начиналось само богослужение. После воскурения фимиама, начинали петь псалмы. Это служило началом службы. Вероятнее всего псалмы пелись те же, что и читаются у на перед началом Литургии. Когда заканчивались петь псалмы, начинали возноситься общие молитвы, которые сопровождались пением «Господи помилуй». Скорее всего это были те же ектении (просительные, сугубые, малые, большие), которые произносит диакон, или священник. Если на службе сейчас используют специальные богослужебные книги, то во времена апостольского богослужения возношение молитвословий происходило по Духу Святому, отверзающему уста молящимся, устно, без чтения молитв каких – либо предварительно записанных на бумаге, или скрижалях.

После прочтения молитв читалось Священное Писание, которое выпадало на этот день. Сначала было чтение из Ветхого Завета, а после – Нового Завета. Поле прочтения Священного Писания было некоторое поучение христиан. Толковались места особенно важные, характерные и душеполезные для этого дня. Далее, была общая молитва об оглашенных, больных, кающихся, бесноватых, и за тех, которые готовятся принять Крещение и войти в лоно Единой Церкви. После прочтения молитв об оглашенных, сами оглашенные уходили вон, приняв благословение от священнослужителя. На литургии оставались только одни верные, готовые приступить к таинству Причастия.

У дверей стояли наблюдатели, которые следили за тем, чтобы кто – либо из неверных не вошел церковные двери. Тем временем верные, стоящие на службе, давали друг другу взаимное целование. После этого начинался момент жертвоприношения. Он состоял из омовения рук священнослужителя, и преподавание благословения мира и благодати всем верным. Предстоятель читал молитву и внушал верным вознестись душой и сердцем на небо, положить все заботы и попечения на Бога. При произнесении молитвы предстоятель благодарил Бога Отца за все Его благодеяния и особенно за спасение всего рода человеческого через Иисуса Христа, которого Бог- Отец послал в мир.

Также предстоятель говорил в молитвах благодарения о крестных тяжких мучениях и страданиях, Его крестной смерти, и вознесении на небо. После этого молитвенно благодарил Бога- Отца за Тайную Вечерю, на которой Господь возлежал с учениками Своими, и за Святого Духа, которого послал Бог – Отец на апостолов в день Пятидесятницы. После произнесения всех молитв предстоятель молится о ниспослании Святого Духа на принесенные Дары. В этот момент по молитвам всех верующих и предстоятеля хлеб пресуществляется в Тело Христово, а вино – в Кровь Христову. Важным момент состоит еще и в том, что в тот апостольский период не было как сейчас в Церквах: Престол, жертвенник, ограждение Алтаря от храма и т.д. В те времена не было ни алтарей, престолов, и другой необходимой утвари: все было открыто, и каждый наблюдал за происходящим богослужением и испытывал благоговение и страх Божий.

После всех священнодействий предстоятель молился за живых и усопших, а в особенности о местных властителях и создателях храмового здания. Далее, читалась всеми верными молитва «Отче наш», как это делается и теперь, затем происходило возвышение Святых Даров при возгласе священнослужителя «Святая святым». Эта вставка сохранилась и в наши дни. И, начиналась самая важная часть, или момент, которого ждали все верные – причащение Святыми Дарами. Далее, предстоятель дробил Тело Христово на несколько частей: одну часть вкушал сам, а другие оставшиеся раздавал присутствующим. После употребления Тела Христова пили из чаши Кровь Христову: сначала предстоятель, а после все остальные. После употребления Святых Даров возносились благодарственные молитвы. Это происходило тогда, происходит и сейчас. Далее, Литургия заканчивалась, и приступали к вечери Любви. Другое название этого – общая трапеза, где обирались все верующие и принимали пищу из тех продуктов, которые они принесли.[10]

Что же касается этой трапезы, то можно отметить несколько моментов. В Евангелии от Марка об этом сказано: «сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах».[11] На Востоке принято, что народ на своих вечерях или пиршествах или сидит на полу, который постелен различными коврами, или возлежит на них и подпирается подушками, а ели принимают пищу, то привстают, опираясь на стол локтями или твердую поверхность.[12] Это и называется возлежать.

Разные кушанья, приносимые за ранее в церковное хранилища, приготовлялись заранее. Были также присутствия и богатых людей, которые также были христианами, участвовавшие в Богослужении и принимающих участие на вечерях Любви. Богатые или обеспеченные люди приносили все самое лучшее для пропитания нищих и убогих. Этим и выражалась христианская любовь к людям. Из апостольских деяний также следует: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. И не было между ними никого нуждающегося…». [13]

Спустя некоторое время стали происходить разного рода беспорядки на таких вечерях Любви. Они были по причине злоупотребления вкушения и распития через мерно вина. Такие собрания скоро прекратились. Карфагенский Вселенский Собор гласит: «В святилище да не приносится ничто кроме Тела и Крови Господни, яко же и Сам Господь предал, то есть, кроме хлеба и вина, водою растворенного. Начатки же, или мед, или млеко, по обычаю, да не приносятся в един известный день, как таинственное знамение младенцев».[14]

Наиболее древнейшие исторические свидетельства о литургии первохристианского времени представлены у мученика Иустина философа. Он говорит - «В так называемый день солнца бывает собрание всех живущих по городам и селениям в одно место, и читаются, сколько дозволяет время, записи апостолов и Писания пророков. Потом, когда чтец окончит чтение, предстоятель делает наставление словом и увещание подражать добрым примерам прочитанного. Затем все вместе встаем и воссылаем молитву, а когда окончим молитву, приносятся хлеб и вино; предстоятель, сколько может, воссылает молитвы благодарения, а народ возглашает аминь».[15]

Из этого определения можно делать вывод, что Иустин считал настоящую часть литургии, которая дошла до наших времен, это евхаристический канон, или евхаристическая молитва. Более того, если мы проследим за чинопоследованиями других древнейших богослужения, то увидим, что эти богослужения начинаются словами благодарности Богу, а также перечисляются те же самые прошения и молитвы за живых и усопших.

Можно сделать вывод, что Евхаристия в апостольский век представляла из себя не просто вкушение хлеба и вина вне богослужения, а именно имело место священнодействие, которое называлось полным богослужением, на котором христиане вкушали Тело и Кровь Христову.

3. Историография Литургии апостола Иакова

3.1 Исторические свидетельства.

Из православной энциклопедии читаем: «[Греч. ῾Η Θεία λειτουργία τοῦ ἀποστόλου ᾿Ιακώβου τοῦ ᾿Αδελφοθέου], общее название неск. чинов литургии, так или иначе связанных с традицией Иерусалимской Православной Церкви. Основателем литургической традиции Иерусалимской Церкви считается ее 1-й епископ - ап. от 70 Иаков, брат Господень (ср.: Гал 1. 18-19)».[16]

Из исторических свидетельств известно, то имеются рукописи IV века, которые содержат тексты, напоминающие описание некоторого хода богослужения литургии и поучения Кирилла Иерусалимского. Из этих текстов, которые были редактированы неоднократно находятся цитаты, которые принадлежат Иерусалимской Церкви. По ним не только можно составить или восстановить тексты, говорящие об анафоре, но и иметь некоторое представление в общем, и понимании богослужебных особенностей литургии в целом. Происходили некоторые попытки исследовать происхождение анафоры, и определить богослужебные особенности, но определенных решений эти попытки не дали. Если мы будем опираться на факты, которые указаны у Константинопольского патриарха Прокла, то получаем, что автором является сам апостол Иаков.

Чтобы прийти к этому выводу, необходимо начать свое исследование разбора свидетельств литургии. Существует их великое множество. Но нам необходимо отбросить все лишнее и прийти к определенному выводу по нашей теме работы. Начнем с того, что главная оставляющая христианской литургии довольно проста и представляет собой евхаристическую часть. Обрядовая часть еще не имела определенного устройства и по сути еще только зарождалась, а также и другие окружающие части анафоры. Это послужило основой для создания обрядовой формы для других Церквей, которые также не приобрели строгости порядка к этому времени богослужения. В результате дошли до нас две формы богослужебного порядка: Восточная и Западная. Восточная часть представляет собой египетско - александрийский и сирийско – палестинский уклад богослужения, а западная часть включает в себя галликанскую, миланскую, мозарабскую, и римскую часть. Таким образом мы имеем две составляющих Церковного порядка, характеризующих состояние литургии на этот период времени. Речь идет о типах малоазийских литургий. Это литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого. Последовательное изучение уставов или исторических свидетельств литургийных форм говорит о том, что с точки зрения христианизации Востока литургийные формы постепенно начинают приобретать определенный порядок церковной службы. При этом все эти события происходят в то время, когда Восточная империя входит в состав Византии. Начинается постепенная трансформация богослужебного устроения. И этому есть свое объяснения. Оно состоит в том, что главные областные центры Востока претендовали на участие в образовании литургии. Так и произошло.

Путем реформ под эгидой Великой Церкви Восточной империи начинает появляться официальная иерархия, в последующим новый порядок в отношении ведения церковного устава, преобразование церковного строя и отраслей. Все это были явные признаки взятия первенства церковного главенствования. Этому еще способствовала и политическая составляющая. Главным образом централизация всего церковного уклада в последствии вертелось вокруг Великой Церкви, которая начинает отметать все церковные обычаи и внутренние преобразования, а также местные литургические формы. В итоге развитие поместных церковных преобразований постепенно вышло из обихода и вскоре перестало существовать. Важным моментов является то, что эти преобразования отражались очень болезненно на Церковный уклад. Поместное Церковное устройство теряла свой первостепенный авторитет на глазах других Церквей, что вызывало некоторые недовольства. Таким образом литургия Константинопольской Церкви является литургией апостола Иакова.

По другим историческим источникам имеем, что литургии, которые служатся сейчас и литургия апостола Иакова взаимосвязаны между собой. Следует уделить внимание преобразованию литургии. Что дало толчок этому? Дело в том, что с V века к ученым попадают каким-то образом первоисточники по истории богослужения в Святом Граде, и исторические текстуальные источники литургического богослужения в Иерусалимской Церкви. Они представляли определенную ценность и хранились в армянском и грузинском переводах. Эти переводы были представляли собой Лекционарий, и Тропологий которые прямым образом описывали традицию богослужения от V – VIIвека. В свою очередь «Лекционарий представляет собой указатель чтений и песнопений, которые поются в течении всего года». Эти два исторических свидетельства указывают на Иерусалимский перевод Литургии апостола Иакова. Следует заметить, что эти переводы были сделаны до VI Вселенского Собора.

-4

Также был найден примерный греческий текст Литургии апостола Иакова с большим количеством текстуальных рукописей относящиеся к VIII – IX веку. Не исключено, что существуют и другие рукописи. Например, «мелькиткий» перевод. Этот перевод являет собой грузинский исторический источник XVI Литургии Иаковлевой.

. Необходимо рассмотреть другой аспект в историографии Литургии Иаковлевой. Это касается важнейшей части службы – анафоры. Об этом было упомянуто выше, но конкретизации при рассмотрении не производилось. Этот пробел необходимо заполнить, начав с рассмотрения истории преобразования литургийных форм. Это преобразование хорошо показывается у Василия Великого.

Василий Великий считается ярым деятелем – литургистом и новатором в отношении устава служения. Ближайший друг и соратник – Григорий Богослов говорит о Василии: «он оставил чин молитв и заботился об устройстве алтаря, что он передал устно и изложил письменно правила монашеской жизни».[17]

Также есть свидетельство патриарха Прокла, который говорит про деятельность Василия Великого. Причем, прямым указанием патриарха Прокла является возможность преобразования литургийной формы служения из – за лености и нерадению людей к службе. Патриарх Прокл говорит: «замечая леность и небрежность людей, тяготившихся продолжительностью литургии, Василий Великий, сам хотя и не считал ее содержащею что-нибудь излишнее, но, чтобы отнять у небрежных повод тяготиться, передал произносить ее более кратким образом посему-то божественный Василий и излагает ее сокращеннее, пользуясь этим, как врачебным средством».[18] Эти указания на сокращение литургии указывают на литургию апостола Иакова. Основанием для этого является то, что эта литургия, в которой участвовали люди и тяготились ее продолжительностью служилась в том же окружном районе, в котором исполнял свое служение Василий Великий. В последствии эта литургия получила широкое употребление. Это было начало VI века.

-5

Итак, возвращаясь к вопросу о взаимосвязи между литургиями можно сделать определенный вывод, который ясно покажет литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста представляют собой не что иное как литургию апостола Иакова. Сам Иоанн Златоуст был пресвитером в Антиохии, где занимался проповеднической деятельностью. Более того, он был воспитан на основе антиохийской литургической формы и благодаря его деятельности должна была произойти другая форма литургического служения, которая была принята на Востоке.

Итогом деятельности литургистов является некая взаимосвязь в основании которой лежит Литургия апостола Иакова: обе эти литургии являются всего лишь производными. Иными словами, сокращение этой литургии и переработка, связанная с необходимыми нововведениями для того времени. После преобразования двух литургий и окончательного их установления на Востоке, постепенно литургию апостола Иакова начинают вытеснять из формата обычного служения. Несмотря на авторитет Иерусалимской Церкви подтверждается многими источниками разного рода; это могут быть различные рукописи и исторические свидетельства. Благодаря им литургия апостола Иакова имеет свой авторитет, которую служили первое время постоянно. Также к этим свидетельствам относится 32 правило Трульского Вселенского Собора о запрете армянских священнодействий, в которых служба проходит на одном вине. Этот обычай был передан самим апостолом Иаковым, а после и Василием Великим по некоторым свидетельствам.[19] Но даже не смотря на ее вытеснение она до сих пор продолжает существовать.

Если мы сравним литургии Василия Великого и апостола Иакова, а также богослужебную форму Апостольских постановлений, то увидим их сходство. Это сходство основывается на древнейших формах и списках служения в отличии от Литургия Иоанна Златоуста. Сама литургия Иоанна Златоуста в это сравнение не может входить по причинам ее новообразования и к тому же форма богослужения, которая существовала на Востоке некоторое время, в последствии была заменена краткой формой, которую мы имеем сейчас. Это же преобразование произошло литургией Василия Великого. Она также к Константинопольском округе или части была вытеснена и осталась без удела. В последствии Литургию Василия Великого служили по особым дням. Это было несколько раз в году. Это произошло по указу Константинопольского патриарха Никифора, который указал служить литургию в постовые дни и день Воздвижения Креста Господня.

3.2 Предание о происхождении Литургии апостола Иакова

-6

Постараюсь в своей работе отразить некоторые из них, хотя в большинстве своем они часто повторяются.

О предании происхождения литургии апостола Иакова свидетельств почти не сохранилось. Существует легенда о появлении литургии апостола Иакова. Она гласит, что сам апостол Иаков записал со слов Господа служение этой литургии. Это предание относиться около IVвека.

Одно из свидетельств является основным и общепринятым, особенно для стран Востока. Оно основывается на 32 правиле Тульского Вселенского Собора (691-692) года. Об этом было упомянуто выше. В монофизитских обществах принято другое свидетельство, которое основывается на владении сакральных документах, содержащих текст литургию апостола Иакова. К монофизитам можно отнести коптов, маронитов, яковитов. Дионисий Варсалиби, митрополит Амидский, которым жил примерно в XII веке говорил: «Мы утверждаем, что все приношения превосходит древностью служба и приношение Иакова, по которой прочие установлены и как бы по образцу устроены; ибо сам (Христос) первый из всех на Вечере Сионской совершил Таинство Тела и Крови Господней; в Господний день Пятидесятницы сошел Дух Святой на апостолов и освятил их, а на другой день они совершили святое помазание, в третий же день освятили престол или алтарь; наконец, в четвертый день Иаков, брат Господа нашего, совершил приношение, которое называется его именем и начинается так: «Боже всех и Господи»; когда же спросили его, откуда он заимствовал это, он отвечал: «Жив Господь, ничего не прибавил и не убавил я из того, что слышал от Господа».[20]

Аналогичное свидетельство, согласно древнейшим спискам присутствует у армян, в которых говориться про то, как совершали Литургию апостол Иаков и евангелист Марк. Это свидетельство хранилось у католика – армянина Исаака, который жил примерно в X веке. Оно гласит: ««Что чаша, которую Христос подал апостолам, содержала вино и воду, тому свидетели святой Апостол Иаков, брат Божий, и Евангелист Марк, которые оба в литургиях говорят так же: и чашу после вечери взяв и смешав в ней вино и воду, благодарив и благословив, подал».[21]

Литургия евангелиста Марка была также впоследствии вытеснена, отдав предпочтение литургии Иоанна Златоуста. Проведя некоторый анализ по литургии Иаковлевой только из этих свидетельств видно, что служба литургии Иаковлевой совершалась не только в Иерусалиме, но и в странах Ближнего Востока. В подтверждении этих слов были собраны некоторые исторические данные различными учеными, в которых было указано прямым текстом: «святого отца нашего, апостола и брата Господня». Причем Иерусалимские тексты, которые были найдена около X века, имеют характерные начертательные признаки и буквенные символы, указывающие на святой град – Иерусалим. Другими важными доказательствами является палеографические признаки найденные учеными, которые относятся примерно к 985 году, в которых перечисляются имена четырех патриархов, и одновременно с этим вероятнее всего литургия апостола Иакова служилась в Сицилии. Этот период завоевания императором Юстинианом этого острова.

На острове в одном из монастырей Марии Одигитрии был найден список, в котором ведется перечисление литургистов Петра, Марка, Златоуста, Иакова, а также написано и многом другом включая саму литургию, что указывает на ценность этих сведений. Правда есть небольшое сомнение в отношении этого списка, так как есть вероятность, что они были переписаны с антиохийского служебника, или из одной какой – нибудь богослужебной книги, потому что в нем идет перечисление императоров до XII века, от Петра до Феодосия, и в это же время был найден этот список. Это говорит о том, что литургия апостола Иакова с большой долей вероятности служилась на большей части Восточного побережья, а также и на Западе, достигнув Италии и Сицилии. Остается вопрос: как долго она там служилась? Ответ могут дать только те же самые списки, найденные учеными – литургистами. Мы можем предполагать, что вплоть до XIIвека существовала эта литургия. Также можем предположить и другой вариант, что она вышла из употребления раньше. Откуда такой вывод может быть? Существовал еще и греческий текс, который датируется 8-9 веком. Также есть Сирийский перевод, находящийся у Сиро – Яковитов, датируемые ранним веком. К тому же, если сравнивать эти литургические тексты, то в Сиро – Яковитской христологии полностью отсутствует монофизитсво, следовательно можно предположить, что тексты существовали намного раньше этого разделения.[22]

Таким образом можно делать итог из всего выше сказанного. На Западе и Востоке совершение литургии апостола Иакова распространено из древности. Чин последования, по которому проходила служба был взят по сохранившихся рукописям. На Западном побережье начиная с VIIпо XVI век римское чинопоследование постепенно вытеснило местные чинопоследования. В основном это хорошо практиковалось в странах Галии и Испании. Также Восточном побережье была произведена полностью замена на римское богослужение. Это произошло в тот момент, когда православные кафедры Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская перестали существовать и находились под давлением магометанства и язычества. После этого они перестали пользоваться местным авторитетом, какой у них был ранее. В этот период получили широкое распространение чины Константинопольской Церкви Василия Великого и Иоанна Златоуста. Итогом этого стало то, что литургия апостола Иакова постепенно выходила из своего употребления. Служение этой литургии перестало входить в богослужебный круг Запада и Востока.

Об этом в XII веке хорошо высказался толкователь Федор Вальсамон – толкователь церковных устоев и правил на вопрос патриарха Марка из Александрии: «Читаемые в областях Александрии и Иерусалима литургии и, по преданию, написанные святыми Апостолами Иаковом, братом Господним, и Марком, можно ли принимать в святой и кафолической Церкви, или нет?»[23]

Ответ на этот вопрос был прост и ясен сам по себе. Он состоял в том, что необходимо придерживаться устоев Нового Рима - Константинополя, и совершать службу, которую нам передали святые отцы и учители Церкви Христовой. Этими службами являются литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого. Что же касается литургии апостола Иакова, то о нем был не сказано ни слова, но авторитет Иерусалимской Церкви никто не отменял. Поэтому ее до сих пор совершают сирийские христиане и православные яковиты на сирийский лад. Также, придерживаясь 32 правила Трульского Вселенского Собора толкователь Вальсамон говорил: «Из настоящего правила видно, что Иаков, брат Господень, как первый первосвященник Иерусалимской церкви, первый передал божественное священнодействие, которое у нас неизвестно, у иерусалимлян же и жителей Палестины совершается в великие праздники; а александрийцы говорят, что есть (литургия) и святого Марка, которую они и употребляют часто;».[24]

Из всего выше сказанного необходимо сделать общий вывод.

1. Нет никакого сомнения в том, что апостол Иаков был архиереем Иерусалимской Церкви.

2. Исходя из самого чинопоследования литургии апостола Иакова в полном объеме, которое служится сейчас можно сделать вывод, что она целиком и полностью не может отразить апостольские времена.

3. Из апостольских преданий при совершении Евхаристического канона и последований, а также и молитвенных прошений эта литургия не может отражать ту литургию, которую совершал апостол Иаков.

4. Песнопения, и молитвы, используемые в самой литургии не могут являться частью литургии апостола Иакова, так как эти вставки сделаны значительно позже, а тем более их нельзя отнести к Апостольским временам. Они не несут достоверности времен апостольского периода.

4. Литургия апостола Иакова в современности

-7

Размышляя над этим вопросом, мы приходим к некоторым выводам, которые получаются из самого вышесказанного текста касающиеся вопроса служения литургии в современности. Необходимо сделать некоторую оговорку, которая заключается в том, что согласно научно – исследовательскому методу при написании данной работы основные аспекты выражаются в том, что литургия апостола Иакова, какая она есть сейчас не отражает целиком и полностью времен апостольских. Тем не менее эта литургия считалась «живой», но только на территории Иерусалима. Ее служили сиро – яковиты.

Если обратится к настоящему времени, то нельзя сказать с абсолютной уверенностью, что эту литургию служат постоянно (не имею ввиду Иерусалим и его окрестностях), но только в день памяти апостола Иакова, брата Господня, которая совершается единственный раз в году – 23 октября (5 ноября). Но эту службу постоянно совершают в Иерусалиме, Александрии, и на острове Зекинфе, что находится в Греции. Это стало своего рода национальной традицией Иерусалима и близ лежащих окрестностей. Если рассмотреть возможности, которые имела эта литургия до принятия статуса Константинополя – Нового Рима, то увидим, что это служение было и в Палестине, и в Италии и Кипре. Но это было до 9 века. После этого произошли глобальные изменения и как в политической отрасли, так и литургической, и были установлены Константинопольские чины литургий – Василия Великого и Иоанна Златоуста, которые мы имеем сейчас. Важно заметить, что после крещения славян, литургия апостола не была переведена на славянский язык, по причине принятия Константинопольских чинов литургии. Это случилось позже. В наше время она имеет перевод на церковно - славянский язык. Причем во время перевода были учтены все богослужебные особенности службы.[25]

Необходимо заметить, что литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста имеют одно основание – литургию апостола Иакова. Подробное описание о том, как это могло произойти я разобрал выше.

В зарубежной русской православной Церкви современное служение проходит на церковно – славянском языке. Для этого был сделан перевод на церковно – славянский язык священноигуменом Филиппом. Ценность этого перевода является то, что это последний перевод на церковно – славянский язык, сделанный в XIX веке. Эмигранты про эту литургию апостола Иакова говорят так: «Мним, яко в скорбныя дние наши, егда церковь русская в гонении и разсеянии обретается, литургия сия зело приличествует: многажды бо молимся в ней о еже в гонении, в заточении, в тяжких работах и в многоразличных скорбех сущих, вельмиумилительны и пространны суть молитвы сии, ихже изрекоша древние христианы, егда за веру гонения и скорби терпеша».[26]

Из этого определения можно видеть, что даже за границей эта литургия имеет большое значение для христиан. Они молятся на этой службе, уподобляясь древним христианам, которые пострадали за веру, терпели скорби и различные нужды и другие возможные мучения, но были всегда тверды в вере. Также, когда русская Церковь находится в гонении, или рассеянии, то эта литургия скрепляет всех в единство веры. При исследовании этой литургии ученые – литургисты относят литургию апостола Иакова к типу иерусалимско – антиохийской группе. Туда же, по их мнению, входит литургия Апостольских постановлений, Барберинов список литургий или заметок и примечаний, а также литургии Константинопольского патриархата – литургия Иоанна Златоуста, и Василия Великого, и сирийских святителей Василия и Григория. Что же касается рукописей, вместе с фрагментами, то датируется их около 40 греческого происхождения примерно XV века. Позже были найдены аналогичные богослужебные тексты, по которым служилась литургия апостола Иакова, но они не получили статуса достоверности, так как периоды их составления сомнительны.

В настоящее время существует некоторый выдуманный порядок служения литургии апостола Иакова. Он заключается в выносе престола на середину храма и совершение богослужения священниками, которые стоят к народу обращенные лицом. Но против такой произвольной практики протестовал Панотис. Это прямое указание на то, что греческое служение обладает различными возможными вариациями служения литургии апостола Иакова, и часто эти вариации имеют негативные опыты богослужения. Одним из таких богослужений литургии было указание архиепископа Афинского о совершении этой службы в день «защиты природы», которая перепадает на 1 сентября.[27]

На территории России при митрополите Никодиме в Ленинграде литургия совершалась раз год по обычаю, в день памяти апостола, в Соборе Александро – Невской Лавре, или Санкт – Петербургской Духовной Академии. Возможно также ее служили в храме Иоанна Богослова.

Сам владыка, во время совершения богослужения старался следовать апостольской практике: проходило чтение вслух всех молитв во время служения. Те, кто участвовал в богослужении слушали эти молитвы, и возносили свои хвалебные молитвы Богу. Это же делали и служащие в алтаре и на солее. Этот момент чтения молитв соединял людей духовно. После прекращения хором песнопений или тихого их исполнения в храме снова звучали слова молитв архиерея, с которым все собравшиеся молились вместе. Этот момент был особенно важен, потому что в нем подчеркивалась вся красота и духовность служения. Архиерей таким образом, руководствуясь апостольской практикой ввел служение литургии и в день памяти апостола Иакова.

Существует еще одно современное видение литургии апостола Иакова как подобие римо – католической мессы, так как имеет много общих моментов. Как было указано выше, богослужебные чинопоследования в первых четырех веков в отношении канона евхаристии в Римской мессе остаются неизвестными. Но есть памятник, представляющий чин римской литургии, который обнаружил Людовико Муратори, являющиеся римской редакцией литургии Иаковлевой. Остальные Римо – Католические памятники не смогли сохранить основы богослужения апостольской Церкви.

Если проследить историю возникновения литургии апостола Иакова, то увидим, что это чинопоследование включает в себя несколько традиций, то есть является как бы составной частью, в которую вхожи ранне - христианские традиции и возможно имперских. Что же касается основы этого чинопоследования, то исходя из проведенного анализа им является евхаристический канон вместе с произнесением молитвословий перед Причастием.

По этому поводу Киприан Керн говорит: «Надо вспомнить, что нет никакого канонического правила о служении той или иной литургии, или точнее, ясно выраженного запрещения служить древние литургии, поскольку в их составе нет какого – нибудь неправомыслия или противного духу Церкви обычая или обряда».[28]

5. Литургия апостола Иакова. Анафора

Ана́фора (от др.-греч. ἀναφορά «Анфора́», букв. «отнесение») — стилистическая фигура, состоящая в повторении языковых элементов: звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф, словосочетаний или предложений). Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и в метрических стихах. Противоположностью анафоры является эпифора.[29]

Она состоит из:

1. Приношения хлеба и вина, с добавлением воды.

2. Чтение молитв, в которых идет воспоминание страданий Христовых, благодарение от молящихся за то, что Господь сотворил мир по своей благости и любви, о искуплении грехов всего человечества.

3. Приложение Даров через молитвы Господа.

4. Завершение с Причащением молящихся.

Как мы видим в анафоре происходит некий диалог, который свойственен при совершении этой службы. Все эта совокупность молитвенных обращений о благодарении Бога, а также отражение сотворения общего видения мира представляет собой общее мирозданную величественную картину мира, в которой отражена все сотворенное Творцом. Она объединяет земной мир, и все, что в нем, и небесную высоту, включая сотворения ангельского мира. Совместно с этим представлением о земном и небесном мы имеем полное представление о литургии, в которой звучит ангельская песнь: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, полны небо и земля...».[30]

Все это представление объединяется в общий план, который представляет собой домостроительство. Тут имеется ввиду некий план о спасении всего человечества, который плавно переходит в Тайную Вечерю, на которой Господь совершал преломление хлеба – Тело Христово, и вкушение вина – Кровь Христова. В этом Таинстве заключено все бытие человечества, в котором происходит объединение всех людей, независимо от статуса, возраста и ранга Духом Святым. Далее, после возглашения молитв произносится покаянная молитва, за которой следует призывание Святого Духа, другое название – эпиклеза. Само призывание Святого Духа подразумевает некий пространный рассказ о Нем. Он освящает не только предложенные Дары – Тело и Кровь Христовы, но и всех предстоящих и молящихся.

Призывание Святого Духа после молитвы о Святых Дарах на этом моменте оканчивается и после этого начинается молитвенное поминовение; в нем упоминается Святой Град, то есть Иерусалим, далее, патриарх, епископат, священнослужители, народ, император Святого Града Иерусалима, а также, немощные, заключенные, путешествующие, труждающиеся, страждущие, одержимые различными болезнями и одержимых нечистыми силами, о различных природных явлениях, условиях жизни, о том, чтобы земля давала хороший урожай и о всех людях.

После этого помина идет поминовение святых. Священнослужитель молитвенно возглашает: «Особенно [удостой нас помянуть] Пресвятую... Владычицу нашу Богородицу...» - и тайно прибавляет: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (трижды)».[31] Далее, после поминовения святых, поминаются другие святые: Иоанн – пророк, по имена перечисляются апостолы, первомученик Стефан, пострадавший за Христа, разные святые Ветхого Завета поименно, мученики, мученицы тоже поименно, и святой апостол из числа семидесяти – Иаков, брат Господень.

Далее, происходит перечисление святых, которые считаются учителями Вселенской Церкви Христовой. Ими являются учителя, имевшие авторитет и входившие в число Вселенских Соборов. Их имена перечисляются клириками, священнослужителями. Следом идет поминовение почитаемых Вселенской Церковью преподобных святых, почивших в мире императоров, которые примирились Церковью, а также благочестивых императоров Иерусалима. Начинается перечисление с имен Константина и Елены равноапостольных.

Если есть необходимость молитвенного поминовения, то далее идет перечисление некоторых усопших, о которых молитвенно произносится заупокойная молитва. Поле этого анафора завершается. Священнослужитель возглашает: «Благодатью и щедротами и человеколюбием…», и далее «Мир всем». То же происходит и в наших литургиях. Диалог между священнослужителями и народом имеет большое значение, так как эта молитвенная формула объединяет всех Духом Святым, и представляет собой Единую Церковь, о чем было сказано выше.

После ектинии, которую произносит диакон после окончания анафоры, священнослужитель возглашает очистительную молитву о душах, молящихся и о приобретении этими душами святости Божией. Священнослужитель возглашает: «И сподоби нас, Владыко…», та же молитва читается и в нашем богослужении, и в константинопольских. После возгласа происходит пение народом молитвы «Отче наш», в это время пения священнослужитель читает молитвенное прошение. Так же как в сирийских и египетских священнослужениях. После этого происходит чтение молитвы священником, при которой все приклоняют главы, после читается молитвы перед возношением Святых Даров, и возносятся сами Дары священником с возгласом, а народ отвечает: «Един Свят, един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца со Святым Духом, Емуже слава во веки веков. Аминь». После этого совершается освящение и погружение святого Хлеба, который погружают в святую Чашу. Далее идет раздробление, потребление, которое сопровождается молитвами.

После того, как Причастие подходит к концу, клир поет тропарь «Да исполнятся», после дьяконом произносится краткое прошение, тем же временем священник читает благодарение Богу за Дары. После добавляет главопреклоненную молитву. Диакон говорит: «В мире Христовом да будем сохранены». Народ отвечает: «Во имя Господне, Господи, благослови». После этого произносится отпуст.

После отпуста священнослужители уходят в дьконик, а сам дьякон произносит ектению и употребление Даров. Завершается все чтением двух благодарственных молитв. Согласно рукописям, представленным грузинскими литургистами, в литургии апостола Иакова добавляются молитвы, читаемые над кадилом. Одна из них читается поле прочтения Евангелия. Эти рукописи датируются X-XI веком. Интересный факт, по словам литургистов, заключается в том, молитва священнослужителя о своем недостоинстве дублирует молитву «Посетивший нас милостью и щедротами, Господи..».[32] Но одна из молитв приписывается святителем Василием. Это молитва начинается словами «Никто же достоин».

Другая молитва, написанная Василием, совпадает с первой частью первой молитвы из богослужебного устава литургии Василия Великого. Присутствует в литургии молитвы, которые читаются священнослужителем на литургии апостола Иакова, писанные Дионисием Ареопагитом. Это молитвы во время причащения, читаемые при причастии священнослужителей.

Существует еще одно отличие, которое читается самым основным из всех перечисляемых – присутствие в литургии апостола Иакова, исходя из греческих рукописей – памятников, и переведенных с грузинского перевода, полное исчезновение ветхозаветного чтения, и отсутствие умовения рук, далее, «превращение тропаря на вход Св. Даров и тропаря после причащения из изменяемых (в зависимости от праздника) песнопений в фиксированные («Да молчит всякая плоть» и «Да исполнятся уста наша» соответственно)».[33]

Данные перемены скорее всего связаны с полным отказом от иерусалимского гимнографического сборника, потом Тропология, и с полной заменой литургического хода службы без чтения Ветхого Завета.

Можно смело предположить, что, исходя из различных историографических выводов и различных исторических свидетельств как внешних, так и внутренних по поводу практики совершения богослужения литургии Иаковлевой будет целесообразным введение обычая совершения богослужения в нашу Российскую богослужебную практику. Это станет хорошей традиционной формой литургического общения между народом и клиром, а также ощутить тот момент апостольского периода, когда все первохристиане имели возможность молиться и сподобляться участию в Таинстве Евхаристии. Это станет неким мостом между Апостольским Преданием и современностью.

6. Молитвословия в литургии апостола Иакова

При рассмотрении этого вопроса в первую очередь необходимо обратить внимание на молитвословия, которые присутствуют в поздних найденных списках более, чем в трех вариантах. То есть присутствуют различные вариации молитвословий в литургии апостола Иакова. Эти варианты молитвословий имеют позднее происхождение согласно с ранними литургическими списками. Так Сирийская редакция памятников показывает черты позднего происхождения языка. Например, Пресвятая Дево зовется – Феотокс. Святой Дух – Единосущным с Отцом и Сыном. Киприан Керн говорит: «Предполагается постоянный храм с твердо определившимися частями: жертвенником, завесой, алтарем, предполагают приношение и вокурение фимиама, и тд., чего не должно быть в древности апостольской».

Таким образом можно выделить следующие пласты в Иаковлевой литургии:

1. Апостольский период. Это III-IV век – время формирования канона и литургийной формы.

2. Редакция на основе Кирилла Иерусалимского. Показана в начале моей работы. На ее основе частично формировался устав, остальные части собирались из памятников.

3. Сирийское заимствование до V века. Сирия, Палестина, и другие окрестности Иерусалима были тогда святым Градом и объединены общим литургическим уставом, который еще только формировался.

4. Ранне – византийский период. Относится к VI веку.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что литургия апостола Иакова сформировалась около X века. Причем, элементами ее стали части других ранних и поздних памятников, которые употреблялись в служении. При окончательном ее формировании сыграла роль временного характера, в течении которого происходило множество событий как в политике, так и в уставах священнослужения. Во многих молитвах были внесены изменения, но основная часть - Апостольские постановления охранили вою преемственность.

.

[1] Апостольские постановления. Глава 35.

[2] Апостольские постановления. Глава VIII. Интернет ресурс.

[3] Книга Правил святых апостолов. С.- 77.

[4] Собрание древних литургий. С.- 78

[5] СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ от Луки. Глава 22. С.- 197.

[6] Божественная литургия. С.- 53.

[7] АПОСТОЛ. С-19.

[8] АПОСТОЛ. С-42

[9] Библейская энциклопедия. Интернет- источник.

[10] Проскомидия. Литургия оглашенных. С. - 24

[11] Евангелие от Марка. Гл.-12. С.-114.

[12] Церковный словарь. Пояснения. Параграф 142.

[13] АПОСТОЛ. Деяния. Гл.- 4.С.- 28.

[14] Книга правил святых апостолов. С.- 192.

[15] Апология первая. Иустин мученик. Книга. С.-81.

[16] Православная Энциклопедия. Интернет- ресурс.

[17] Из чтений по церковной археологии и литургике. С. – 73.

[18] То же. С.- 74.

[19] То же. С.- 77.

[20] Собрание древних литургий. С.- 77.

[21] То же. С. – 77-78.

[22] Лекции по исторической литургике. С. – 134.

[23] Собрание древних литургий. С.-79.

[24] То же. С.- 79.

[25] Божественная Литургия святого апостола Иакова. С.-1.

[27] ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Интернет – ресурс.

[28] Евхаристия. С.- 100.

[29] Интернет – ресурс. https://ru.wikipedia.org/wiki/Анафора

[30] Служебник. С.- 144.

[31] Православная Энциклопедия. Интернет – ресурс.

[32] Православная Энциклопедия. Интернет – ресурс.

[33] Православная Энциклопедия. Интернет – ресурс.