-Почему из множества специальностей вы выбрали именно неврологию?
С самого начала после поступления в медицинский институт в 1988 году меня интересовало как управляется и регулируется человеческий организм. Поэтому профессиональный интерес к неврологии сформировался уже к 5 курсу. Этому способствовали кружок нервных болезней на кафедре и освоенный курс нервных болезней. До сих пор помню лекции проф. Окладникова Владислава Ивановича, практические занятия Богатыревой Светланы Иннокентиевны. А уже в ординатуре нашего медицинского университета, куда попал после окончания вуза в 1994 году, на меня большое влияние оказали доцент Стефания Ильинична Щупак и заведующая неврологическим отделением Ирина Израильевна Окунева. Даже сейчас сопоставляю свои клинические ситуации в тем, как они смотрели, наблюдали и лечили больных. А научный подход в обучении был приобретен уже в аспирантуре и докторантуре.
-Какая самая главная истина при работе с пациентами?
Считаю, что самое главное в работе с пациентами – это доверие. Доверие со стороны больного: если человек не доверяет врачу, ни о каком успехе лечения говорить не приходится. Но это процесс двусторонний. И врач должен доверять пациенту в самом широком смысле слова: быть чутким, уметь расположить к себе, правильно и грамотно собирать анамнез (а это бывает трудно, нехватка времени и т.д.), развеять ложные страхи, уметь ответить на имеющиеся вопросы, оценить и описать результаты обследования и предложить возможные варианты лечения. В философском смысле медицина движется от патерналистского подхода, когда врач всегда прав и его мнение единственно верное, к персонализированной и превентивной медицине. Главное – это индивидуальный подход.
И вторая составляющая, профессионализм врача, это приходит в процессе учебы и с опытом работы. Поэтому врач и учится всю свою профессиональную жизнь. Время идет вперед и диктует свои правила.
-Какой вы видите неврологию через 25 лет?
Будущее неврологии - это медицина высоких технологий. Как бы мы не относились к этому, искусственный интеллект «отнимет» часть функций у врача-невролога. Особенно это касается диагностического поиска в медицине. Уже сейчас объем информации по различным патологиям, в том числе редким, зашкаливает. Человек не в состоянии запомнить все. Здесь помощь нейросетей бесценна, позволяет сфокусироваться на нужном направлении диагностики. Второй блок – это высоко технологичные методы исследования. КТ и МРТ мы сейчас считаем почти рутиной, они более доступны, чем 20 лет назад. Активно внедряются в практическую работу молекулярно-генетические методы исследования, малоинвазивные диагностические и терапевтические методики в ангионеврологии и не только, методы радиационной диагностики и лечения.
Однако, мы должны не забывать, что в центре диагностического поиска стоит человек. Тандем «пациент-врач» является главным. Только врач, взвесив все «За» и «Против», примет решение о том или ином виде лечения, предложит их пациенту или примет быстрое правильное решение в ургентной ситуации.
-Какой топ 3 самых частых заболеваний в неврологии?
В общей неврологической практике по частоте встречаемости первые места делят:
- Болевые синдромы. Среди них это патология позвоночника и суставов. Головные и лицевые боли.
- Вторая группа - это сосудистые заболевания, острые и хронические. В нашей стране создана и работает система первичных сосудистых отделений и сосудистых центров. Помощь и оказание лечения проводится четко по порядкам и алгоритмам.
- К третьей группе самых частых неврологических проблем можно отнести нейродегенерации. Сюда относится болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера, различные гиперкинезы и др.
Но в неврологии есть и эпилептология, и неврозы, и наследственные заболевания, и орфанные (редкие) болезни.
-Что вам больше всего нравится в медицинской практике и почему?
Мне нравится сама медицинская практика. Всегда, на всем протяжении своей профессиональной карьеры любил заниматься клинической работой. Даже в период работы в администрации вуза всегда с удовольствием приходил в клинику нервных болезней и смотрел пациентов. Это была такая отдушина для меня. Свою роль играла и смена рода деятельности в течение рабочей недели. Как правило, мы собираемся у меня в кабинете (кафедра, врачи отделения, ординаторы) и проводим подробный разбор и осмотр пациента, либо идем в палату, к постели больного, если он ограничен в передвижении. Потом все обсуждаем и формулируем диагноз, обосновываем план обследования и лечения. Благо, в клинике время позволяет нам это делать!
-Какой совет или напутствие вы могли бы дать участникам проекта?
Мне сразу понравилась идея проекта Vector. Донести до пациентов, их родственников и здоровых людей информацию о серьезных неврологических заболеваниях. Это важно и нужно. Такие школы нужно проводить. Это сокращает дистанцию между врачом и пациентом в определенных ситуациях.
Участникам проекта могу пожелать целеустремленности и креативности. Когда люди что-то очень хотят сделать, они это делают. Этот проект собрал высоко мотивированных студентов. Он позволит им приобрести опыт работы с пациентами индивидуальный и в группе. Появится первый опыт, появятся профессиональные навыки. Появится желание освоить конкретную специальность в медицине. Буду очень рад, если это будет неврология, и ребята поступят к нам в ординатуру.
Желаю всем успехов и полноценной, насыщенной событиями и встречами жизни!