Найти тему

Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского

НЕВЕРИЕ

Вообще памятование вездесущия и всемогущества Божия удерживает сердце от того колебания, в которое усиливаются привести его помыслы неверия, опираясь на тщеславие и неправильную любовь к телу. 

Отчаяние – обличитель предваривших в сердце неверия и самости: верующий в себя и уповающий на себя не восстанет из греха покаянием. 

Грешны пред Богом ропот, нетерпеливость, малодушие отчаяние – уродливые чада преступного неверия. 

Когда веру в Бога заменят соображения человеческие: тогда бедствует человек в волнах житейского моря... Способов человеческих к исшествию из затруднительных обстоятельств он не видит, а воспоминание о Боге выкрадывается непостижимым забвением. 

От неверия рождается двоедушие; от двоедушия – слабость, безуспешность в деле Божием.

....................

НЕРАДЕНИЕ

Блюди, чтобы под предлогом послушания, или келейного занятия умственным подвигом, или даже мнимой немощи, не подействовала тайно и с оправданием кознь диавола, который ненавидит молитву, как матерь добродетелей. 

Тот, кто пренебрегает жительством по заповедям Божиим, не врачует себя постоянно покаянием, не поддерживает усвоения Христу причащением Его Телу и Крови, не может не лишиться усвоения Христу, не может не лишиться спасения. 

Как величайшей опасности должно избегать знакомства с тем братом, который живет нерадиво. 

Не дерзать на безмолвие, и не нерадеть о себе, когда находишься среди попечений: вот средний путь, безопасный от падения. 

Миролюбие вкрадывается в душу как тать, пользующийся мраком ночи – нерадением и невниманием себе. 

Когда инок пренебрежет молитвою, безмолвием, постом... тогда враг, видя его обезоруженным, нападает на него, поражает удобно. 

Увы, Господь мой! Ты на кресте: я утопаю в наслаждениях и неге. Ты подвизаешься за меня на кресте... я – лежу в лености, в расслаблении, ищу повсюду и во всем спокойствия.

..................................

НЕСТЯЖАНИЕ

Тот, кто раздал имение нищим, для того чтобы оказать всецелое повиновение Спасителю кто сам соделался нищим, чтобы подчинить себя лишениям, сопряженным с нищетою и обильно доставляющим смирение, уничтожает этим действием всю надежду свою на мир, сосредоточивает ее в Боге.

Чтоб стяжать любовь к предметам духовным и небесным, должно отречься от любви к предметам земным. 

Нестяжание и отречение от мира есть необходимое условие к достижению совершенства. Ум и сердце должны быть всецело устремлены к Богу; все препятствия, все поводы к развлечению должны быть устранены.

Всякий, поступивший в монастырь и принявший на себя благое иго Христово, должен непременно пребывать в нестяжательности. V, 282.

«О нестяжании».

По определению отцов, нечувствие есть умерщвление духовных ощущений, есть невидимая смерть духа человеческого по отношению к духовным предметам, при полном развитии жизни по отношению к предметам вещественным. 

Нечувствие насаждается в душу враждебным Богу миром и враждебными Богу падшими ангелами, при содействии нашего произволения. Оно возрастает и укрепляется жизнию по началам мира; оно возрастает и укрепляется от последования своим падшим разуму и воле, от оставления служения Богу и от небрежного служения Богу. 

Состояние мнимого спокойствия святые отцы называют нечувствием, умерщвлением души, смертию ума прежде смерти тела. V, 373–374.

Нечувствие тем страшно, что обладаемый им не понимает своего бедственного состояния: он обольщен и ослеплен самомнением и самодовольством.

...................................
Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского

https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-ignatija-episkopa-kavkazskogo-i-chernomorskogo/103