Найти в Дзене
Записки психолога

Почему советы родителей не работают.

Или кое-что о задачах поколений.

Ничто так не раздражает, как совет мамы надеть шапку, когда ты за рулем, или купить гречку впрок.

И вроде понятно, почему она так говорит (и не просто говорит – она так мыслит и чувствует), однако же объяснять каждый раз, что мы живем немножко в другом мире – бессмысленно и энергетически затратно.

Я с героем прошлого поколения - смоленским постовым В. Д. Курицыным.
Я с героем прошлого поколения - смоленским постовым В. Д. Курицыным.

Каждое поколение решает свою задачу.

«Времена не выбирают, в них живут и умирают», - сказал хороший поэт.

И те, кто как моя мама, были призваны выжить в голодные послевоенные годы, конечно же будут стремиться иметь в шкафу запасы соли, сахара и круп. Для поколения наших родителей – это важный маркер психологической безопасности.

В 21 веке пища носит совсем другой смысл: это уже не про сытость, а про наслаждение, и, как следствие, про ограничения. В ход пошли здоровые системы питания и экологичные продукты.

Поколение начала нового века решает проблемы поиска себя и поиска смысла: если не ради необходимости и выживания, то ради чего?

Ведь проблемы выживания были решены послевоенным поколением, проблемы изменчивости жизни – поколением 60-70-80х (известные фразы «Изменись или умри!», «В будущее возьмут не всех» и т.д.).

Но так уж получается, что ТОТ опыт, хоть и вызывает много уважения, но мало помогает поколениям нулевых и последующих.

Новое поколение решает новые задачи и нарабатывает свой собственный опыт: это другое отношение к семье, к деньгам, к национальности, к полу, к собственному предназначению.

И если позавчера новости читали в газетах, вчера в тв-новостях, то сегодня – в телеграмм. И это уже другие новости, другое восприятие и другая степень доверия.

===

Тут хочется внести несколько уточнений.

Часто перекличка смыслов идет через поколение: бабушки с внуками могут легче найти нечто общее в смыслах. Это как клеши из 70х снова могут быть актуальными на новом витке, а вот буквально сезон назад модные скинни – уже как-то совсем не то…

И конечно, существуют вечные смыслы и ценности. Они очень просты и давно известны – 10 заповедей, например.

Но так уж мы устроены: чтобы принять простое – надо пройти через сложности собственной судьбы и души. Решить задачу поколения, а потом уж принять вечное.