Кельтская мифология
Здравствуйте, дорогие мои друзья! Сегодня я расскажу вам о мифологии древних кельтов.
Кельты - (греч. Κελτοί, лат. Celtae) — близкие по языку и материальной культуре племена индоевропейского происхождения, в древности на рубеже до нашей эры населявшие обширную территорию в Западной и Центральной Европе.
Первое зафиксированное использование названия «кельты» — др.-греч. Κελτοί (кельты) — для обозначения этнической группы было сделано греческим географом Гекатеем Милетским в 517 году до н. э., когда он писал о народе, живущем вблизи Массилии (современный Марсель). В V веке до н. э. Геродот упоминал кельтоев, живущих в верховьях Дуная, а также на дальнем западе Европы. Этимология термина Κελτοί неясна. Возможные корни включают индоевропейский *kʲel «скрывать» (присутствует также в древнеирландском 'ceilid') или же *kʲel «жар», или *kel «принуждать, побуждать». Некоторые авторы предполагают, что это эндоэтноним, в то время как другие рассматривают его как имя, придуманное греками. Лингвист Патриция де Бернардо Стемпель принадлежит к последней группе, и предлагает значение «высокие».
В I веке до н. э. Юлий Цезарь сообщал, что люди, известные римлянам как галлы (лат. Galli), называли себя кельтами. Это говорит о том, что даже если имя «кельты» было дано греками, то оно в какой-то степени было принято галльскими племенами в качестве собирательного названия.
В современном английском языке слово celt впервые зафиксировано в 1707 году в сочинении лингвиста Эдварда Ллуйда, чья работа, наряду с работой других учёных конца XVIII века, привлекла внимание научного мира к языкам и истории ранних кельтских обитателей Великобритании.
Одним из главных праздников кельтов является Лунассад (1 августа) – это именно тот момент, когда зерно, посаженное в Соуэн (1 ноября), ожившее в Химолк (1 февраля) и взошедшее в Белтайн (1 мая), готовится к тому, чтобы быть собранным. Пришла полнота момента.
Люнассад (Lughnassad) назван так в честь кельтского бога солнца Лугха. Лугх – Длинная Рука. Лугх – Сияющий. Лугх – волшебник, мастер искусств, ремесел и магии. Лугх – именем которого названы Лондон и Лион.
Хроники рассказывают, что Лугх Длинная Рука спас племя Детей Богини Дану в момент решающей битвы с племенем Фоморов, пришедших из моря. А ведь именно Дети Богини Дану впоследствии уступили свое место на Земле людям, а сами ушли из нашего мира в холмы. Останься на земле Фоморы, возможно, что нам пришлось бы туго, ибо и Туата Де Дананн и Фоморы обладали сверхчеловеческими силами. Мы привыкли считать, что все это – детские сказки. А вдруг мы ошибаемся?
Ведь то, что дошло до нас сказками – не более, не менее чем древняя мудрость, по старой человеческой традиции изложенная в виде мифов. Другими словами – лоции для успешной навигации по жизни. Под нашим, столь успешным с материальной точки зрения, а на самом деле – совсем нас не удовлетворяющим – существованием с начала времени пролегают глубокие и истинные потоки, которыми и питаются наши корни.
Итак, поздравляю вас: древний праздник Люнассад, праздник жизни. Праздник Белого и Золотого Цветов. Время дарить. Время отдавать. Самый сладкий сезон нашей жизни.
С детства я любил кельтскую музыку. Прослушивание кельтской музыки выпускало мою душу на прогулку в мифический и – одновременно – реальнее реального мир. Это было как вода из волшебного родника, дававшая мне новые непомерные силы. И сейчас, когда я вспоминаю эти песни, я вновь возвращаюсь в эти просторные дубравы, на эти магические луга. Это сокровище не обесценилось в нашу эпоху массового изобилия: эти песни все так же редки.
В сознании кельтов цикл года проходил в противостоянии двух братьев королей, воплощавших два аспекта Зеленого Бога. Король Дуба правил светлой стороной года: король Падуба (Holly King) – темной.
Король Дуба рождался в зимнее солнцестояние и достигал расцвета своей силы в Белтайн, 1-го мая; Король Падуба рождался в день летнего равноденствия, и набирал силу всю осень. В Самайн – 1-го ноября – он, наконец, расправлялся с братом-соперником и победоносно брал в жены бывшую супругу поверженного Дубового Короля. Супругой же была никто иная, как Белая Богиня.
Но смерть Дубового Короля была лишь временной – пока Король Падуба царствовал над зимней землей, Дубовый Король приходил в себя в Стеклянном Замке Колеса за Северным ветром, вновь появлялся на свет – и наносил своему темному двойнику смертельное поражение 1-го мая.
И так эта история повторяется вновь и вновь, каждый год, и все мы – знаем мы это или не знаем – проживаем ее в своей собственной жизни. Древняя и вечно новая история; и так будет длиться с каждым из нас, пока, наконец, мы не выучим этого урока и не освободимся чтобы идти дальше и выше. Но это уже – совсем другая история.
И самое главное – не подумайте, что я развлекаю вас обычаями и мифами каких-то далеких неизвестных народов. Все эти древние праздники праздновались точно по звездам. Они выпадали, например, как Белтайн, астрономически ровно между весенними солнцестоянием и летним равноденствием – и так далее. А звезды в нашем мире, а особенно в нашем полушарии всем светят и светили одинаково. И свет звезд, и фазы Луны были вплотную увязаны с земледелием – а значит, и наши с вами предки соблюдали те же праздники, и похожие – если не те же самые – мифы были и у нас. А если еще учитывать постоянные миграции...
В общем, мы все – один народ, и только наше непомерное невежество, раздуваемое нашим же непомерным самолюбием, не дает нам этого увидеть. Но паломнику, оставившему позади всю людскую суету, Господь открывает прекрасную истину.
И еще – старинные песни достались нам по наследству от древних бардов. А барды – они же «филиды», (ясновидящие), или «оллавы» – «мастера поэты» – проходили суровую школу. Обучались они 23 года, причем 8 лет – в полной тьме, чтобы нельзя было никуда записать выученное, и выпускник университета бардов должен был с легкостью не только петь, а импровизировать на нескольких основных языках известного тогда мира, и отлично разбираться при этом в тонкостях философий и религий разных народов. Бывало так, что бард, нашедший ночной приют в замке, несколько часов пел хозяину долгую песнь, а после до утра разговаривал с ним, проясняя хозяину сложные места только что спетого.
В кельтских странах бард считался фигурой неприкосновенной: он мог путешествовать где угодно, говорить что угодно и петь там и тогда, где пожелает. Он приносил новости и передавал важные послания. Вдобавок к этому он был живым хранилищем культуры и истории – вся она хранилась у него в памяти в виде десятков тысяч стихотворных строк.Когда в долине происходила битва двух армий, барды этих армий сидели вместе на высоком холме над побоищем и внимательно смотрели, как теперешние футбольные судьи – все ли идет по правилам. И суждений бардов не мог оспорить никто. Если барды соглашались, что правила чести нарушены, войну приходилось приостанавливать и вносить коррективы.
Не потому ли те времена так удобно считать теперь мифическими – потому что в теперешней жизни, как нас учат, этому нет места. А в древних песнях все остается по-прежнему. Они настраивают на истинный лад и возвышают нашу душу. Не зря Ауэрбах говорил: «Музыка смывает с души пыль повседневного существования». Вот музыка и есть наше лучшее воспитание.
Однако времена менялись. На смену человеческим отношениям пришли отношения денежные. Существование бардов раздражало нарождающуюся феодальную власть, которой все менее становилась нужна справедливость в какой бы то ни было форме. И последние из потомков кельтских друидов и бардов – как непрост юмор истории – бежали из придушенной британским владычеством Ирландии к пообещавшему им свободу Наполеону – и как пушечное мясо полегли под чужим флагом в снегах России.
Однако не будем грустить - барды сгинули, но законы их музыки остались. Это старинные законы: эта музыка зависит от звезд и Луны, тайн растущего зерна и острого серпа – а значит тайны никуда не делись, они просто ждут времени, когда они смогут снова открыться на пользу всем нам.
Мне будет приятно, если вы скажете мне "спасибо" не только просмотром, комментарием или лайком, но и рублём. Вот ссылка для переводов: