Перевод с английского
Для тех из нас, кто работает в области комплексной травмы, выход книги доктора Джанины Фишер «Исцеление раздробленных личностей людей, переживших травму» стал одним из самых ярких событий 2017 года.
Книга представляет собой замечательное обобщение современных знаний в области исследования травмы, наполненное мудростью, проницательностью и глубоким состраданием к людям, пережившим насилие.
Фишер объединяет нейробиологические исследования, психологическую теорию и продуктивный, хотя иногда и болезненный, процесс проб и ошибок, в ходе которого десятки преданных своему делу терапевтов искали лучшие способы помощи пережившим травму.
Я считаю, что эта книга обязательна к прочтению для всех, кто работает в сфере психологии, но она также предназначена для людей, переживших сложную травму, особенно для тех, кто начинает терапию. Ее может с пользой прочитать каждый, у кого есть друзья или члены семьи с комплексной травмой, или любой, кто интересуется этой темой.
Что такое теория травмы Фишер?
К сожалению, многие люди, имеющие дело с последствиями травматического детства, набрались смелости и начали курс терапии, но были вынуждены прекратить его, потому что столкновение с подавленными или частично подавленными воспоминаниями вызвало срыв или личный кризис, который сделал невозможным продолжение.
Хотя можно утверждать, что терапия по модели «должно стать хуже, прежде чем станет лучше» все же помогла многим людям, желательность поиска менее болезненной модели очевидна.
Фишер описывает как новую, усовершенствованную модель терапии травмы, так и процесс ее появления, который сам по себе является увлекательной историей.
В рамках одной статьи описать книгу будет невозможно, но я попытаюсь рассказать о некоторых ее основных особенностях.
Диссоциация и фрагментация самости
Как следует из подзаголовка «Преодоление внутреннего самоотчуждения», центральной темой книги является феномен диссоциации, который встречается у многих людей, переживших травму.
Диссоциация затрагивает не только тех, кто соответствует критериям диссоциативного расстройства идентичности (DID), как указано в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам, 5-е издание (DSM-5).
Фишер рассказывает о том, как диссоциация, или отчуждение, проявляется у людей, переживших длительную травму. Она объясняет биологический механизм этих симптомов, который имеет смысл в свете современной нейронауки и изучения поведения людей и животных.
Человеческий мозг – это удивительная машина, усовершенствованная миллионами лет эволюции для выживания. Возможно, самая замечательная его особенность - способность обучаться и адаптироваться к различным условиям. Одна из самых экстремальных, но далеко не редких ситуаций, для которой человеку приходится вырабатывать механизмы преодоления, - это жестокое обращение со стороны опекуна.
Фишер объясняет механизм, с помощью которого дети, пережившие жестокое обращение, похищенные люди и другие люди, пережившие сложные травмы, справляются с самыми ужасными формами насилия и жестокости путем диссоциации – то есть отделения той части личности, которая переживает жестокое обращение, от тех частей, которые переживают другие аспекты жизни.
Диссоциация особенно важна, когда жестокое обращение происходит со стороны основного опекуна, который также отвечает за обеспечение пищей, кровом и физической защитой. В такой ситуации человеку, подвергающемуся жестокому обращению, приходится учиться функционировать двойственно, воспринимая одного и того же человека одновременно и как угрозу, и как источник необходимых благ.
Диссоциация – расщепление личности на различные части – является самым простым и, возможно, единственно возможным способом сделать это.
Для разных людей диссоциация – это разный опыт. Она может ощущаться как:
- отрыв от тела или внетелесный опыт
- ощущение отделенности от окружающего мира, или мир вокруг кажется нереальным
- эмоциональная отстраненность или чувство оцепенения
- утрата чувства идентичности
- забывание личной информации или событий
- наличие нескольких отдельных личностей, как, например, при DID.
Диссоциация может возникать при многих психических заболеваниях, особенно тех, которые связаны с травмой, таких как диссоциативные расстройства и пограничное расстройство личности (ПРЛ).
Самопонимание
Поскольку даже самый здоровый и уравновешенный человек обладает разнообразной личностью (на вечеринке вы, вероятно, ведете себя несколько иначе, чем на работе), человека, пережившего насилие, можно охарактеризовать как человека, опирающегося на нормальную часть своих возможностей мозга в экстремальных и в конечном итоге разрушительных случаях как единственный путь к выживанию.
Понимание того, как травма вызывает диссоциативные симптомы, указывает путь к решению проблемы. Диссоциация – это не результат повреждения мозга, а результат процесса обучения.
Правда, процесса обучения, который никогда не должен был произойти, но тем не менее это уже само по себе положительный момент.
Выход из сложной травмы заключается в том, чтобы признать различные разломы вашей личности не как рану, а как знак выживания – не как нечто, что следует вырезать, а как части вас, требующие реинтеграции.
Заглядывая в будущее
Путь к исцелению, объясняет Фишер, лежит через подлинную любовь к себе – через желание заботиться о каждой части своей личности.
Диссоциативные эпизоды могут быть болезненными, пугающими и тревожными, часто даже очень, но ненависть к какой-то части себя только продлевает агонию.
Больше всего в книге Фишер меня восхищает то, как она показывает, что люди, пережившие сложную травму, могут лучше продвигаться в терапии, если они хорошо понимают свою фрагментированную личность, что ее вызвало и что ее поддерживает.
Это напоминает нам о фундаментальном различии между психическим здоровьем и другими областями медицины. Операция или таблетка могут работать одинаково хорошо, независимо от того, насколько хорошо вы понимаете механизм их действия.
Психотерапия, напротив, часто оказывается более эффективной, когда человек, проходящий терапию, развивает понимание того, как работают его мысли. Действительно, важной частью терапии (хотя и не единственной!) является передача знаний с целью формирования самопонимания.
В этом отношении терапия тесно связана с философией и многими религиозными традициями, в частности с теми, которые основаны на медитации и самоанализе. Mindfulness, конечно, является наиболее ярким примером психологической техники, которая развилась из религиозного (в частности, буддийского) источника, но это наблюдение применимо и в более широком смысле.
Источник: https://psychcentral.com/lib/dissociation-fragmentation-and-self-understanding
Наш телеграм-канал: https://t.me/psypedia_org