Казалось бы, что такого в этом вопросе… Понятие…
Есть проблемы и серьезнее.
Однако, понятия создают в современных реалиях проблемы, которые рискуют перерасти в нешуточные.
Когда мы говорим о дереве – всем все понятно. Вроде бы. Речь о дереве. Это безотносительное, несобирательное, конкретное понятие. Но когда речь идет о красоте… Тут же возникают вопросы.
А вот когда речь идет о политике, религии, экономике, управлении, отношении полов, кризисах и много другом возникает множество споров и конфликтов. Последние годы это очень ярко показывают. В обществе огромное количество тем вызывает дискуссии. А мировая ситуация только подогревает напряженность. И хорошо, что дискуссии происходят в социальных сетях, а не вживую. Однако, это все показывает наличие больших проблем в образованности людей. То ли по причине некачественного образования, то ли по причине способностей самих людей, то ли все сразу. Но в любом случае масштабы этого впечатляют.
Хотя есть простые способы избежать массы конфликтов и споров:
1. Различать свое мнение и оценку. Оценку в том или ином вопросе могут делать компетентные люди. Причем здесь действует принцип более компетентный может оценивать равных себе и менее компетентных. Слабо компетентный в том или ином вопросе не может давать оценку более компетентным в этом вопросе.
Например, химик не имеющий отношения к живописи не может дать компетентную оценку художнику , но может высказать свое мнение. Однако, странно высказывать свое мнение химику и претендовать на оценку, если к живописи он не имеет никакого отношения.
Конечно, оценка профессионала может быть ошибочна. Ни образование, ни долгий опыт не могут защитить от этого. История знает не мало примеров. Однако, профессионал имеет право на оценку. Не специалист в том или ином вопросе может высказать мнение.
Проблема, которая существует, это когда люди путают мнение и оценку.
2. Само понятие. Если задать вопросы, кто что имеет ввиду под тем, что говорит, можно обнаружить, что люди под одним понятием имеют ввиду разные вещи, часто к самому понятию не имеющим никакого отношения.
Ошибки в этом случае:
- в большинстве случаев люди не задумываются над тем, что они некомпетентны (См.п.1),
- не считают нужным заглянуть в словари, чтоб изучить что там написано в отношении этого понятия,
- не считают нужным заглянуть в историю вопроса, в первоисточники, что, какие смыслы закладывалось изначально,
- не проверяют информацию полученную в интернете (а то, что она опубликована и растиражирована не означает, что она достоверная), не ищут альтернативных источников информации,
- обобщают то, что не нужно обобщать,
- исключительные случаи выдают за массовые,
- выдает свое мнение за факты, порой искренне в это веря,
- субъективное выдают за объективное,
- в погоне за доказательством своего мнения забывают о фактах, доказанности, правде, истине,
- не умеют признавать свою ошибку или ошибки,
- в погоне за попыткой убедить других в своем мнении забывают о нормах поведения, морали, нравственности.
Все это свидетельствует о слабой логике, анализе, критическом мышлении и в целом о слабой мыслительной базе. В результате чего возникают вопросы:
1. всегда ли, всех ли учат ли в школе, вузе рассуждать, мыслить или приоритет на усвоение знаний?
2. если в интернете проявлены все законы толпы, то ест ли возможность их сгладить?
- заражаемость и внушаемость. Люди в толпе легко подхватывают общее настроение и восприимчивы к внушению.
- отсутствие осознанности. Для толпы несвойственны разум и логика. Ей управляют эмоции.
- образность мышления. В больших и стихийных толпах люди мыслят образно — их мышление предельно упрощается.
- консерватизм и категоричность. Любая толпа всегда привязана к традициям и негативно воспринимает всякие отклонения и новшества.
- стимуляция воображения. Люди в толпе начинают разделять не только общие эмоции, но и образы.
3. - что будет, если обществу с такими подходами подкинуть «злободневную тему»…
Что нужно для того, чтоб дискуссии носили конструктивный характер? Что нужно учесть, подготовить?
1. иметь контакт с реальностью и уместностью,
2. трезво и объективно оценивать свою компетентность и права на оценку и мнения, различия их,
3. в случае любого понятия прежде чем вступать в диалог, дискуссии и горячие споры заглядывать в словари, историю, первоисточники,
4. проверять информацию, полученную в интернете, насколько авторитетной она бы не казалась, помня, что массовое мнение не означает реальность, а заблуждения в толпе неизбежны,
5. помнить о разнообразии мира и людей, о том, что обобщить можно только то, что имеет массу сходных признаков и о других правилах,
6. помнить что исключительные случаи нельзя применить ко всем или большинству,
7. помнить, что свое мнение субъективно и весьма часто не имеет никакого отношения к фактам действительности, объективности,
8. прежде чем что -либо утверждать, это надо доказать,
9. уметь признавать свои ошибки, ведь каждый может ошибиться,
10. помнить о нормах общения, морали и нравственности. Каким бы сильным не было желание доказать свою правоту, оно не должно перевешивать человечность. Толку от ощущения правоты (еще не факт, что личная правота имеет хоть какое - то отношение к реальности) если при этом утеряна человечность.
11. нужно развивать кругозор, логику, анализ, критическое, абстрактное, временное мышление и пр.