Найти тему
Анастасия Миронова

"Я жертва, я така жертва". Серебренников в образе жертвы режима снова появился в Каннах под недоуменные вгляды европейцев

Кирилл Серебренников со съемочной командой фильма "Баллада о Лимонове" / Victor Bojko, Getty Images
Кирилл Серебренников со съемочной командой фильма "Баллада о Лимонове" / Victor Bojko, Getty Images

Кто давно меня читает, помнят, что я неоднократно писала о Кирилле Серебренникове и феномене его популярности на западе. Пару раз я разбирала рецензии на его каннские показы, писала о его "Черном монахе", которым он открывал в 2022 году театральный фестиваль в Авиньоне. Уже после разгрома его "Жены Чайковского" в Каннах.

Еще вы могли помнить, что мое настоящее расхождение с либеральной прессой и либеральным истеблишментом, который ранее меня почитывал, случилось не столько из-за Дмитриева, сколько из-за дела Серебренникова. Потому что моему выступлению по делу Дмитриева предшествовала колонка в Газете.ру под названием "А ты почему не бежишь?". Она была о том, что меня достали спрашивать, отчего я не выступлю в поддержку Серебренникова. Тогда я впервые написала о его деле - что считаю виновным в хищении и не вижу причин за него заступаться. И к слову написала, что и Дмитриева считаю виновным. После этого меня облили ушатом помоев и так сильно оскорбили, что я не выдержала и сказала (и на пальцах доказала), что либеральные защитники Дмитриева все годы судов знали о его виновности, но защищали из корпоративной солидарности

Наконец, вы могли видеть, что я уже писала рецензию на фильм Серебренникова "Лимонов. Баллада об Эдичке". Еще в феврале прошлого года, когда копию слили в интернет. Мне фильм очень не понравился. Чрезвычайно плохо. И главное - это образ Лимонова, тяжелого одержимого девианта с разболтанной походкой.

Из всего наследия Лимонова, из всей его биографии Серебренников запомнил только сцену с негром. Которая была Лимоновым придумана как метафора наивысшей формы одиночества в чужой стране

Спустя почти 50 лет на этом негре Серебренников поехал в Канны.

Написала для 360TV колонку об этом, об истории успеха Кирилла Серебренникова и бездонной терпеливости европейцев, которые год от года встречают Серебренникова холодно и даже злобно (так, его прошлый фильм едва ли не главный мировой кинокритик назвал словом "лажа"), но терпеливо позволяют скармливать его себе. Серебренников в некотором роде пошел на их систему с ломом: он назвался жертвой режима. И ориентация-то у него не та, и осудили-то его тут, беднягу. Помните кино?

Человек сиганул на запад прямиком от госкормушки. Его тут заваливали деньгами, вниманием, спектаклями, съемками. Потом прикинулся жертвой, объявил себя преследуемым, стал таскать на спектакли и показы модные флаги - и вот уже ни рецензии разгромные, ни определение "лажа" не позволяют вытолкать его с фестивалей.

Изображая жертву. Как Кирилл Серебренников умудряется попадать на фестивали

"Балладу об Эдичке" приняли холодно. Околонулевой интерес. Но Серебренников никуда не уйдет. У него для европейцев уже есть новый фильм - о докторе Менгеле, которого играет исполнитель роли Воланда в нашем "Мастере и Маргарите" Аугуст Диль. Увы, но, судя по всему, совершенно неважно, хорошим получится этот фильм или плохим - нового выхода Серебренникова на ковровую дорожку европейцам не миновать.