Иногда при реализации какой-либо новой функциональности мы сталкиваемся с тем, что Пользователь либо не понимает, как с этим работать, либо вообще не видит в ней смысла. И получается, что все ресурсы, которые пошли на разработку, были потрачены зря, т.е. компания несет убытки. Почему это может происходить? Причин может быть несколько, например:
- неправильно была выявлена пользовательская ценность,
- не было исследовано, насколько понятен пользовательский путь,
- была некорректно донесена до пользователя информация о ценности,
- не были собраны метрики по использованию фичи, в которую внесены изменения,
- была неправильно выявлена целевая аудитория и т.д.
Давайте разберемся вместе, когда же надо было проводить это исследование, среди какой аудитории, каким образом, и что же это вообще такое - UX-исследование.
Что такое UX-исследование и зачем оно нужно?
Если переводить дословно, то UX-исследование - это исследование пользовательского опыта (User Experience, UX), т.е. процесс изучения поведения и предпочтений пользователей с целью оптимизации дизайна и функциональности продукта. Зачем же нам это нужно? Ну, во-первых, чтобы определить, нужна ли данная фича Пользователю, есть ли смысл в её реализации. Во-вторых, изучая пользовательский опыт, мы понимаем “боли” пользователя, в какие моменты он испытает трудности при работе с нашим продуктом. И, наконец, мы поймём, что именно Пользователь ожидает от нашей фичи.
Если же говорить о глобальных целях, то использование подобных исследований позволяет нам реализовывать именно ту функциональность, которая нужна пользователям, и именно в том формате, который будет максимально востребован, что в свою очередь позволит максимизировать прибыль за счет повышения качества продукта и исключить затраты на разработку невостребованной функциональности.
Когда проводить UX-исследование?
Итак, мы поняли, что из себя представляет UX-исследование и его назначение. А на каком этапе его собственно следует проводить? Во-первых, естественно, до начала разработки. Но в идеале сразу после возникновении идеи, какую функциональность хотелось бы воплотить в жизнь. Именно на этом шаге стоит задуматься, стоит ли проводить эксперимент. В целом, не каждая задача должна пройти через UX-исследование. Есть такие фичи, которые точно нужны и мы точно знаем, каким образом будем их реализовывать. Например, те, которые законодательств.
В случае, если представление о пользовательской ценности и пользовательском опыте пока размыто, целесообразно провести эксперимент. Для этого нужно провести следующие мероприятия:
- подготовка UX-исследования
- проведение UX-исследования
- подведение результатов.
Что входит в подготовку эксперимента?
Подготовка эксперимента занимает достаточно продолжительное время, так как включает в себя целый комплекс действий:
- Формулировка проблемы и определение целей. Сформулируйте, для чего Вы проводите данный эксперимент, на какой неразрешенный вопрос дадут ответ результаты исследования
- Выбор метода исследования. При выборе метода исследования в первую очередь ориентируйтесь на свои цели
- Подготовка материалов. Какие именно материалы следует подготовить напрямую зависит от того, какой метод исследования на предыдущем шаге. В основном это макеты, прототипы, опросники
- Поиск респондентов. Перед тем как искать респондентов составьте портрет пользователя, тем самым определив свою целевую аудиторию
- Определение участников со стороны вашей команды/организации, т.е. кто будет проводить исследование, кто будет обрабатывать результаты, кто будет просто наблюдателем
- Согласование даты и времени. Очень важный этап, на котором необходимо определить, какие слоты свободны, как у участников со стороны вашей команды, так и у респондентов. Не забудьте учесть часовые пояса!
- Подготовка плана разговора. Напишите себе короткий план разговора, чтобы “не теряться” в процессе
Более подробного каждый про каждый из этапов подготовки эксперимента можно почитать здесь.
Что важно учесть при проведении исследования?
При проведении исследования важно фиксировать всё, что происходит в процессе. Важен не только конечный результат, достиг респондент поставленной цели или нет. Обратите внимание на эмоциональную составляющую разговора. На каком именно шаге пользователь пошел не по сценарию. Задавайте вопросы, почему респонденту захотелось нажать на ту или иную кнопку, что он ожидает получить при совершении этого действия и т.д. Всё это очень поможет вам не только при дальнейшем анализе рассматриваемой фичи и подведении результатов, но и послужит почвой для появления новых идей.
Сразу после окончания встречи зафиксируйте результаты исследования. Это поможет вам не перепутать результаты одного исследования с другим. Это особенно актуально, если вы не ограничиваете свой рабочий день только одним исследованием.
Что теперь с этим делать?
После встречи со всеми респондентами у вас уже есть понимание, в правильном ли направлении вы двигались, когда прорабатывали пользовательский сценарий. Если большинство респондентов не сбились с пользовательского пути, значит, задачу можно переводить в статус анализа и готовиться в проработке всех требований для реализации. Если же часто пользовали шли по незапланированного сценарию, не могли найти элементы интерфейса, расположение которых с вашей точки зрения было очевидно, значит, пользовательский путь интуитивно непонятен потенциальному пользователю. В этом случае необходимо анализировать, где именно была допущена ошибка (UX или UI), каков был “ложный” путь пользователя. После этого следует внести изменения в прототип и ещё раз провести исследование.
Несколько полезных советов вместо заключения
- Набирайте нечетное количество респондентов. В этом случае мнения точно не разделяться ровно пополам
- Проводите в день не более 3 исследований
- Акцентируйте, что вам важно мнение респондента для повышения качества продукта
- Проверьте перед встречей своё рабочее место (работает ли камера, звук, микрофон, авторизованы ли вы в видеосервисе, доступ к прототипу и т.д.)
- Описывайте выводы сразу после встречи
- Включайте запись встречи (только с согласия всех участников)
- Включайте свою камеру
Текст: Ольга Макарова
Редактор: Татьяна Курсина
Фото: найдены на просторах Сети