Найти в Дзене
Мир гуманитария

Франсиско Гойя: безумие, ставшее спасением

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Он всю свою жизнь рисовал, всю жизнь пытался получить признание и остаться в истории. В своих письмах друзьям и родственникам он честно признавался, что заработок денег и признание – его единственная цель. Долгие годы Франсиско писал портреты и картины на заказ, стал придворным художником и достиг своих целей. Но будь он обычным придворным художником, его картины не были бы столь интересны для потомков. Так что же произошло?
Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Гойю разбил паралич, и неизлечимая глухота стала следствием перенесённого недуга. В этот период Франсиско постепенно начинает уходить от светского общества, больше творить для себя, а не по заказу. Новым толчком к изменению художника стала война. Под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедс

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Он всю свою жизнь рисовал, всю жизнь пытался получить признание и остаться в истории. В своих письмах друзьям и родственникам он честно признавался, что заработок денег и признание – его единственная цель. Долгие годы Франсиско писал портреты и картины на заказ, стал придворным художником и достиг своих целей. Но будь он обычным придворным художником, его картины не были бы столь интересны для потомков. Так что же произошло?

Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Гойю разбил паралич, и неизлечимая глухота стала следствием перенесённого недуга. В этот период Франсиско постепенно начинает уходить от светского общества, больше творить для себя, а не по заказу. Новым толчком к изменению художника стала война. Под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Сюжеты этой серии пронизаны ненавистью к ужасам войны и болью за свою страну и невинных жертв. Он продолжал писать по заказу, но данных картин становилось все меньше. В письмах друзьям Гойя признается, что он одинок, разбит и сломан. Война забрала все его силы.

Уже после окончательного освобождения Испании от французов Гойя создает два знаменитых полотна, посвящённых Мадридскому восстанию: «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года». Именно эти картины многие искусствоведы считают последними из эпохи «разумного» Франсиско Гойя.

Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года
Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года

В начале 1820 года Гойя вновь заболел и полностью покинул высшее общество. Он закрылся в своём доме под Мадридом и начал творить, как сумасшедший. Он писал на полотнах, стенах и поверх своих же старых работ. Франсиско перестал писать кистями, картины стали темными и ужасающими. Их объединяют в одну серию «Черные картины», и многие из них мир увидел только после кончины художника. Именно в этот период Гойя создает всемирно известные полотна «Атропа» и «Сатурн, пожирающий своего сына».

Атропа
Атропа

Большинство ныне живущих знает Франсиско Гойю как сумасшедшего художника, создавшего эти два ужасающих полотна в своей спальне и столовой. Его безумие и полное погружение в свой мир даровали Гойе признание, его запомнили и считают гением. Ирония судьбы талантливого художника, который большую часть своей жизни гнался за светом, деньгами и уважением, а получил все это после смерти за работы, полные безумия и тьмы.