В один из дней, проведенных в Санкт-Петербурге ,вместо того , чтобы как все приличные туристы утюжить Невский, или Дворцовую площадь , мы отправились на вокзал. На самый интересный и старинный вокзал в нашей стране
Кто знает с чего началось железнодорожное сообщение у нас в стране? И где находится самый первый вокзал построенный в Российской империи?
Оказалось в шаговой доступности от нашего места проживания.
Ловите локацию - метро Пушкинская . Витебский вокзал.
Это непростой вокзал, а самый старейший в России и поистине уникальный. Именно с ветки, соединившей в 1837 году Царское Село и Петербург, началась история железных дорог.
Первый российский поезд, получивший название «Проворный», отправился со своей платформы в императорскую резиденцию в Царском Селе без малого 187 лет назад.
Первое здание вокзала было построено из бруса и небольших размеров, поэтому спустя уже 12 лет его снесли и построили более капитальное. Располагалось оно на пересечении Загородного проспекта и ныне исчезнувшего Введенского канала.
Здание вокзала, такое, каким мы его видим сейчас - было введено в эксплуатацию в 1904 году, и было создано в модном на то время стиле "модерн". Это лёгкость металлических конструкций, большие полукруглые окна, для максимального естественного освещения, высокие арки, широкие лестницы, обилие декора.
Все прогрессивные новшества и приемы того времени воплотились в новом Витебском вокзале - электрическое освещение, канализация, лифт для пассажиров, а также багажная подъёмная машина.
В частности, багажная подъемная машина сохранилась и по сей день и ещё работает !
После революции первозданный архитектурный облик вокзала и интерьеры царских времён разрушать не стали. Но в пылу борьбы с "проклятым царизмом" вокзал стал Детскосельским, в связи с переименованием Царского села. А в 1935-м снова Витебским по названию конечной точки маршрута.
Во время блокады Ленинграда Витебский вокзал замаскировали под руины. Настолько хорошо, что даже ленинградцы не сомневались: здание сильно пострадало от бомбёжки. Таким образом его удалось сохранить.
В зале Витебского вокзала установлен памятник инженеру Ф.А. Герстнеру.
Именно он Предложил Николаю I начать строить в России железные дороги. Предложены были сразу несколько маршрутов : Петербург- Москва, Петербург- Одесса, Москва- Нижний Новгород и Москва -Коломна.
Специальная комиссия, назначенная императором, осторожничала и разрешила только создание опытного участка железной дороги Петербург — Царское Село. Для самой первой ветки в императорскую резиденцию были закуплены в Англии два паровоза.
В руках у бронзового Герстнера - как раз макет одного из них - под названием «Проворный»
Им Франц Антон фон Герстнер управлял лично во время его первого рейса в 1837 году. 27 километров от Петербурга до Царского Села паровоз пролетел за 35 минут, со средней скоростью 51 км/ч - что весьма прилично для техники того времени…
Внутри Витебского вокзала сохранилось очень много деталей с прошедших дореволюционных времен. Например, скамейки и ограничители у касс.
Оригинальные дверные ручки
И светильники
Ажурная ковка ограждений и лестниц
Двери украшенные орнаментом в стиле модерн.
Уникальные металлоконструкции дебаркадера.
Парадная лестница Витебского вокзала украшена мраморными перилами с декоративными бронзовыми вставками. Бюст Николая I на парадной лестнице Витебского вокзала был установлен 2003 году.
А часы, изготовленные заводом Вагнера в Висбадене работают без сбоев с 1904 года.
Кажется, время тут остановилось, настолько хорошо передается атмосфера начала прошлого века.
Неудивительно, что Витебский вокзал облюбовали киношники.
Залы и особенно платформа Витебского вокзала очень соответствуют исторической эпохе начала XIX – начала XX века и часто становятся съёмочной площадкой.
Киношедевров тут снято немало. Из самых известных - фильмы «Шерлок Холмс», «Анна Каренина», «Троцкий», «Брат», «Серебряные коньки».
Ну и куда же без блогеров и любителей фотографии!
Витебский вокзал Санкт-Петербурга является одним из самых часто фотографируемых в стране.
Иногда здесь организуют даже свадебные фотосессии. Особенно хорошо удаются снимки на кованной ажурной лестнице .
Кто хочет прикоснуться к живой истории и пополнить личные архивы концептуальными фотографиями и приезжайте на Витебский вокзал, он прекрасен!
А ещё с Витебского вокзала можно уехать в Пушкин (Царское Село) и в Павловск на пригородной электричке, а также в Адлер и Белоруссию на поездах дальнего следования.
Спасибо что прочитали статью! Ставьте лайки, пишите комментарии и подписывайтесь на канал❤️