Найти в Дзене
Зимнее лето

Этому вокзалу уже 187 лет, он работает до сих пор и прекрасно сохранился. Где находится?

В один из дней, проведенных в Санкт-Петербурге ,вместо того , чтобы как все приличные туристы утюжить Невский, или Дворцовую площадь , мы отправились на вокзал. На самый интересный и старинный вокзал в нашей стране

Кто знает с чего началось железнодорожное сообщение у нас в стране? И где находится самый первый вокзал построенный в Российской империи?

Оказалось в шаговой доступности от нашего места проживания.

Ловите локацию - метро Пушкинская . Витебский вокзал.

Это непростой вокзал, а самый старейший в России и поистине уникальный. Именно с ветки, соединившей в 1837 году Царское Село и Петербург, началась история железных дорог.

Витебский вокзал
Витебский вокзал

Первый российский поезд, получивший название «Проворный», отправился со своей платформы в императорскую резиденцию в Царском Селе без малого 187 лет назад.

Первое здание вокзала было построено из бруса и небольших размеров, поэтому спустя уже 12 лет его снесли и построили более капитальное. Располагалось оно на пересечении Загородного проспекта и ныне исчезнувшего Введенского канала.

Здание вокзала, такое, каким мы его видим сейчас - было введено в эксплуатацию в 1904 году, и было создано в модном на то время стиле "модерн". Это лёгкость металлических конструкций, большие полукруглые окна, для максимального естественного освещения, высокие арки, широкие лестницы, обилие декора.

Внутри - сплошной "модерн"
Внутри - сплошной "модерн"

Все прогрессивные новшества и приемы того времени воплотились в новом Витебском вокзале - электрическое освещение, канализация, лифт для пассажиров, а также багажная подъёмная машина.

 Лифт для багажа образца 1904
Лифт для багажа образца 1904

Шрифт тоже узнаваемый - того времени
Шрифт тоже узнаваемый - того времени

В частности, багажная подъемная машина сохранилась и по сей день и ещё работает !

Теперь это лифт с современной "начинкой"
Теперь это лифт с современной "начинкой"

После революции первозданный архитектурный облик вокзала и интерьеры царских времён разрушать не стали. Но в пылу борьбы с "проклятым царизмом" вокзал стал Детскосельским, в связи с переименованием Царского села. А в 1935-м снова Витебским по названию конечной точки маршрута. 

Во время блокады Ленинграда Витебский вокзал замаскировали под руины. Настолько хорошо, что даже ленинградцы не сомневались: здание сильно пострадало от бомбёжки. Таким образом его удалось сохранить.

Витебский вокзал - слева станция метро "Пушкинская"
Витебский вокзал - слева станция метро "Пушкинская"

В зале Витебского вокзала установлен памятник инженеру Ф.А. Герстнеру.

Световой зал
Световой зал

Именно он Предложил Николаю I начать строить в России железные дороги. Предложены были сразу несколько маршрутов : Петербург- Москва, Петербург- Одесса, Москва- Нижний Новгород и Москва -Коломна.

Специальная комиссия, назначенная императором, осторожничала и разрешила только создание опытного участка железной дороги Петербург — Царское Село. Для самой первой ветки в императорскую резиденцию были закуплены в Англии два паровоза.

В руках у бронзового Герстнера - как раз макет одного из них - под названием «Проворный»

Основатель РЖД
Основатель РЖД

Им Франц Антон фон Герстнер управлял лично во время его первого рейса в 1837 году. 27 километров от Петербурга до Царского Села паровоз пролетел за 35 минут, со средней скоростью 51 км/ч - что весьма прилично для техники того времени…

Внутри Витебского вокзала сохранилось очень много деталей с прошедших дореволюционных времен. Например, скамейки и ограничители у касс.

Старинные скамьи в зале
Старинные скамьи в зале

Для чего эта конструкция? Наверное для формирования очереди.к окошку кассы. Сейчас кассы в другом месте, а перила остались
Для чего эта конструкция? Наверное для формирования очереди.к окошку кассы. Сейчас кассы в другом месте, а перила остались

Оригинальные дверные ручки

Конструкция дверных ручек очень удобна и актуальна до сих пор
Конструкция дверных ручек очень удобна и актуальна до сих пор

И светильники

Светильники хорошо сохранились
Светильники хорошо сохранились

Ажурная ковка ограждений и лестниц

-13

Ажурная ковка ограждений
Ажурная ковка ограждений

Световой зал
Световой зал

Двери украшенные орнаментом в стиле модерн.

Двери более 100 лет
Двери более 100 лет

Уникальные металлоконструкции дебаркадера.

Металлические колонны
Металлические колонны

Сочетание сурового металла и нежность цветка
Сочетание сурового металла и нежность цветка

Парадная лестница Витебского вокзала украшена мраморными перилами с декоративными бронзовыми вставками. Бюст Николая I на парадной лестнице Витебского вокзала был установлен 2003 году.

Парадная лестница Витебского вокзала
Парадная лестница Витебского вокзала

А часы, изготовленные заводом Вагнера в Висбадене работают без сбоев с 1904 года.

Кажется, время тут остановилось, настолько хорошо передается атмосфера начала прошлого века.

Неудивительно, что Витебский вокзал облюбовали киношники.

Залы и особенно платформа Витебского вокзала очень соответствуют исторической эпохе начала XIX – начала XX века и часто становятся съёмочной площадкой.

Именно сюда на эту платформу во всех исторических фильмах, медленно подходит паровоз в клубах пара
Именно сюда на эту платформу во всех исторических фильмах, медленно подходит паровоз в клубах пара

Киношедевров тут снято немало. Из самых известных - фильмы «Шерлок Холмс», «Анна Каренина», «Троцкий», «Брат», «Серебряные коньки».

Ну и куда же без блогеров и любителей фотографии!

Концептуальные фотосессии
Концептуальные фотосессии

Витебский вокзал Санкт-Петербурга является одним из самых часто фотографируемых в стране.

Иногда здесь организуют даже свадебные фотосессии. Особенно хорошо удаются снимки на кованной ажурной лестнице .

Тоже понаделали снимков
Тоже понаделали снимков

Кто хочет прикоснуться к живой истории и пополнить личные архивы концептуальными фотографиями и приезжайте на Витебский вокзал, он прекрасен!

А ещё с Витебского вокзала можно уехать в Пушкин (Царское Село) и в Павловск на пригородной электричке, а также в Адлер и Белоруссию на поездах дальнего следования.

Спасибо что прочитали статью! Ставьте лайки, пишите комментарии и подписывайтесь на канал❤️