Найти тему
Видима и свободна

Задайте вопрос дирижессе

Это спросите_экспертку — рубрика, гостьи которой делятся знаниями и опытом с вами, подписчицами канала «Видима и свободна».

Сегодня у нас в гостях Мария Курочкина. Ей слово:

Привет! Мне 34 года, и я дирижесса симфонического и оперного оркестра.

У меня был непростой путь к профессии. В училище первый учитель по факультативу по дирижированию облапал меня на уроке, и я ушла. Мне понадобилось ещё несколько лет, чтобы осознать: я давно мечтаю стать дирижессой. Я знала, что будет, когда я скажу об этом: все (кроме двух восхитительных женщин) ответили, что я сошла с ума и ничего у меня не выйдет, когда парням говорили: «Попробуй, может, у тебя талант! Никогда не знаешь, пока не попробуешь».

А я пахала как проклятая с 5:30 утра до 1 ночи каждый день в течение года — и поступила в Московскую консерваторию с высшим баллом. Но, несмотря на это, один из профессоров отвёл меня в сторону и спросил: а детей когда будешь рожать?

В общем, примерно так я и училась. Постоянно что-то организовывала, бралась за неблагодарную работу за бесплатно и даже без спасибо, ездила на фестивали и верила, что всё смогу, а дружный коллектив профессоров МГК пытался всеми силами доказать обратное. Серьёзно: у меня целый год не было уроков по дирижированию, я ходила к ректору и скандалила! Я учила себя сама: просила подруг поиграть за еду. А потом я выиграла участие в мастер-классе дирижессы Марин Олсоп с оркестром BBC в Royal Festival Hall, и после этого меня стали хотя бы к консерваторскому оркестру подпускать. Когда надо срочно подменить главного дирижёра, а просить мальчика рискованно: вдруг оперу за два дня не выучит (классический стеклянный обрыв, ага).

За 5-летнюю учёбу я прошла путь от ужасной внутренней мизогинии (я уникальная, лучше всех женщин, почти как мужчина!) до радфема. После выпуска в 2020-м, в разгар ковида и борьбы с депрессией, я поняла, что карьеру в России сделать не смогу. Просто гуляла около филармонии и заметила, что не вижу на афишах ни одного женского лица. И поняла простую вещь: не во мне дело, чёрт побери, а в системе.

Я пораскинула мозгами и решила поступать в докторантуру в США. Что и сделала. Я начала учёбу с осени 2022-го, но из России я уехала 25 февраля 2022 г. в один конец. В марте поучаствовала в конкурсе дирижесс La Maestra в парижской филармонии. Несколько месяцев оформляла документы, сидела во Франции, Армении и Грузии, а в августе уехала в Штаты.

Сейчас живу в Бостоне и учусь в докторантуре по оркестровому дирижированию в Бостонском университете, закончила второй год из трёх, пишу диссертацию.

Я делаю вид, что учусь (после консерватории неприлично легко), много работаю, занимаюсь карьерой, а ещё начала создавать свой оркестр! Через месяц поеду на фестиваль в Чикаго ставить и дирижировать оперу, чему невероятно рада. Отчаянно борюсь с синдромом самозванки: даже на этот фестиваль в Чикаго я подалась как дирижесса-ассистентка — а меня позвали главной дирижессой.

С удовольствием расскажу про мир академической музыки в России, Европе и США, как выглядит мизогиния в мире музыки, музыкантский радфем, музыкантское Me Too. Про классных дирижесс и любимых композиторок. А ещё — почему фильм «Тар» с Кейт Бланшетт вызывает у меня гнев и желание орать.

Я могу рассказать про опыт поступления и дать советы. Правда, мой опыт релевантен больше тем, кто поступает на музыкальные программы, потому что у нас своя специфика. Но про студенческие визы, легализацию, стипендии, артистические визы и гринкарты тоже могу рассказать: это универсально для всех.

Я обожаю свою профессию и с удовольствием отвечу на любые вопросы — от общих вроде «зачем дирижессе палочка, что делает дирижесса, как нас учат, как устроен оркестр» до узкоспециальных, если вдруг тут есть коллеги-музыкантки или поклонницы симфонической музыки.

Хочу задать вопрос гостье

Оставьте комментарий в моём телеграм-канале 22 или 23 мая. Спрашивайте всё, что хотите. Экспертка сама решит, на какие вопросы отвечать. Через неделю я опубликую её ответы.