Найти тему

«Ком экспозиции», или где в сюжете давать справочную информацию

Оглавление

Как быстренько можно уничтожить интерес читателя к истории, разместив в самом начале всю справочную информацию? Шандарахнуть инфой по голове так, что и вопроса не останется – читать ли дальше? Как бы все уже сказано. Такое начало часто называют «комом экспозиции».
Вместе с тем, а где еще, как не в самом начале, давать информацию, чья главная задача – ввести читателя (иногда и героя) в курс событий?
Давайте рассмотрим еще один способ подачи подобной информации.

Виды способов по месту в произведении

-2

1️⃣ Пролог

У пролога много функций, но нас интересует лишь одна из них:

Пролог – это художественное вступление, введение в литературное произведение, непосредственно с ним не связанное. Пролог содержит справочную информацию о мире и героях, ключевую информацию о событиях, которые предшествовали тому, о чем говорится в произведении.

Плюсы:
► можно сразу выделить главную тему и основную идею произведения, заинтриговать читателя намеками,
► создать необходимую атмосферу,
► рассказать предысторию и раскрыть причины будущих событий,
► познакомить с будущими героями, персонажами,
► в цикле напомнить читателю, что происходило в первой книге.

Минусы:
► пролог часто путают с предисловием, а это не одно и то же.
► Пролог требует эпилога, а об этом авторы иногда забывают.
► Пролог может стать настолько интересным, что основной сюжет разочарует читателя.
► Справочная информация дается настолько запутанно, непонятно или, наоборот, топорно, без интриги, прямым текстом, что и читать дальше не хочется.
► В пролог автор пытается впихнуть абсолютно все, из-за чего и получается инфосвалка большого объема.

Я довольно начитанный человек, скажу так: редко у кого встречал увлекательный пролог, честно. А он должен «захватить» читателя мгновенно.

«ПРОЛОГ
У меня есть для вас история. У нее много начал и, возможно, один конец. А может, и не один. Начала и концы так или иначе вещи условные — игра мысли, фантазии. Где по-настоящему начинается любая история? Всегда существует какой-то контекст, всегда — куда более грандиозное полотно, всегда — что-то до описываемых событий, если только мы каждую историю не начинаем так: БАХ-ТРАХ-ТАРА-РАХ! Большой взрыв. Шшшшшш… — а затем не пересказываем всю последующую историю Вселенной, прежде чем перейти к конкретному вопросу, который и является предметом нашей истории. Точно так же не бывает финального конца, если только это не конец света…
И тем не менее у меня есть для вас история. Мое непосредственное участие в ней было бесконечно малым, и я даже имя свое не собирался называть — слишком уж это самоуверенно.
И тем не менее я присутствовал там — в самом начале одного из таких начал».
(«Алгебраист», Иэн М. Бэнкс)

Часто пролог путают с экспозицией. Они похожи, но разница между ними есть. Многие литературоведы замечают, что пролог рассказывает, а экспозиция описывает.
Описание отличается от рассказывания более полным словесным представлением героев, мира, ситуаций, явлений с перечислением конкретных деталей (признаков, характеристик, определений), которые делают текст интересным, интригующим, оригинальным, даже уникальным.

Экспозиция – часть произведения, предшествующая началу развёртывания единиц структуры произведения, в частности, часть произведения в драме, эпосе, лирике, которая предшествует началу сюжета. В экспозиции следует расстановка действующих лиц, складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт.

2️⃣ Прямая экспозиция

Прямая экспозиция – это предыстория, введение в сюжет, знакомство с персонажами, начало развития событий, данные хронологически в начале произведения до завязки, до основных действий (первая или несколько начальных глав).
Я уже не буду говорить о
плюсах – они понятны.
Однако у прямой экспозиции есть и
минусы: затянутость, насыщенность названиями, терминами, изложение всего и сразу.

Хорошее решение – сосредоточиться на чем-то одном. Например, выберем знакомство с персонажами.
В прямой экспозиции персонажи описываются в общей форме: кратко даются самые важные данные биографий, без объяснений показываются важные взаимоотношения – будущие основы событий. Можно несколькими деталями передать образ жизни, портретные характеристики.
Вспомните салон Анны Павловны Шерер в начале романа
Л.Н. Толстого «Война и мир». Там происходит знакомство читателя не только с главным героем, но и с огромным количеством персонажей.
Место экспозиционного события не так важно, а вот указание на время – обязательно. На приеме у Шерер все так или иначе говорят о предстоящей войне с французами.

Джон Рональд Руэл Толкин в первой главе книги «Хоббит или туда и обратно» мастерски соединяет рассказ о главном герое с рассказом о мире: кто такие хоббиты, где и как живут, чем занимаются, об их культуре, о тех, кто еще населяет этот мир. Здесь же из уст Торина звучит информация (большой монолог) о причинах будущих событий, история о драконе. Он отвечает на просьбу Бильбо: «И все-таки я хочу услышать все подробно и по порядку».

«— Ну, хорошо, так и быть, — сказал Торин. — Много лет тому назад, во времена моего деда Трора, нашу семью вытеснили с Дальнего Севера, и ей пришлось перебраться со всеми своими богатствами и орудиями труда назад, к этой самой Горе, что на карте. Гору эту некогда открыл мой давний предок Трейн Старший, но теперь гномы из нашего рода принялись за нее всерьез: изрыли ее вдоль и поперек, расширили жилища и мастерские, и при этом, как я понимаю, нашли довольно много золота и массу драгоценных камней. Как бы там ни было, они баснословно разбогатели и прославились, и дед мой стал королем Под Горой, и его очень чтили люди, которые поначалу жили на Юге, но постепенно расселились вверх по Реке Быстротечной до самой долины под сенью Горы». («Хоббит или туда и обратно», Толкин)

То есть в первой главе сразу и введение в сюжет, и представление героев, и начало развития событий. В этом главный плюс прямой экспозиции, а минусы те же, что и для пролога.

Разновидность прямой экспозиции – экспозиция-преамбула. Это своеобразное вступление не только с описанием предыстории, необходимой информацией о мире произведения, о будущих действиях, но и авторским разъяснением темы, проблемы, конфликта и пр.
Преамбулу часто использовал, к примеру, Станислав Лем.

3️⃣ Задержанная экспозиция

Задержанная экспозиция – это объяснительно-справочная информация, которая дается после завязки, части действий.
Плюс. Герой с самого начала оказывается в сложной ситуации. Такая завязка сразу ставить проблему для героя, интригует читателя. Информация о герое, о происходящем дается намного позже.
Задержанная экспозиция хороша во всех жанрах, особенно характерна для фантастики, мистики.
Знаменитый цикл
Уайта о космическом госпитале начинается с небольшого произведения «Эскулап». Писатель сразу показывает непростую ситуацию для главного героя: ему предстоит в сложнейшей обстановке спасти инопланетянина. И только потом мы узнаем и историю самого госпиталя, и – по частям – историю его главного психолога О'Мары.

«ГЛАВА 1
Существо, что заняло спальный отсек в каюте О'Мары, весило с полтонны. Шесть коротких толстых щупалец служили ему то руками, то ногами, а кожный покров напоминал гибкий стальной панцирь. Для существ с планеты Худлар, где сила тяжести вчетверо, а давление всемеро больше земного, такое телосложение было обычным. Но О'Мара знал, что, несмотря на огромную силу, существо это было беспомощным, ибо имело всего лишь шесть месяцев от роду и только что оказалось свидетелем аварии, в которой погибли его родители, а понимало достаточно, чтобы это зрелище его потрясло».
(«Эскулап», Джеймс Уайт)

Кажется, у задержанной экспозиции нет минусов. Однако замечу, что начало сюжета с задержанной экспозицией должно быть по-настоящему захватывающим, интригующим, чтобы захотелось читать дальше.

4️⃣ Обратная экспозиция

Обратная экспозиция находится в конце книги. Ее задача – объяснить все, что происходило. Характерна для детективов.
Плюс – интрига сохраняется до самых последних страниц.
Минус – если не делать намеков, то читатель может разочароваться.

Итак, все виды способов подачи информацию по месту в произведении хороши.
Важно:
► и пролог, и экспозиция любого вида должны быть увлекательными, но не перегруженными;
► автор знает о героях, о мире произведения все, но читатель не обязан знать все нюансы с первых строк;
► информацию можно дозировать, давать блоками там, где нужно, это сделает ее нескучной;
► что-то можно и повторить, чтобы читатель не возвращался к началу для уточнений.

Все статьи в подборке "Сюжет"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.