Чему нас учит «Олимпийский» сервиз?

103 прочитали

Любовь может быть романтичной пасторалью, а может стать разрушительной силой — чему нас учит «Олимпийский» сервиз?

Изображения на двадцати шести десертных тарелках посвящены любовным коллизиям богов и героев. Условно эту тему можно назвать «Образы любви». В них в бравурном прославлении любви и брака появляются нотки назидательности. Чувства подвергаются анализу, и перед зрителем проходит целая галерея образов-напоминаний и образов-предостережений👇

Нет ничего чище и выше, чем материнство («Исида, кормящая Гора»), однако материнская гордыня может иметь трагические последствия («Аполлон и Диана, мстя за оскорбление Латоны, убивают детей Ниобы»). Ревность недопустима, она превращает человека в чудовище («Медея, покинутая Ясоном, убивает своих детей»), а чувство любви требует доверия и взаимного уважения («Кефал и Прокрида»). Любовь не терпит принуждения («Отъезд Энея»). Даже боги не в силах избежать любви, но божественный статус — не гарантия взаимности и счастья («Сиринкс, преследуемая Паном»). Любовь зовет к подвигам («Персей и Андромеда»), но опрометчивый поступок может разрушить все («Орфей и Эвридика»).

«Олимпийский» сервиз — это своего рода комплекс советов, поданных в изысканной аллегорической форме. Он призывает будущую владелицу сервиза любить своего мужа и доверять ему, стать верной женой и матерью, избегать ревности и не быть излишне надменной и гордой. Если молодая супруга учтет все, ее счастье будет беспредельно, а семья будет процветать под благосклонными взорами богов.

Уверены, теперь, рассматривая сервиз в Оружейной палате, вы будете воспринимать его совершенно по-другому.

© Музеи Московского Кремля