Нужно ли бизнес-образование инженеру и еще про сопротивление изменениям

Нужно ли бизнес-образование инженеру и еще про сопротивление изменениям
Нужно ли бизнес-образование инженеру и еще про сопротивление изменениям
Карточка статьи
Карточка статьи

Тут на днях у меня брали интервью в бизнес-школе, где я когда-то изволил получать знания. Ссылку оставлять не стану — ибо мои ссылки там, в том числе на этот блог, были исключены.

В первоначальной редакции я затрагивал вопрос необходимости бизнес-образования для инженера вообще, но эти мысли в финальный вариант не попали. Как и те, где рассуждал, что никакого гарантированного увеличения дохода после обучения у выпускника не случится (но возможен вариант, что его просто не уволят). Ну и еще несколько кощунственных, видимо, заявлений вырезали. Спорить с правками я не стал.

Про не попавшее в публикацию и хочу поговорить. У большинства моих взрослых и состоявшихся знакомых инженерно-технических работников (ИТР) сложилось определенное мнение по вопросу, которое сводится к тому, что оно все фигня и никому не нужно. А все, что нужно, человек знает или прочитает при необходимости в спокойной домашней обстановке. Читать, конечно, никто ничего не будет. Ну если совсем не припрет.

Почему так? Это интересный вопрос, который вновь стоит того, чтобы его обсудить. И вовсе не потому, что я кого-то призываю срочно чему-то учиться (хотя вру — я всегда призываю чему-то учиться, но не обязательно управлению и экономике). Вовсе нет, про это дальше. Но замените MBA чем-то другим — теорией бережливого производства, например. Результат будет тем же.

Формально собеседник, конечно, скажет, что у него нет времени или что работодателями, он где-то читал, такое не востребовано. Все это придумали буржуи, чтобы управлять папуасами грабить простой народ. Какой бизнес есть вообще в России? Самое популярное возражение — нет денег на всякую ерунду. И еще множество различных официальных причин ничего не делать, которые, впрочем, не имеют никакого отношения к действительности.

Есть, конечно, класс людей, который за любой кипишь, кроме голодовки. Не факт, что они понимают, зачем учатся. Зато могут прекрасно опровергнуть вышеназванные отговорки своим примером, чем жутко окружающих раздражают. Особенно, если что-то из новых знаний им таки удается применить к вящей своей выгоде.

Вся суть бизнес-образования по мнению знающих людей
Вся суть бизнес-образования по мнению знающих людей

Впрочем, работал у меня сотрудник, который был более честен, возможно, сам не понимая этого. Когда речь зашла про «престижный диплом», он сказал, что просто не любит тех, кто его имеет. Он работал в компании, где ему было хорошо, потом туда пришел директор с корочками и заставил работать все развалил. На самом деле факт лишь в том, что компания, про которую говорилось, была закрыта. Никакого объективного расследования причин никем не проводилось, а если и проводилось, то рядовому работнику результаты не докладывали. Но руководители могут быть разными, тут спору в общем нет, а образование еще не свидетельствует ничего о качестве своего обладателя. О своем понимании эффективного менеджера в техническом проекте я писал, кстати, тут.

Сразу тогда мне пришел на ум другой случай, когда мы работали с предприятием, а генеральным директором там трудилась женщина, специализирующаяся на организациях «в глубокой *опе депрессии». Так вот, когда собственники начинали осознавать нехорошие тенденции, то звали ее… нет не для того, чтобы все наладить (хотя, полагаю, такой вариант их тоже устраивал), а чтобы спасти от неприятных последствий банкротства непосредственно ключевых акционеров. Субсидиарная ответственность — это бывает немного неприятно. Теперь сравните данную цель с тем, что ожидает (про ожидания и реальность тут) рядовой сотрудник завода. Понятное дело, что ему никто ничего не расскажет, ведь директору-то надо чтобы он доработал до часа Х с полной отдачей своих сил, а не сбежал при первой возможности. Чтобы понять происходящее, принять взвешенное решение, как действовать, ему нужно много разных знаний, который, как правило, нет. Ну и избавиться от мировоззрения, которое словно ширма, не дает воспринимать факты.

Мировоззрения наше формируется под влиянием нескольких элементов. Если кратко, то во всем виноваты:

а) истории, что зацепили когда-то и цепляют сейчас (когда-то рассказали родители учителя, прочитали в интересной книге, услышали по радио, увидели в телевизоре интернете в этом блоге на популярном видеохостинге): «вот один знакомый рассказал, что чиновники воруют»;

б) символические категории и понятийные представления: «хорошо / плохо», «добро / зло», «воровать — плохо», «не врать — хорошо»;

в) объясняющие причинно-следственные схемы: «если чиновники воры, а часто пишут, что они имеют бизнес-образование, то все, кто его получает плохие».

Как-то так, но понятно дело: все строго индивидуально. Популярно об этом рассказывает, например, Эрик Берн, да и еще куча психологов (я не про инфо-цыган, если что). Тема более-менее изучена. В менеджменте вопрос также рассматривается. Нужно ли такое знание обычному инженеру? Если он осознал какую-то проблему в себе, то лишним не будет. Хотя в таких случаях рекомендуют обычно топать к профессионалу, дабы снять с себя любую ответственность. Но если все устраивает — то и ладно. Другое дело, что без понимания рассмотренного механизма довольно сложно что-то изменить в человеке (в том числе себе), а управление — это и про изменение окружающих людей.

В молодой компании все плохо со сроками реализации проектов и вообще бардак. Принимается решение о том, что руководитель теперь составляет в начале графики, подписывает у причастных, осуществляет контроль отклонений. «Ничего не выйдет», — говорит руководитель и расписывает множество причин, почему ни к одной зафиксированной дате ничего не будет сделано. Такое у него сейчас сформировалось мировоззрение на основании случающихся вокруг историй. Да и по отношению к тому, кто ставит задачу имеются вопросы и отсутствует доверие. Чтобы изменить ситуацию нужно поработать с базой. Увы, чтобы создать историю, сначала надо вовлечь в нее героя силой. Поэтому получив соответствующие «ценные указания» тот пулей, но матерясь про себя, следует выполнять конкретное поручение.

График составлен и подписан с кучей примечание типа «сроки указаны при условии». И надо сказать, что это уже достижение. Появляется перечень дополнительных факторов, за которыми надо следить, но раньше как-то не думали. Понятное дело, что в таком виде, все равно еще ничего не заработает. Под полученный график, возможно, после анализа нужно перераспределить ресурсы. Надо подсказать герою какие-то вещи, что он ранее не делал, а теперь должен сделать. Но цель заставить работать его иначе, чем он привык уже выполнена. Появляется опыт. И вот первые результаты — все не идеально, но пилотный проект по новой схеме реализован с просрочкой всего на неделю, а ранее это были месяцы. Да наш руководитель-то молодец! Появляется новая история (хотя ты не верил, но вот он результат), как положено: с драматическим контекстом, конфликтом и хэппи-эндом. Прекрасно, если она тут же уйдет в массы. К высшему руководству после всего, что между ними было, отношение у нашего героя улучшится.

Вот теперь хорошо бы закрепить результат теорией. Той самой, на которую у руководителя не было времени и вообще, глупость она все, ничего все-равно работать не будет. Вооружившись ей, как лопатой, пойдет он, если не глупый человек, перекапывать хлебные поля своей трудовой деятельности.

Между тем часть инженеров рано или поздно становятся руководителями. Не обязательно начальниками, но род решаемых задач кардинально меняется, на сцену выходит его величество менеджмент и люди, от которых требуется что-то обязательно получить в срок и с определенным качеством. Вариант интуитивного вхождения в роль никто не отменяет. Как и в случае с талантливым военачальником, которому устав только мешает, вполне себе боевой вариант. Но, откровенно говоря, чрезвычайно редкий. Вся наша цивилизация — результат осмысления опыта человечества, превращения его в теорию, а последней — в машины, механизмы и прочих помощников.

Была у меня тут социально-философская статья на тему, что значит быть технократом. В условиях ограниченных ресурсов, да с учетом архисложной деятельности для достижения целей уже давно недостаточно бытовых умозаключений и таланта, нужны знания.

Ну в-принципе, основную функцию выполняет, но так делать крайне не рекомендуется
Ну в-принципе, основную функцию выполняет, но так делать крайне не рекомендуется

Вот. А дальше мы все равно приходим ко все тем же целям и ожиданиям. Если инженер не знает, зачем идет учиться, поверил рекламному баннеру, обещающему ему сразу много-много денег, офигительную карьеру и всеобщее преклонение, словно перед Темным Властелином, то ах и увы — такого не будет. Потому как волшебных пилюль от идиотизма еще не придумали. Отсюда глубокое разочарование и история «они все врут».

А между тем после прохождения курсов сварщика совершенно не факт, что вы научитесь варить, а уж тем более электрической дугой, да под аргоном.

На что можно рассчитывать по итогу по-моему мнению, да и то — при усердной работе
На что можно рассчитывать по итогу по-моему мнению, да и то — при усердной работе

Ну и самый интересный вопрос — практической пользы. И тут я хочу разочаровать многих: все неоднозначно. Помните, что во многих знаниях много печали? Так вот, было мне недавно предложение, от которого сложно отказаться. Много-много «интересной» работы, но куча денег по итогу. Когда-то бы я, не раздумывая, согласился. А теперь начал всякие вопросы задавать, да по финансовым показателям. Как портфель заказов формируется, плановая выручка, количество персонала, уровень зарплат, как формируется цена. Что и как стоит нынче, какая маржинальность по рынку средняя, если не торговать изделиями в золоте, конечно, понимание имелось. И вот пазл не сложился. Ну не с чего, если не случится чудо, мне платить обещанное. Нет, может в бизнес-плане оно тоже заложено, но... в другой раз.

Так что, мои маленькие карьеристы, такой вариант тоже возможен.

MBA: один из возможных вариантов развития карьеры
MBA: один из возможных вариантов развития карьеры

Хотя все-таки нет. Шутка. Невозможен: первичное же высшее инженерное образование у вас никто уже не отнимет и оно помереть с голоду вам и вашей семье не даст.

Ознакомиться с содержанием журнала.

Уважаемые коллеги, желаю хорошего дня. Подписывайтесь, чтобы иметь возможность обсудить со мной вашу задачу в комментариях. Буду рад лайку, альтернативному мнению или истории по теме статьи.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №1: Оценки, суждения и предложения по рассматриваемым вопросам являются личным мнением автора.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №2: Техническая информация, представленная на сайте, не является официальной и предоставлена только в целях ознакомления. Владелец сайта не несет никакой ответственности за риски, связанные с использованием информации, полученной из данного источника.

Все изображения, если не указано иное, либо выполнены автором, либо взяты из открытых источников.