Найти тему

Удалять нельзя оставить. Вечная проблема фотографа

Оглавление

Много-много лет назад я решила "навести порядок" в своем архиве и выкинула старые ч/б пленки. До сих пор не могу вспомнить что меня подтолкнуло к этому шагу. Масштаб сотворенной глупости осознала только после серьезного увлечения фотографией. Потом я впала в другую крайность, оставляя все (!) кадры в надежде на шедевр. Нет, гениальных еще не обнаружила, но рада, что сохранила несколько десятков действительно интересных карточек. С опытом я, кажется, нащупала золотую середину, изрядно освободив при этом место на жестких дисках. Но все равно нет-нет, да и сохраню что-нибудь лишнее. На всякий случай.

Я до сих пор помню некоторые снимки, которые при другом кадрировании могли бы претендовать на звание хорошей фотографии, но которые я по неопытности посчитала неудачными и удалила. Помню как выбрасывала картинки, которые мне казались скучными, а меж тем на них были изображены либо здания, которых уже нет или они перестроены, либо знаковые события, либо просто моменты, которые становятся интересными только спустя годы.

Однажды от питерского фотокора Павла Михайловича Маркина услышала интересную историю. На фотографии, которую он сделал в пору служения в армии, оказался очень известный ныне политик, а тогда "зеленый" солдат, неумело тянущий носок в строю. Через много лет рядовой снимок приобрел историческую ценность.

Все это заставило меня пересмотреть параметры отбора файлов для цифрового архива и выделить несколько основных критериев.

Один из них помогла мне найти философия шведской "предсмертной" уборки:

  • то, что будет интересно другим после моей смерти
  • то, что интересно только мне здесь и сейчас

Это помогло выделить в отдельную группу семейный архив, где критерии отбора самые мягкие. Да, здесь очень легко впасть в крайность, оставляя стопицот умильных картиночек, невзирая на их техническое несовершенство.

Утешаю себя лишь тем, что это совершенно нормально для мамы, ведь на этих фотографиях изображены дети, родители, бабушки, дедушки и прочие близкие люди. Хотелось бы успеть сверстать родовую книгу, но даже если останется только внятный семейный архив, это уже хорошо. Поэтому пока просто четко систематизирую все файлы, выкидывая лишь технический брак.

2015 год. Фото из семейного архива
2015 год. Фото из семейного архива

Но что делать с остальными фотографиями: видовыми из семейных или личных поездок, стрит-съемками, репортажами с мероприятий и прочими? Это то, что нужно только мне и только сейчас, но память дисков не безгранична. Здесь на помощь приходят другие критерии.

То, что нельзя повторить

Повторить в широком смысле, а не конкретно мне. Это снимки уникальных явлений природы, неординарные сюжеты, важные персоны и так далее. Здесь тоже часто прощается смаз, расфокус, зерно, недостатки композиции и прочие ужасы одержимых фотографов. И чем эксклюзивнее кадр, тем больше прощается.

Правда, и тут могут быть проколы. У меня в архиве была фотография одного знакового объекта Екатеринбурга. Картинка показалась мне проходной и при очередном разборе архива я пару лет назад отправила её в корзину. А недавно прошлась по этому объекту с экскурсией и сто раз пожалела о своем поступке. Ведь на удаленной фотографии были артефакты, которые я по неопытности посчитала неважными и неэстетичными.

Поэтому теперь я отношусь внимательнее к граффити в подземных переходах, старым домам, маленьким улицам и вообще любому городскому пространству. Как показал опыт, даже самые обычные городские пейзажи со временем могут стать свидетелями истории.

Это самая обычная фотография без особых претензий на художественность, снятая в 2010 году. Башню снесли в 2018. Да, кадр не эксклюзивный, что-то подобное наверняка есть в архиве и у других фотографов, но личная картинка радует больше, чем скачанная из интернета
Это самая обычная фотография без особых претензий на художественность, снятая в 2010 году. Башню снесли в 2018. Да, кадр не эксклюзивный, что-то подобное наверняка есть в архиве и у других фотографов, но личная картинка радует больше, чем скачанная из интернета

То, что вызывает сомнение

У меня на компе есть папка "Странные картинки". Туда попадают снимки, часть из которых можно даже отнести к техническому браку, но рука не поднимается их выбросить – они порой весьма забавны.

Какие-то сделаны машинально по привычке фиксировать происходящее, не особо размышляя о том, что снимаю и для чего. Другие – кадры серийной съемки, сделанные в стремлении поймать, например, лучшую фазу движения. Третьи – "пристрелочные" кадры, когда ищешь оптимальные настройки. В общем, варианты могут быть самые разные.

Среди них и такие, которые я делала целенаправленно: выстраивала композицию, искала лучший ракурс, выставляла свет. Чаще всего это учебные работы. На них потрачено столько труда и сил, что просто не поднимается рука отправить их в мусорку. А что с ними делать дальше – непонятно.

Все эти картинки лежат в своей папке порой годами как кандидаты на вылет, а потом оказывается, что вот именно такой сюжет и нужен для иллюстрации какого-то конкретного текста 😊

Мой алгоритм отбора фотографий

С опытом приходит понимание какие фотографии удачны, а какие можно спокойно удалить. А вот новички порой удаляют не то и оставляют шлак. Чтобы не жалеть о бездумно выброшенных файлах, я приучила себя к нескольким простым шагам:

  1. Никогда не удаляю кадры во время съемки прямо с камеры.
  2. Никогда не удаляю кадры во время первичного отбора.
  3. Я обрабатываю фотографии в Лайтруме, где есть огромное количество вариантов для ранжирования. С их помощью я выбираю только удачные карточки, а про остальные временно забываю. Это и уменьшает время на отбор отснятого материала и снижает риск удалить что-то интересное по причине "замыленности" взгляда.
  4. Удаляю лишнее лишь когда съемка полностью обработана и отправлена заказчику, по ней написана статья или сверстана фотокнига.

И неважно какая это была съёмка ‒ коммерческий заказ или обычный стрит, задание от редакции или домашнее торжество. Я просто все время задаю себе вопросы из предсмертной уборки 😉

Почитать еще: